СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»


Урок окружающего мира в 3 классе по теме:

«Золотое кольцо России»


Урок строится в виде путешествия по древним русским городам «Золотого кольца России», где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.

Задачи:

Предметные:

- Сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, какие города входят в него;

-Познакомить с достопримечательностями городов Золотого Кольца России;

-Работать с картой городов золотого кольца России

Метапредметные:

- Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;

- Расширять словарный запас, продолжить работу по формированию связной речи;

- Развивать память, мышление, воображение, творческие способности.

Личностные:

- Воспитывать любовь к России, ее духовному наследию;

- Воспитывать культуру поведения, взаимопомощь;

-Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

  • карта России;

  • карта «Золотое кольцо России»;

  • фотографии с изображением городов;

  • картинка автобуса;

  • микрофон;

  • таблички с названием городов, основателей, святых;

  • картинки автобуса черно-белые;

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.

Руки – на месте.

Ноги – на месте.

Локти – у края.

Спинка – прямая.


-Здравствуйте, дети встают и садятся

2 Мотивация

-Сегодня у нас будет не простой урок, сегодня мы будем путешествовать, а где и как вы узнаете чуть позже.

-А вы любите путешествовать?

-А кто такие путешественники?



-А на чем можно отправится в путешествуете?

-Молодцы, ребята

- И сейчас ребята мы отправляемся в путешествие. Мы побываем в древних русских городах «Золотого кольца России».







-Да


-Это люди, которые ездят по разным места, городам, странам.

-На машине, на самолете, на поезде.




3 Актуализация знаний

-Ребята, вам что-нибудь известно о городах «Золотого кольца России»?

-Как вы думаете, почему кольцо?

-Почему золотое?

-В конце нашего путешествия вы сами сможете ответить на этот вопрос.

- Посмотрите, кто нас ждёт?

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином!

- Правильно. Автобус поможет нам побывать в древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир «Золотое кольцо».

-Ребята, как вы думаете, термин «Золотое кольцо» употребляется здесь в прямом или переносном значении?

-А когда употребляется в прямом значении?

-Ребята, как вы думаете, какая же будет тема нашего сегодняшнего урока?

-Совершено верно, молодцы

-Тема нашего сегодняшнего урока- это «Золотое кольцо России»

- А какую же мы поставим цель урока?

-Ребята, я для вас подготовила учебные задачи, но пока автобус нам из вез, то они случайным образом у нас перепутались, давайте же их прочитаем и выберем только те задачи, которые подходят нам для сегодняшнего урока

-Молодцы, ребята, вы выбрали правильные задачи.

-отлично, все верно, тогда давайте представим, что мы с вами садимся в автобус и отправляемся в путешествие по «Золотому кольцу России»

-Давайте помнить, что в автобусе нужно вести себя тихо, не бегать и слушать экскурсовода.

-А кто такой экскурсовод, кто мне скажет?

-Молодцы, правильно

-Ответы детей




-Ответы детей







-




-автобус










-города «Золотого кольца России»






-В переносном


-ответы детей

-Познакомиться с понятием «Золотое кольцо России»






- Познакомиться с городами, входящими в «Золотое кольцо России

-Знакомиться с городами и достопримечательностями «Золотого кольца России»

-Знакомиться растениями из красной книги?

-Знакомиться с понятием горы и равнины?

-Оценим свою деятельность

-Экскурсовод- это тот, кто ведет экскурсии

4 Изучение нового материала

-Рассмотрите карту «Золотое кольцо России» в учебнике на странице 88. ( Окружающий мир. Плешаков А.А.) Слайд 3

-Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.



- Покажите на карте эти города.

А в тетради на странице 45 с помощью карты учебника подпишите эти города.


- В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту России. (На карте указан маршрут следования) Слайд 4

-Покажите на карте столицу нашей Родины.

Кто был в Москве? Что особенно запомнилось?

Кто основал Москву?

-Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов. Вашим экскурсоводом буду я

(Сделанный микрофон)

-Дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо –восток. И вот мы прибываем в город Сергиев – Посад. Слайд 5

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице – Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России «Музей игрушки», в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

- В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря Сергиева - Посада.

- Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль – Залесский. Слайд 6 Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и при- влекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо - Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

-Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города

- Затем наш путь лежит в Ростов. Слайд 7

-Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

-Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью - броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути! Слайд 8,9,10

-Какая самая замечательная часть Ростова? Запишите в таблицу.

-Дорогие пассажиры! Следующая остановка - город Углич. Слайд 11

-Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых постоенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы «Чайка». Вот чем славен этот город. Счастливой

-Какие достопримечательности в городе Углич? Запишите.

- Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Слайд 12

Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Приезжайте в этот город!

-Впишите в таблицу название церквей и прославленного памятника.

-Сейчас мы остановимся в городе – Кострома. Слайд 13

Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский и Анастасиин монастыри. Доброго пути!

-Чем славен этот город? Запишите в таблицу


-Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс. Слайд 14

Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник - Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием.(Показ репродукций И.Левитана). Слайд 15

-Запишите, какой музей открыт в этом прекрасном городе.

- Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город –музей под открытым небом. Слайд 16

Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений. Счастливого вам пути!

Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу.

- От Суздаля мы едем в наше родное гнездышко Владимир. Слайд 17

Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Удачного завершения путешествия!

Запишите памятники старины в этом городе.


-Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.


-Открывают учебники





- Сергиев Посад, Переславль - Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир

-Дети показывать на карте эти города.

Тут можно спрашивать и вызывать к доске по одному ученику, чтобы они указкой показывали на названные ими города












- Князь - Юрий Долгорукий







































- Троице – Сергиева лавра.



























- Спасо- Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.
































- Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.


























- Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.





















- Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.




















-Торговые ряды, Ипатьевский монастырь, Анастасиин монастырь.






















- Музей И.И.Левитана.




















Музей деревянного зодчества.




























- Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор



5 Физкультминутка

- По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. (присели)

Немного отдохнем

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте)

(Руки в стороны, вверх, вниз, выдох, сели)


6 Закрепление

-Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?

- Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?


Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали


- Так как расположены города?

- Назовите города нашего маршрута.

-Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Плёс и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные - к солнышку лицом -

Для России стали Золотым кольцом.


- Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

- В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?

- Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.

-Вот мы с вами и приехали в свой родной-золотой город Владимир.



-Москва



-На кольцо








-По кругу


-ответы детей

7 Итог урока

- Понравилось ли вам путешествовать?

Перечислите города Золотого кольца России.

-  Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?

- Отметьте на маршрутном листе флажком, в каком городе вам захотелось побывать?

- Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?

- А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему?

- Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?

Сувениры, фотографии



- Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир



















-Сувениры, фотографии


8 Рефлексия

-Ребята, у вас на столах лежат автобусы, раскрасьте их зеленым цветом, если вы сегодня на уроке чувствовали себя комфортно, вы все поняли и вам было интересно, раскрасть автобус синим цветом, если вы сегодня что-то не поняли и вам нужно еще поработать над собой, раскрасть автобус красным цветом, если сегодня было скучно, вы ничего не поняли.

-ребята, вы большие молодцы, спасибо-

Автобусы свои подпишите на обратной стороне и сдайте мне.


9 Домашнее задание

-Нарисовать любую достопримечательность любого города, который входит в «Золотое кольцо России»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!