Окружающий мир. 3 класс. Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: Пернатые изобретатели.
Цель урока: ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету.
Задачи:
Образовательные:
Найти общие и отличительные признаки птиц, ознакомить учащихся со строением птицы и их приспособлениями к полету.
Развивающие:
Развивать устную речь учащихся, формировать умение строить текст-рассуждение.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, к пернатым друзьям, формировать коммуникативные умения: слушать и понимать речь других людей, определять цели совместной работы, договариваться с другом.
Оборудование: учебник, иллюстрации птиц, чучело птицы, набор перьев, модели самолетов из бумаги и картона, мультимедийный проектор.
Ход урока.
I Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
У меня на столе несколько самолетиков (с короткими крыльями, с длинными крыльями, из картона). Как вы думаете, каким должен быть самолет, чтобы хорошо летал? Давайте проверим.
(Пробуют запустить самолетики, выбирают те, которые дальше и выше летают.)
-Из представленных животных выбери животное, которое летает быстрее, выше и дальше остальных. (Рисунки бабочки, летучей мыши, птицы, стрекозы). (Это птицы.)
-О каких организмах сегодня пойдет речь? (О птицах.)
-Над каким вопросом мы будем сегодня работать?
(Как же птицам удается так летать?)
-Давайте разбираться.
Вопросы на с.104. Составляется план.
-Что мы с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
II Совместное открытие знаний.
Беседа.
-Каким должно быть тело птицы, чтобы она смогла взлететь? (Показать рисунки птиц: страус, пингвин, ворона, сова.)
(Тело должно быть компактное, обтекаемое – без резких границ.)
-Какой должен быть скелет? Воздух легкий или тяжелый? Можно ли его использовать для облегчения скелета и в целом тела? (Скелет должен быть легкий, но прочный. У птиц кости полые, наполнены воздухом.)
Демонстрация: если кости будут устроены вот так, как несколько листков бумаги, сложенные стопкой, то они будут крепкие, легкие? А если они будут устроены так ( один лист бумаги скрутить трубкой и показать)?
-Какие кости у птиц?
-Есть ли у птиц зубы? (Зубов у птиц нет- легкий клюв.)
-Как вы думаете, а как должны быть развиты мышцы, чтобы быстро летать? (Мышцы должны быть хорошо развиты, от них зависит, как полетит птица.)
-Какой покров у птиц? Перья помогают птицам летать? Какие они?
-Давайте проведем небольшое исследование. Посмотрите сквозь опахало пера. Какое оно? Сделайте из нескольких перьев веер и помашите им вверх и вниз. Что ощущаете? Какова роль перьев? (Перья птиц легкие, прочные, упругие, теплые. Перья согревают птицу, защищают ее тело от повреждений, помогают во время полета.)
-Какие передние конечности у птиц? Какие бывают крылья у птиц? (Рисунки птиц: воробей, орел, ласточка.) (Передняя конечность – крыло. Крылья бывают маленькие и большие. Они могут быть различной формы. От этого зависит скорость полета птиц. Главное, что крылья дают возможность птицам летать.)
-Как передвигаются птицы? Сколько для этого требуется энергии? Где ее добыть? Энергию птицы запасают в жировых отложениях, а затем используют во время полета. (Передвигаются птицы с большой скоростью, на различные расстояния, бывает , что и далеко. Энергию они получают с пищей, поэтому много едят.)
-Как вы думаете, а как должна работать система кровообращения (сердце), чтобы все клетки птицы бесперебойно снабжать энергией и веществами (Она должна быть хорошо развита, ведь работа ей предстоит большая.)
-Благодаря работе сердца и легких обмен веществ у птиц идет очень быстро. Как вы думаете, какая температура тела птиц? (Температура тела у птиц высокая.)
-Давайте подведем итог нашим рассуждениям. Почему птицы могут летать? Составьте рассказ, используя ключевые слова урока (выделены цветом.) (Работа в группах.)
-Как размножаются птицы? Заботятся ли они о своих потомках? Как? Составь план рассказа «Как птицы заботятся о своем потомстве?», используй текст на с.106. (Птицы размножаются, откладывая яйца и насиживая их. Представляют свои работы.)
-А как наши птицы приспособились переживать неблагоприятные условия? Впадают ли в спячку с наступлением зимы, как это делают пресмыкающиеся? (Нет. Птицы теплокровные, и они приспособились переживать суровые условия зимы: им помогает перьевой покров. Но вот пищи не хватает, поэтому некоторые улетают на зиму в теплые края, где есть пища.)
-Да, таких птиц называют перелетными. А те, которые остаются, оседлые. Как им помочь в трудное время? (Мы можем построить кормушки подкармливать их.)
III Самостоятельное применение знаний.
1.Работа в учебнике.
-Вопросы на с.107.
-Задания на с.108-109.
-Задания из рабочей тетради на выбор.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
-Что тебе нужно было сделать?
-Удалось тебе выполнить задание?
-Ты все сделал правильно или были недочеты?
-Ты составил все сам или с чьей-то помощью?
-Какой был уровень задания?
-Какие умения формировались при выполнении этого задания?
-Сейчас мы с…(имя ученика) учились оценивать свою работу.
IV Домашнее задание.
Чтение текста темы 24, задание на выбор из рабочей тетради.
VI Рефлексия.
-Какие приспособления птиц использует человек в свое хозяйстве?
-Какую работу мы сейчас выполняли?
Чему научились?
-Кто с ней справлялся легко?
-Кому пока было трудновато?
-Кто или что вам помогло справиться?
-Кто доволен сегодня своей работой?
-Кто хотел что-нибудь исправить? Что? Что нужно для этого делать?