Конспект урока.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3 класс МБОУ Тацинская СОШ № 3
Учитель: Язепова Н.Н.
УМК: «Школа России». Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова.. Часть 1.
Тема урока: «Умей предупреждать болезни»
Место урока: № урока 38 раздела «Мы и наше здоровье»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Технология деятельностного метода обучения.
Дидактическая цель урока: познакомить с закаливанием организма.
Цели:
Образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.
Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, интерес к предмету;
Развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление.
Планируемые результаты:
- Личностные:
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил закаливания организма и умения предупреждать болезни;
- Метапредметные:
принимать и сохранять целевые установки урока;
извлекать из текста учебника необходимую информацию;
моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующую схему;
анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе);
взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;
формулировать выводы из изученного материала;
осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
- Предметные:
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил закаливания организма);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
УУД:
- личностные:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
- регулятивные:
- структурирование знаний;
- познавательные:
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, словесный.
Основные понятия: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.
Межпредметные связи: литературное чтение, изо, история, музыка.
Оборудование:
- Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
- Интерактивная панель, компьютер;
- презентация к уроку
- карточки с заданием
Ход урока.
Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
что помогает проверить частоту ударов? (пульс)
жидкая внутренняя среда нашего организма (кровь)
органы, по которым течёт кровь? (сосуды)
орган, который приводит кровь в движение (сердце)
3. Актуализация знаний.
- Отгадайте три загадки:
По небу ходит Маляр без кистей. Краской коричневой Красит людей. (Солнце) | В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ее летать, На землю падает опять. (Вода) | Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) |
- Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.
- Верно. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Почему так говорят?
(Они помогают закалять, укреплять наш организм)
- Для чего человеку нужно быть закаленным?
4. Тема и цели урока.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?( о закаливании и предупреждении болезней).
Тема нашего урока « Умей предупреждать болезни».
-На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?
(Что нужно делать, чтобы предупредить болезнь?)
Что нам предстоит на уроке узнать:
- как предупреждать болезни?
- что значит быть закалённым?
- что такое инфекционные болезни и аллергия;
-Чему на уроке предстоит учиться: правилам закаливания организма.
5.Открытие нового знания.
Я предлагаю вам посмотреть мультфильм о том, как Ежик заботился о своем здоровье. (Смотрим мультфильм «Ежик и здоровье» из серии «Смешарики» 4 мин.).
- Подумайте, правильно ли Ежик заботился о своем здоровье?
Анализ просмотренного.
- Что произошло в начале фильма? (Ежик задумался о своем здоровье.)
- Безусловно, беречь свое здоровье - дело похвальное, однако как подошел к этому вопросу Ежик? (Он стал искать у себя признаки различных заболеваний.)
- Как вы думаете, правильно ли он поступил? Почему? (Нет, так можно найти у себя что угодно и даже заболеть по-настоящему.)
- Все верно, если человек начнет сам себе внушать, что он |болен, у него на самом деле появятся признаки этого заболевания. Что дальше предпринял Ежик? (Закрылся дома, все обработал зеленкой и перестал общаться с Крошем, боясь от него чем-нибудь заразиться.)
- Как вы думаете, хорошо ли Ежику жилось так? (Нет.)
- Конечно же, нужно заботиться о своем здоровье, однако чрезмерная мнительность привела к тому, что Ежик сломал лапу. Как вы думаете, почему он сразу же перестал выискивать у себя различные заболевания? (Потому что он заболел по-настоящему.)
- Вот видите, Ежику нужно было по-настоящему заболеть, чтобы почувствовать себя здоровым. Будем мы так же, как Ежик, заботиться о своем здоровье? (Нет.)
- А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам справлялся с различными микробами? (Укреплять его.)
(Прослушивание фрагмента песни)
- Многие из вас знают веселую песенку:
Ни мороз мне не страшен, ни жара.
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водою из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
- Как герой песни укреплял свой организм?
Работа в паре.
- Как мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.)
-Успешным закаливание может быть при соблюдении определённых правил.
- Изучите в паре правила закаливания в учебнике с 147-148 и заполните схему.
ЗАКАЛИВАНИЕ







- С помощью чего проводится закаливание? (Воздух.)
Открывается первый прямоугольник. ВОЗДУХ.
- Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм? (Делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах).
- Что еще способствует закаливанию организма? (Вода)
Открывается второй прямоугольник. ВОДА.
- Назовите мероприятия по закаливанию организма водой.
(Начинать закаливание лучше с прохладного душа, температуру снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже + 20 градусов. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.
- Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце).
Открывается третий прямоугольник. СОЛНЦЕ.
- Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем.
(Находиться на солнце в головном уборе. Загорать нужно первый раз не больше 5 минут. Постепенно увеличивая время до 30-40 минут. Необходимо пользоваться защитным кремом от солнечных ожогов.)
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз-два,
Заниматься нам пора!
7.Сообщения учащихся о знаменитостях, которые закалялись
Закалять свой организм нужно постепенно и настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.
( 1 ученик)
Примером может служить великий полководец Александр Васильевич Суворов. Его мы сегодня вспомнили неслучайно. Дело в том, что закаливание помогло Александру Васильевичу не только стать военным, но и добиться огромных успехов на этом поприще. В детстве Суворов был слабеньким тщедушным мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому Саше. Для того чтобы переубедить отца, он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. С большим удовольствием парился с веником в русской бане. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу. Всё это помогло А. Суворову уже не в молодом возрасте вместе с русской армией совершить тяжёлый переход по снегам и льдам горного массива Альпы, овладеть высокогорным перевалом, ударить в тыл неприятельской армии и разбить её.
(2 ученик)
Известный русский художник Иван Ефимович Репин для укрепления своего здоровья и закаливания применял другой способ. Он вообще не признавал стёкол в своей спальне: их заменяла обычная решётка. Зимой пользовался спальным мешком, но стёкол не вставлял. Художник прожил до глубокой старости и не знал, что такое простуда.
А что нам помогает на уроках укрепить наше здоровье?
Р.К. – А как казаки справлялись с различными заболеваниями?
-В донских станицах было много «травознаев», которые лечили с помощью трав. Находясь постоянно в седле, на военной службе или войне, казаки обладали уникальными знаниями по народной медицине, в том числе хорошо были знакомы с мануальной терапией, т.е. умению вставлять суставы и позвонки. Так казаки гвардейских полков после несколько часов неподвижного стояния в дворцовых залах «валили в сани» и везли в казачьи бани «вытаптывать затекшее тело на горячем полке». Казаки умели врачевать и открытые переломы, удалять раздробленные кости. Владели они и основами антисептики, и умели оперировать так, чтобы в рану не попадали микробы и бактерии, справлялись с гнойными инфекциями, «выкатывали» пули и осколки, проводили ампутации.
Раненых казаков лечили старинным домашним способом: накладывали припарки из горячего вина и смазывали раны особым составом, сделанным из желтого воска, говяжьего сала, белой смолы и «деревянного масла»
Для остановки кровотечения запорожские казаки использовали все, что оказывалось под рукой: сахар, мед, табак, сажу, пережеванный хлеб.
Порезы хорошенько присыпали солью, считая, что она хоть и печет сначала, способствует заживлению ран. Так же для заживления раны они могли приложить к больному месту растертую со слюной землю. Это давний, испытанный воинами разных народов способ. По мнению казацких врачей, земля «забирает очень быстро всю боль, и не позволяет ране загноиться».
Так же казацкие врачи использовали различные травы. К нарывам, ожогам прикладывали листы подорожника, лопуха, мяты, делали примочки с ромашки, старые раны присыпали порошком с корневища лепехи болотной, которую, кстати, в народе называют «татарским зельем». Запорожские казаки использовали это растение для обеззараживания воды в источниках. Корень ее жевали во время эпидемии тифа и холеры. Давним проверенным кровоостанавливающим средством был тысячелистник, который в народе называли «кровавником». Чаще всего рану заливали соком свежего тысячелистника или просто прикладывали к ней размятые листья растения.
8. Осознание и осмысление учебной информации.
Инфекционные болезни и аллергия.
- Какой человек чаще болеет?
- Какие болезни вы уже знаете?
Существуют инфекционные болезни и аллергия.
Слово «инфекция» в переводе с латинского значит «заражать». Главное отличие инфекционных болезней от всех остальных в том, что они могут передаваться от больных людей к здоровым. Именно эта способность заболеваний позволяет им поражать одновременно множество людей, вызывать эпидемии (от греческого слова «повальная болезнь»)
Прочитать в учебнике текст «Инфекционные болезни и аллергия» стр. 148-149.
Выполнить задания на карточках (работа в группе).
1-ая группа.
1). Продолжить определение. Инфекционные болезни возникают ….
К инфекционным болезням относят …
2-ая группа.
Как проникают возбудители кишечных заболеваний в организм человека?
…
Почему нужно строго выполнять предписания врача?
3-яя группа.
Продолжите определение.
Аллергия – это…
Как уберечься от проявления аллергии?
9. Первичное закрепление учебного материала.
Домашнее задание.
Стр. 147-149 учебника прочитать
Ответить на вопросы на стр. 149
Итог урока.
- Давайте же ответим на контрольный вопрос нашего урока: что же нужно делать, чтобы предупреждать болезни?
- Какие болезни называются инфекционными?
- Как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии?
Рефлексия.
На сегодняшнем уроке я узнал…
После урока мне захотелось…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
1-ая группа. 1). Продолжить определение. Инфекционные болезни возникают _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) К инфекционным болезням относят ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2-ая группа. Как проникают возбудители кишечных заболеваний в организм человека? Возбудители кишечных заболеваний ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему нужно строго выполнять предписания врача? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
3-ья группа. Продолжите определение. Аллергия-это ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Как уберечься от проявления аллергии? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |