СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Умей предупреждать болезни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель урока: познакомить с закаливанием организма.

Цели:

Образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.

Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье,  интерес к предмету;

Развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Умей предупреждать болезни"»

Конспект урока.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3 класс МБОУ Тацинская СОШ № 3

Учитель: Язепова Н.Н.

УМК: «Школа России». Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова.. Часть 1.

Тема урока: «Умей предупреждать болезни»

Место урока: № урока 38 раздела «Мы и наше здоровье»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология деятельностного метода обучения.

Дидактическая цель урока: познакомить с закаливанием организма.

Цели:

Образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.

Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, интерес к предмету;

Развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление.

Планируемые результаты:

- Личностные:

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил закаливания организма и умения предупреждать болезни;

- Метапредметные:

  • принимать и сохранять целевые установки урока;

  • извлекать из текста учебника необходимую информацию;

  • моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующую схему;

  • анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе);

  • взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;

  • формулировать выводы из изученного материала;

  • осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

- Предметные:

- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил закаливания организма);

- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды;

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

УУД:

- личностные:

- формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни,

- регулятивные:

- структурирование знаний;

- познавательные:

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, словесный.

Основные понятия: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.

Межпредметные связи: литературное чтение, изо, история, музыка.

Оборудование:

- Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова.

- Интерактивная панель, компьютер;

- презентация к уроку

- карточки с заданием



Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)


Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

  1. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

  • что помогает проверить частоту ударов? (пульс)

  • жидкая внутренняя среда нашего организма (кровь)

  • органы, по которым течёт кровь? (сосуды)

  • орган, который приводит кровь в движение (сердце)

  • когда сердце бьётся тихо?

  • когда бьётся сильнее?

  • какие органы состоят из бесчисленного множества крохотных пузырьков?

  • к органам какой системы относятся лёгкие? (дыхательной)

3. Актуализация знаний.


- Отгадайте три загадки:

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей. (Солнце)


В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ее летать,

На землю падает опять. (Вода)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

- Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

- Верно. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Почему так говорят?

(Они помогают закалять, укреплять наш организм)

- Для чего человеку нужно быть закаленным?

4. Тема и цели урока.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?( о закаливании и предупреждении болезней).

Тема нашего урока « Умей предупреждать болезни».

-На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?

(Что нужно делать, чтобы предупредить болезнь?)


Что нам предстоит на уроке узнать:

- как предупреждать болезни?

- что значит быть закалённым?

- что такое инфекционные болезни и аллергия;


-Чему на уроке предстоит учиться: правилам закаливания организма.

5.Открытие нового знания.

Я предлагаю вам посмотреть мультфильм о том, как Ежик заботился о своем здоровье. (Смотрим мультфильм «Ежик и здоровье» из серии «Смешарики» 4 мин.).

- Подумайте, правильно ли Ежик заботился о своем здоровье?


Анализ просмотренного.

- Что произошло в начале фильма? (Ежик задумался о своем здоровье.)

- Безусловно, беречь свое здоровье - дело похвальное, однако как подошел к этому вопросу Ежик? (Он стал искать у себя признаки различных заболеваний.)

- Как вы думаете, правильно ли он поступил? Почему? (Нет, так можно найти у себя что угодно и даже заболеть по-настоящему.)

- Все верно, если человек начнет сам себе внушать, что он |болен, у него на самом деле появятся признаки этого заболевания. Что дальше предпринял Ежик? (Закрылся дома, все обработал зеленкой и перестал общаться с Крошем, боясь от него чем-нибудь заразиться.)

- Как вы думаете, хорошо ли Ежику жилось так? (Нет.)

- Конечно же, нужно заботиться о своем здоровье, однако чрезмерная мнительность привела к тому, что Ежик сломал лапу. Как вы думаете, почему он сразу же перестал выискивать у себя различные заболевания? (Потому что он заболел по-настоящему.)

- Вот видите, Ежику нужно было по-настоящему заболеть, чтобы почувствовать себя здоровым. Будем мы так же, как Ежик, заботиться о своем здоровье? (Нет.)

- А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам справлялся с различными микробами? (Укреплять его.)

(Прослушивание фрагмента песни)

- Многие из вас знают веселую песенку:


Ни мороз мне не страшен, ни жара.

Удивляются даже доктора,

Почему я не болею,

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора.


Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водою из-под крана

Обливаюсь я каждый день.


- Как герой песни укреплял свой организм?


Работа в паре.


- Как мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.)

-Успешным закаливание может быть при соблюдении определённых правил.

- Изучите в паре правила закаливания в учебнике с 147-148 и заполните схему.


ЗАКАЛИВАНИЕ






- С помощью чего проводится закаливание? (Воздух.)

Открывается первый прямоугольник. ВОЗДУХ.

- Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм? (Делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах).


- Что еще способствует закаливанию организма? (Вода)

Открывается второй прямоугольник. ВОДА.

- Назовите мероприятия по закаливанию организма водой.

(Начинать закаливание лучше с прохладного душа, температуру снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже + 20 градусов. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.


- Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце).

Открывается третий прямоугольник. СОЛНЦЕ.

- Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем.

(Находиться на солнце в головном уборе. Загорать нужно первый раз не больше 5 минут. Постепенно увеличивая время до 30-40 минут. Необходимо пользоваться защитным кремом от солнечных ожогов.)

  1. Физкультминутка.


Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз-два,

Заниматься нам пора!


7.Сообщения учащихся о знаменитостях, которые закалялись

Закалять свой организм нужно постепенно и настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.

( 1 ученик)

Примером может служить великий полководец Александр Васильевич Суворов. Его мы сегодня вспомнили неслучайно. Дело в том, что закаливание помогло Александру Васильевичу не только стать военным, но и добиться огромных успехов на этом поприще. В детстве Суворов был слабеньким тщедушным мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому Саше. Для того чтобы переубедить отца, он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. С большим удовольствием парился с веником в русской бане. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу. Всё это помогло А. Суворову уже не в молодом возрасте вместе с русской армией совершить тяжёлый переход по снегам и льдам горного массива Альпы, овладеть высокогорным перевалом, ударить в тыл неприятельской армии и разбить её.

(2 ученик)

Известный русский художник Иван Ефимович Репин для укрепления своего здоровья и закаливания применял другой способ. Он вообще не признавал стёкол в своей спальне: их заменяла обычная решётка. Зимой пользовался спальным мешком, но стёкол не вставлял. Художник прожил до глубокой старости и не знал, что такое простуда.

А что нам помогает на уроках укрепить наше здоровье?

Р.К. – А как казаки справлялись с различными заболеваниями?


-В донских станицах было много «травознаев», которые лечили с помощью трав. Находясь постоянно в седле, на военной службе или войне, казаки обладали уникальными знаниями по народной медицине, в том числе хорошо были знакомы с мануальной терапией, т.е. умению вставлять суставы и позвонки. Так казаки гвардейских полков после несколько часов неподвижного стояния в дворцовых залах «валили в сани» и везли в казачьи бани «вытаптывать затекшее тело на горячем полке». Казаки умели врачевать и открытые переломы, удалять раздробленные кости. Владели они и основами антисептики, и умели оперировать так, чтобы в рану не попадали микробы и бактерии, справлялись с гнойными инфекциями, «выкатывали» пули и осколки, проводили ампутации.

Раненых казаков лечили старинным домашним способом: накладывали припарки из горячего вина и смазывали раны особым составом, сделанным из желтого воска, говяжьего сала, белой смолы и «деревянного масла»


Для остановки кровотечения запорожские казаки использовали все, что оказывалось под рукой: сахар, мед, табак, сажу, пережеванный хлеб.

Порезы хорошенько присыпали солью, считая, что она хоть и печет сначала, способствует заживлению ран. Так же для заживления раны они могли приложить к больному месту растертую со слюной землю. Это давний, испытанный воинами разных народов способ. По мнению казацких врачей, земля «забирает очень быстро всю боль, и не позволяет ране загноиться».

Так же казацкие врачи использовали различные травы. К нарывам, ожогам прикладывали листы подорожника, лопуха, мяты, делали примочки с ромашки, старые раны присыпали порошком с корневища лепехи болотной, которую, кстати, в народе называют «татарским зельем». Запорожские казаки использовали это растение для обеззараживания воды в источниках. Корень ее жевали во время эпидемии тифа и холеры. Давним проверенным кровоостанавливающим средством был тысячелистник, который в народе называли «кровавником». Чаще всего рану заливали соком свежего тысячелистника или просто прикладывали к ней размятые листья растения.


8. Осознание и осмысление учебной информации.

Инфекционные болезни и аллергия.

- Какой человек чаще болеет?

- Какие болезни вы уже знаете?

Существуют инфекционные болезни и аллергия.

Слово «инфекция» в переводе с латинского значит «заражать». Главное отличие инфекционных болезней от всех остальных в том, что они могут передаваться от больных людей к здоровым. Именно эта способность заболеваний позволяет им поражать одновременно множество людей, вызывать эпидемии (от греческого слова «повальная болезнь»)

Прочитать в учебнике текст «Инфекционные болезни и аллергия» стр. 148-149.

Выполнить задания на карточках (работа в группе).

1-ая группа.

1). Продолжить определение. Инфекционные болезни возникают ….

К инфекционным болезням относят …

2-ая группа.

Как проникают возбудители кишечных заболеваний в организм человека?

Почему нужно строго выполнять предписания врача?

3-яя группа.

Продолжите определение.

Аллергия – это…

Как уберечься от проявления аллергии?


9. Первичное закрепление учебного материала.


Домашнее задание.

Стр. 147-149 учебника прочитать

Ответить на вопросы на стр. 149

Итог урока.

- Давайте же ответим на контрольный вопрос нашего урока: что же нужно делать, чтобы предупреждать болезни?

- Какие болезни называются инфекционными?

- Как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии?

Рефлексия.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • После урока мне захотелось…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…


1-ая группа.

1). Продолжить определение.

Инфекционные болезни возникают _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) К инфекционным болезням относят ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2-ая группа.

Как проникают возбудители кишечных заболеваний в организм человека?

Возбудители кишечных заболеваний ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему нужно строго выполнять предписания врача?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3-ья группа.

Продолжите определение.

Аллергия-это ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Как уберечься от проявления аллергии?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________