Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»
Тема урока: «Мастера печатных дел»
Цель урока: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.
Образовательные задачи:
-познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;
- расширить знания учащихся о развитии книгопечатанья;
-проверить знания учащихся по теме «Куликовская битва».
Развивающие задачи:
-развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, монологическая и диалогическая речь);
- развитие памяти;
- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли)
-развитие навыков контроля.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к истории;
-воспитывать умение работать в парах.
Оборудование: медиапроектор (монитор), презентация к уроку, карточки теста «Куликовская битва», карточки с вопросами для работы в парах.
Планируемы результаты:
предметные: формирование представление о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;
личностные: развивать устную речь; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
Ход урока
Организационный момент:
(Психологический настрой)
- Доброе утро! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, поприветствуйте их, садитесь на свои места, начинаем наш урок окружающего мира.Слайд 1
Актуализация знаний:
-Посмотрите внимательно на экран. Какое историческое событие изображено? (Куликовская битва)
- Как вы это поняли?(…) Слайд 2,3
Картина "Утро на Куликовом поле" принадлежит кисти русского художника Александра Павловича Бубнова.
Картина запечатлела тот звенящий момент ожидания битвы, когда рассеялся туман и русская рать увидела перед собой татар. Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди всех сословий пришли сюда. Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины...
- Какой момент Куликовской битвы изображен на этом слайде? Слайд 4 (Даниил . Легенда о том, что Куликовская битва началась с битвы ордынского воина Челубея с русским ратником Пересветом). Чем все кончилось? (…)
-А кто изображён на этом слайде? Слайд5 (Иван III). Какие заслуги Ивана III вам известны? (Катя. При нём сложилось единое независимое государство, появилось название Россия, освободились полностью от ордынской зависимости. Иван III сделал гербом своего государства византийский герб – двуглавый орел, а себе взял титул «Государь всея Руси»).
-Молодцы! Всё это мы проходили на предыдущих двух уроках.
-А сейчас мы с вами проведём тестирование и проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.
-Тест, взаимопроверка, оценивание.
а) Учащиеся выполняют тест на карточках:
1. Сражение на Куликовском поле состоялось…
а) 8 сентября 1380 года
б) летом 1380 года
в) осенью 1480 года
2. Около какой реки происходила Куликовская битва?
а) Угра
б) Дон
в) Волга
3. Зависимость Руси от Орды закончилась…
а) в 1480 году
б) в 1380 году
в) в 1242 году
4. При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?
а) Иван Калита
б) Иван III
в) Дмитрий Донской
5. Главный храм на Руси:
а) Троицкий монастырь
б) Грановитая палата
в) Успенский собор
б) Взаимопроверка в парах.:
Оценивание теста:
без ошибок | 5 |
1 ошибка | 4 |
2 ошибки | 3 |
3 ошибки и более | 2 |
Поставка темы и цели урока:
- Прочитайте загадку, отгадайте, о чём в ней говорится? Слайд 7
- Вы сегодня принесли свои любимые книги. Посмотрите и ответьте кто их автор? Где напечатана (издана)? Какого года издания? Из какого материала она сделана?
-Расскажите, что вам известно о создании книги? (…)
Если затрудняются с ответом, то используем наводящие вопросы:
- Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк, папирус, железо, пергамен, береста, воск)
- Как назывались книги, написанные пером и чернилами? (На доске: Рукописные книги)
-Кто придумал славянскую письменность?(На доске: Кирилл и Мефодий) Слайд 8
- Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.) На доске: ЛЕТОПИСЦЫ
-Назовите монаха-летописца, автора «Повести временных лет». (Нестор) Слайд 9
- Какие ещё мастера трудились над созданием книги? (На доске: переписчики текста, художники, переплётчики)
- Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось много людей. Как вы думаете, могла ли книга храниться в в каждом доме?
- А зачем нужны были книги? (чтобы их читать, учиться по ним грамоте)
-Не каждый мог позволить себе иметь такую книгу дома, возникла необходимость в упрощении создания книг, чтобы сделать их более доступными. Вероника нам подготовила рассказ об успехах в этом деле в Европе.(Рассказ об Иоанне Гуттенберге). (На доске: Иоанн Гуттенберг, 1445 г. в Европе) Слайд 10
- А вы знаете, когда на Руси была издана первая печатная книга? О чём она была (содержание)? Кто был её автором? (на доске: печатная книга)
- На эти все вопросы мы с вами ответим при изучении новой темы. И какая у нас новая тема? Цель? Слайд 11,12 («Мастера печатных дел», сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья).
Изучение новой темы:
- А теперь перенесемся в Россию XIV века. Кто же здесь начал книгопечатание?
Перед вами на листе 1 отрывок из произведения. Прочитайте его друг другу.
Царь спешил на стройку. Там умело
Возводили стены мастера
Для большого, для живого дела
- Первого печатного двора.
Вот они! Пока еще без крыши,
Меж лесами прорези окон.
И заметно с каждым днем все выше
СтановИтся дом со всех сторон.
Царь Иван стал будто ростом ниже,
С мастером Иваном говорит.
Молодой, широкоплечий, статный,
Перед Грозным Федоров стоит.
О палате рассуждал печатной:
Где поставит он печатный стан;
Пояснял он царственному тезке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты:
Ребята, перед вами художественное произведение - стихотворная поэма. Какую важную для нас информацию мы можем оттуда почерпнуть? Слайд 13,14
- О каком великом для России деле идёт речь в стихотворении?
- Кто такой мастер?
- Но тема нашего урока мастера печатных дел, а не мастер.
Откройте учебники и найдите уже в научном произведении - учебнике, что говорится об Иване Фёдорове (стр. 82-84).
- Прочитайте параграф жужжащим чтением.
-Какую дополнительную информацию узнали о книгопечатании?
Если затрудняются, о задаем наводящие вопросы
- Кто был помощником Ивана Федорова? (Петр Мстиславец) Слайд 15-19
-Какая книга является первенцем типографии Ивана Федорова(«Апостол»)
-Как выглядела первая книга? (…)
-Какие еще книги напечатал Иван Федоров?
-Где расположен памятник Ивану Фёдорову? (на доске: Иван Федоров и Петр Мстиславец, в XVI в., на Руси)
Вывод:
- Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота. Благодаря Ивану Фёдорову книга стала доступна, пришла в каждый дом. Книг становилось всё больше и больше).
Физминутка
Работа в парах:
1 группа (Алина, Кристина, Таня) –Придумать и нарисовать свои заглавные буквы
2 группа (Вероника, Катя, Маша) –стр. 84-85 выделить главное
3 группа (Айдар, Даниил) – «Берегите книгу» сочините обращение к ученикам школы от имени Ивана Фёдорова о бережном отношении к книге.
Брейн-ринг:
Слушайте вопросы по новому материалу, за ответы получаете жетоны
Кто повелел открыть в Москве первую типографию? (Иван Грозный)
Где она находилась? (около стен Китай-города)
Кто был русским первопечатником? (Иван Федоров)
фамилия его помощника (Мстиславец)
Как называлась первая книга? (Апостол)
Что еще напечатал Федоров? (Первый русский букварь)
Где расположен памятник Федорову? (в Москве, недалеко от места расположения первой типографии)
Кого обучали чаще всего? (мальчиков)
Как бедняки использовали свои знания грамоты? (за плату писали письма, составляли документы)
Кто был автором первой русской Азбуки? (Василий Бурцов)
Кто был автором русской грамматики? (МетелийСмотрицкий)
какой русский позднее учился по этой Грамматике? (Ломоносов)
В каком году была издана первая печатная книга? (в 1564 году)
Рефлексия:
Какая тема урока?
Добились ли поставленных целей?
Что нового мы узнали на уроке? (познакомились с первым русским печатником книг Иваном Федоровым и с другими мастерами печатниками)
Для чего нужно было книгопечатание? (раньше книги писали от руки, это был очень тяжелый труд, не один год уходил на переписывание книг)
Великую пользу принесло печатное дело. В России стало больше книг, а значит грамотных людей. Сейчас очень много печатается книг. Но мы должны помнить труд людей, который трудились над этими книгами и бережно относится к их труду.
Подведение итогов:
Оценки
Домашние задание: прочитать текст в учебнике на стр. 82-85
На доске:
Рукописные книги: Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки (IX в., в Византии) Летописцы (XII в., на Руси) (монах Нестор «повесть временных лет») Переписчики Переплётчики Художники | Напечатанные книги: Иоанн Гуттенберг(1445 г., в Европе) Иван Фёдоров и его помощник Петр Мстиславец (середина XVI в., в России) «Апостол», «Букварь» |