3 Актуализация знаний | -Ребята, вам что-нибудь известно о городах «Золотого кольца России»? -Как вы думаете, почему кольцо? -Почему золотое? -В конце нашего путешествия вы сами сможете ответить на этот вопрос. - Посмотрите, кто нас ждёт? Что за чудо - синий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином! - Правильно. Автобус поможет нам побывать в древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир «Золотое кольцо». -Ребята, как вы думаете, термин «Золотое кольцо» употребляется здесь в прямом или переносном значении? -А когда употребляется в прямом значении? -Ребята, как вы думаете, какая же будет тема нашего сегодняшнего урока? -Совершено верно, молодцы -Тема нашего сегодняшнего урока- это «Золотое кольцо России» - А какую же мы поставим цель урока? -Ребята, я для вас подготовила учебные задачи, но пока автобус нам из вез, то они случайным образом у нас перепутались, давайте же их прочитаем и выберем только те задачи, которые подходят нам для сегодняшнего урока -Молодцы, ребята, вы выбрали правильные задачи. -отлично, все верно, тогда давайте представим, что мы с вами садимся в автобус и отправляемся в путешествие по «Золотому кольцу России» -Давайте помнить, что в автобусе нужно вести себя тихо, не бегать и слушать экскурсовода. -А кто такой экскурсовод, кто мне скажет? -Молодцы, правильно | -Ответы детей -Ответы детей - -автобус -города «Золотого кольца России» -В переносном -ответы детей -Познакомиться с понятием «Золотое кольцо России» - Познакомиться с городами, входящими в «Золотое кольцо России -Знакомиться с городами и достопримечательностями «Золотого кольца России» -Знакомиться растениями из красной книги? -Знакомиться с понятием горы и равнины? -Оценим свою деятельность -Экскурсовод- это тот, кто ведет экскурсии |
4 Изучение нового материала | -Рассмотрите карту «Золотое кольцо России» в учебнике на странице 88. ( Окружающий мир. Плешаков А.А.) Слайд 3 -Назовите города, которые образуют Золотое кольцо. - Покажите на карте эти города. А в тетради на странице 45 с помощью карты учебника подпишите эти города. - В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту России. (На карте указан маршрут следования) Слайд 4 -Покажите на карте столицу нашей Родины. Кто был в Москве? Что особенно запомнилось? Кто основал Москву? -Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов. Вашим экскурсоводом буду я (Сделанный микрофон) -Дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо –восток. И вот мы прибываем в город Сергиев – Посад. Слайд 5 Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице – Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России «Музей игрушки», в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути! - В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря Сергиева - Посада. - Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль – Залесский. Слайд 6 Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и при- влекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо - Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути! -Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города - Затем наш путь лежит в Ростов. Слайд 7 -Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова. -Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью - броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути! Слайд 8,9,10 -Какая самая замечательная часть Ростова? Запишите в таблицу. -Дорогие пассажиры! Следующая остановка - город Углич. Слайд 11 -Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых постоенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы «Чайка». Вот чем славен этот город. Счастливой -Какие достопримечательности в городе Углич? Запишите. - Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Слайд 12 Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота. Приезжайте в этот город! -Впишите в таблицу название церквей и прославленного памятника. -Сейчас мы остановимся в городе – Кострома. Слайд 13 Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский и Анастасиин монастыри. Доброго пути! -Чем славен этот город? Запишите в таблицу -Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс. Слайд 14 Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник - Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием.(Показ репродукций И.Левитана). Слайд 15 -Запишите, какой музей открыт в этом прекрасном городе. - Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город –музей под открытым небом. Слайд 16 Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений. Счастливого вам пути! Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу. - От Суздаля мы едем в наше родное гнездышко Владимир. Слайд 17 Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений. Удачного завершения путешествия! Запишите памятники старины в этом городе. -Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. | -Открывают учебники - Сергиев Посад, Переславль - Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир -Дети показывать на карте эти города. Тут можно спрашивать и вызывать к доске по одному ученику, чтобы они указкой показывали на названные ими города - Князь - Юрий Долгорукий - Троице – Сергиева лавра. - Спасо- Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри. - Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова. - Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС. - Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота. -Торговые ряды, Ипатьевский монастырь, Анастасиин монастырь. - Музей И.И.Левитана. Музей деревянного зодчества. - Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор |
7 Итог урока | - Понравилось ли вам путешествовать? Перечислите города Золотого кольца России. - Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом? - Отметьте на маршрутном листе флажком, в каком городе вам захотелось побывать? - Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе? - А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему? - Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой? Сувениры, фотографии | - Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир -Сувениры, фотографии |