СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»

Урок: Окружающий мира 2 класс Тема: Будь природе другом! Учитель: Болотникова С.В.

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений. организовать совместную деятельность учащихся с целью обобщения и систематизации знаний по теме,


Тип урока:  по дидактической цели: комбинированный;

по характеру познавательной деятельности: репродуктивный с элементами объяснительно-иллюстративного и частично-поискового с применением ИКТ.


Задачи: обобщить знания детей о растениях и животных, занесённых в Красную книгу. Выяснить, каково значение каждого человека в деле охраны природы. Познакомиться с правилами поведения в природе и научить следовать им в повседневной жизни, развивать интерес, внимание, логическое мышление, память, воспитывать любознательность. Цели урока:

Развивающая: развивать у детей умение сконцентрировать внимание на конкретном материале; умение выделять из общего конкретное; развивать устную речь; развивать чувство ответственности за жизнь на планете; чувство эстетического восприятия природы; умение самостоятельно работать.

Гуманизационная: формировать у детей потребность к здоровому образу жизни.

Обучающая: познакомить детей с понятием «Правила друзей природы».


Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Оборудование: «Красная книга», рисунки детей знаков «Будь природе другом, карточки, презентация. Технические средства: компьютер, проектор


Формирование УУД:

Предметные:

Обобщить изученный материал по различным направлениям темы

Метапредметные:

-познавательные: развивать умения строить речевые высказывания, осуществлять поиск необходимой информации; устанавливать причинно-следственные связи

-регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу,

формировать умение выполнять взаимопроверку выполненного задания

-коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;

Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личностной ответственности за успех при выполнении учебной задачи.

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся получат возможность закрепить и обогатить свои знания об охране окружающей среды, о редких растениях и животных.

Метапредметные:

познавательные: учащиеся получат возможность оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей;

-коммуникативные: обучающиеся получат возможность высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль;

-регулятивные: обучающиеся получат возможность учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;

-личностные: обучающиеся получат возможность формирования собственной позиции в понимании ответственного отношения природе.

Средства обучения:

1.Учебник А.А.Плешаков; Окружающий мир. 2 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2012г. в 2-х частях.

Литература: Ю.Дмитриев «Книга природы», И.Акимушкин «Мир животных», Л.Н.Смирнова «Рекорды в мире животных», В.Бианки «Лесная газета». –

Ход урока:

I Организационный момент : Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы прищли на урок с хорошим настроением. Сегодня на уроке у нас много гостей. Мы рады вас всех видеть. Ребята давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки и поделимся с гостями своим хорошим настроением.

II Актуализация знаний

Задачи:

               Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.

               Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…(природа) –  Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 200 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Сейчас мы проверим свои знания по этой теме, проведём экспресс-тест


Тема: «Красная книга»

1.Как называется книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных?

1) Энциклопедия;

2) Красная книга;

3) Учебник «Окружающий мир».


2.Почему цвет у переплёта красный?

1)Цвет - тревоги; опасности.

2)Цвет - крови; жизни.

3)Цвет – яркий, тёплый.


3.Какое растение встречается в лесу, цветки его по форме напоминают башмачки, зацветает на 15 – 17 году жизни, занесено в Красную книгу?

1) Одуванчик;

2) Венерин башмачок;

3) Колокольчик.



4.Какое крупное животное, массивного и тяжёлого сложения, жизнь которого связана с лесом, занесено в Красную книгу?

1) Лев;

2) Зубр;

3) Бурый медведь.


5.О каких животных и растениях рассказывают страницы Красной книги?

1) Искусственно выведенные;

2) Известные;

3) Редкие, исчезающие.



6.Какое из этих растений, занесено в Красную книгу? Название его в переводе с китайского языка означает «человек – корень».

1) Лотос;

2) Орхидея;

3) Женьшень.

.




7.Сколько томов в Красной книге?

1) Один;

2) Два;

3) Три.



8.Сколько цветов используется для страниц в Красной книге?

1) три 2) четыре 3) пять



9. На страницах какого цвета в Красной книге печатают сведения о восстанавливающихся видах растений и животных? 1) зелёных 2) серых 3) красных





Комментарии к работе с экспресс-тестами.

Для проверки знаний учащихся по теме: 1 способ - у каждого учащегося на парте лежит картинка с клоуном. На месте шариков, которыми он жонглирует, прорезаны дырочки. Под картинку подкладывается чистый лист бумаги (принцип перфокарты). Запускается тест, слайды сменяются по времени. Дети выбирают правильный ответ и закрашивают шарик тем цветом, который выбрали для правильного ответа. По завершении теста они могут проверить его самостоятельно (в конце теста даётся образец оценивания) или друг у друга, либо сдать на проверку учителю, у которого это займёт немного времени.

2 способ рисуют шарики на листе бумаги тем цветом, который выбрали для ответа. Проверка занимает очень мало времени на уроке.

III Мотивация учебной деятельности: Задачи:

               Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

               Помочь соотнести старые знания с новыми.

Учитель читает стихотворение: На одной планете Дружно жили дети. Не разоряли гнёзда птиц Ради нескольких яиц, Не ловили по дубравам Рыжих белок для забавы, Рек не загрязняли Все старательно,  с  умом Берегли свой общий дом Под названием Земля, Где живём и ты, и я! (С. Крупина)

- Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали так. А всегда ли люди так поступают?


Код

169, 4585397 956230!

Ключ

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

М Б Г О П Р У Е И Д Ь


Сегодня на уроке у нас интересная и важная тема: Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. – Тема нашего урока: Будь природе другом! (слайд). IV. Работа по теме урока

 Наш урок будет познавательным и тревожным. Вы узнаете о ранах, которые наносят природе: загрязнение воздуха и воды, о животных, исчезнувших навсегда. На уроке речь пойдёт о том, как сохранить прекрасную природу Земли.

 - В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

- А что мы можем сделать для того, чтобы защитить природу, сохранить ее богатства? Люди решают проблемы охраны окружающей среды. Им не безразлично, что на земле сокращается численность определенных видов животных и растений. Чтобы этого не было, люди создали заповедники, заказники,               Заповедники – постоянно охраняемая территория.

 Заказники – временно охраняемая территория. А что ещё могут делать люди, чтобы защитить природу?

Давайте посмотрим презентацию «Будь природе другом»

 А какие еще правила друзей природы вы можете предложить?

-Исследование в малых группах

Сейчас вам предстоит интересная работа в группах. Вы будите составлять задания для теста. Чем тест отличается от кроссворда? (даются 2 неверных и один верный ответ, а в кроссворде нужно самому догадаться и вписать в клеточки правильный ответ) Зачитываем только вопрос. - Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. На доске рисунками записаны правила друзей природы. Соотнесите знак с правилом поведения в природе которое вы составили для теста. Спасибо за работу, а теперь давайте пройдём этот тест.

Правила друзей природы 1) Как нужно поступать с растениями друзьям природы? 1) ломать ветки деревьев и кустарников 2) не срывать цветы и не ходить по газонам 3) рубить любую ёлку в лесу на Новый год

2)Как нужно поступать с животными друзьям природы? 1)ловить бабочек, шмелей , стрекоз и других насекомых 2) нельзя ловить диких животных и уносить их домой 3) нужно ловить и обижать лягушек и жаб

3) Как должны беречь воду друзья природы? 1) сливать в водоёмы вредные вещества с заводов и фабрик 2) не закрывать кран с водой 3)строить очистительные сооружения для очистки отработанной воды на предприятиях

4) Как должны беречь воздух друзья природы? 1) вырубать зелёные насаждения 2) чтобы больше машин ездило по улицам 3) строить очистительные сооружения для очистки отработанного воздуха на предприятиях 5) Как должны вести себя на пляже друзья природы? 1) оставлять после себя мусор 2) уносить мусор с собой домой или выбрасывать его в мусорный контейнер 3) закапывать мусор на берегу

6) Как должны вести себя друзья природы в лесу? 1) не разводить костры 2) громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку 3) рубить, ломать и рвать любые понравившиеся растения

Комментарии к работе с экспресс-тестами. Запускается тест, слайды сменяются по времени. Дети выбирают правильный ответ и записывают цифру под которой находится правильный. По завершении теста они могут проверить его самостоятельно (в конце теста даётся образец оценивания) или друг у друга, либо сдать на проверку учителю, у которого это займёт немного времени.

-Обмен информацией.

Дети читают вслух «Правила друзей природы».  Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).  Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета) – О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).  Правильно. Это запрещающие знаки.

-Связывание информации, обобщение Я смотрю, гость какой-то странный . Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила- поднимите желтый круг. Если эту вещь нельзя брать в лес- красный круг, если можно- зеленый круг.

(Мальчик достает из рюкзака вещи.)

* Резиновые сапоги

– Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.

(желтый).

* Нож

– Я решил, когда захочу пить, добуду березового сока.

( красный ).

* Зажигалка

– Я решил, когда устану, посидеть у костра.

( красный ).

* Магнитофон

– Я собирался послушать новые записи – хиты.

( красный ).

* Небольшое пластмассовое ведро.

– В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

( зеленый ).

* Пакет с крошками хлеба, крупой.

– Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

( зеленый ).

 Что вы хотели бы пожелать этому мальчику?

V. Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов. Задачи:

               Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

               Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

- Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. 
- Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила друзей природы. В руках человека, а значит в ваших руках красота и богатство родной земли.

Давайте пообещаем, что никогда не будем вредить природе.

Послушайте призыв:

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоёмы!

В лесах, степях, горах живут редкие животные - будем охранять наши леса, степи, горы!

Рыбе - вода! Птице - воздух! Зверю - лес, степи, горы!

А человеку нужна Родина! И охранять природу, значит охранять Родину.