У р о к 4. ЗВЕЗДНОЕ НЕБО – ВЕЛИКАЯ КНИГА ПРИРОДЫ
Цели:
1. Дать учащимся представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба.
2. Научить находить созвездия на звездной карте и в ночном небе.
3. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать.
О б о р у д о в а н и е: карта звездного неба; рисунки и фотографии с изображением созвездий.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня мы продолжим путешествие по Вселенной. А куда мы отправимся, вы скажете сами. Тема урока спрятана в отгадке этой загадки.
Черная дорожка
Осыпана горошком.
Что это?
Ученики. Звезды.
Учитель. Верно. Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звездного неба.
На доске тема «Звездное небо – великая книга природы».
II. Повторение пройденного. Проверка знаний и умений.
Учитель. Назовите планеты Солнечной системы, опираясь на изготовленную вами дома модель.
Учащиеся выходят к доске, демонстрируют свои модели Солнечной системы, рассказывают о планетах.
Учитель. Пора отправляться в путь. Но вначале, чтобы звезды приняли нас, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово.
Вопросы к кроссворду:
1. Самая яркая планета Солнечной системы, названа в честь богини красоты.
2. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты.
3. Небесное тело, которое само светится.
4. Ближайшая к Земле звезда.
5. Ближайшая к Солнцу планета.
6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли.
7. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.
8. Планета, на которой есть жизнь.
III. Работа над новой темой.
Учитель демонстрирует карту звездного неба, фотографии и рисунки.
Учитель. Посмотрите, какое огромное количество звезд и какие они разные! Когда можно увидеть звезды на Земле?
Учитель. Звезда – это светящийся огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия.
Звезды, которые мы видим на ночном небе, – это очень далекие солнца. С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле – посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.
Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые – горячие (например звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые звезды – самые яркие, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов.
Так же звезды различаются и по величине. Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие – белыми карликами.
На карте значками разной величины показаны звезды от ярчайших до менее заметных. Каждая звезда имеет свое название. Самые яркие из них подписаны. Прочитайте названия ярких звезд.
Дети изображают движениями невесомость в космическом корабле.
Учитель читает шуточное стихотворение.
Солнце Землю освещает,
Дарит свет нам, теплоту.
Ночью ярко светят звезды,
Дарят людям красоту.
А в густом лесу, дремучем,
Две медведицы смеются:
Эти звезды нас надули!
Нашим именем зовутся,
А похожи на кастрюли!
IV. Работа по учебнику.
Домашнее задание.
С. 16–21.
Записать в словарик новое слово (созвездие).
Написать памятку «Как наблюдать звездное небо?».