СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Страна городов" Куратор: Ванюшина Елена Евгеньевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Страна городов" Куратор: Ванюшина Елена Евгеньевна»

Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (Основной этап урока).


-При выполнении домашнего задания вы наверно обратили внимание на рубрику «На следующем уроке».

- О чем мы сегодня будем говорить?

(мы будем говорить о стране городов т.е. о Древнем Киеве и Древнем Новгороде)

- Какая тема нашего урока?

-(Страна городов)

-Тема нашего урока «Страна городов» (Слайд 1)

-Как вы думаете, что мы будем изучать?

-(Древние города)

Беседа с элементами рассказа.


-Ребята, а как появились на Руси города? (Слайд 2,3)

- Строили различные крепости

- У славян было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. Прежде всего, нужно было выбрать подходящие места для крепости, где сама природа помогла бы защищаться от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищённой рекой выкапывали ров, заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывали мост, который в случаи опасности можно было легко и быстро поднять. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами – от слов «городить», «огораживать» Центр древнерусского города был укреплен и назывался кремлем. (Слайд 4)

место для крепости, где сама природа помогла бы

защищаться от врагов. Таким местом обычно был

высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут

враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме

того, река с трех сторон надежно защищала

крепость. Со стороны, не защищённой рекой

выкапывали ров, заполняли его водой. Получался

рукотворный остров. На нем и строили славяне свои

дома. Хорошо защищенную крепость врагам взять

было очень трудно. Для друзей же через ров

перекидывали мост, который в случаи опасности

можно было легко и быстро поднять. Такие

поселки-крепости со временем стали называться

городами- от слов «городить», «огораживать» Центр

древнерусского города был укреплен и назывался

кремлем. (Слайд4

место для крепости, где сама природа помогла бы

защищаться от врагов. Таким местом обычно был

высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут

враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме

того, река с трех сторон надежно защищала

крепость. Со стороны, не защищённой рекой

выкапывали ров, заполняли его водой. Получался

рукотворный остров. На нем и строили славяне свои

дома. Хорошо защищенную крепость врагам взять

было очень трудно. Для друзей же через ров

перекидывали мост, который в случаи опасности

можно было легко и быстро поднять. Такие

поселки-крепости со временем стали называться

городами- от слов «городить», «огораживать» Центр

древнерусского города был укреплен и назывался

кремлем. (Слайд4)


место для крепости, где сама природа помогла бы

защищаться от врагов. Таким местом обычно был

высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут

враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме

того, река с трех сторон надежно защищала

крепость. Со стороны, не защищённой рекой

выкапывали ров, заполняли его водой. Получался

рукотворный остров. На нем и строили славяне свои

дома. Хорошо защищенную крепость врагам взять

было очень трудно. Для друзей же через ров

перекидывали мост, который в случаи опасности

можно было легко и быстро поднять. Такие

поселки-крепости со временем стали называться

городами- от слов «городить», «огораживать» Центр

древнерусского города был укреплен и назывался

кремлем. (Слайд4)

Работа с картой.


У:-Найдите на карте на с. 41 учебника города Киев и Новгород. Что вы можете о них рассказать?

Р:- Киев стоит на реке Днепр, расположен ближе к Черному морю, Новгород – ближе к балтийскому морю

Новгород. Что вы можете о них рассказать?

У:-А теперь рассмотрите схемы этих городов. На с. 47

-древний Киев, на с.49- древний Новгород. Что теперь вы можете рассказать об этих городах?

Р:-Предпологают

теперь вы можете рассказать об этих городах?

(Слайд 5,6)

-Расцвел Киев при князе Ярославе, прозванным Мудрым. (Слайд 7) По его приказу в Киеве сооружаются Золотые ворота, Софийский собор. (Слайд 8)

-Как вы думаете, кто жил в Новгороде? (Слайд 9)

Р:-В Новгороде жили бояре, купцы, ремесленники. (Слайд10)

У:-Новгородцы славились вольнолюбием, гордым, независимым характером. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.

У:-Как вы понимаете слово «Вече»? (Слайд11)

Р:-Вече – собрание всех горожан.

У:-Выдающимися открытиями стали берестяные грамоты. (Слайд 12)

У:-Ребята, а как писали на берестяных грамотах?

Р:-Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками – писалами.



Ещё, этот этап можно провести организацией дидактической игры на карточках. Суть в том, что на карточках задания, вопросы. Ребята работают в парах, ищут в учебниках ответы на вопросы и отвечают. Тем самым отвечают и разбирают проблемные вопросы по новой теме.

Мудрым. (Слайд 7)

По его приказу в Киеве сооружаются Золотые

ворота, Софийский собор. (Слайд 8)