I.Организационный и мотивационный момент | -Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, меня зовут Милана Маратовна. -Итак, ребята, посмотрите на своего соседка по парте, улыбнитесь ему. Посмотрите на меня, улыбнитесь мне. Я рада вас приветствовать и желаю вам хорошего настроения и успехов в сегодняшней работе. (Проверка готовности рабочего места) - Прежде чем начать наш с вами урок, проверьте свое рабочее место. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные |
I I. Проверка домашнего задания. | - Прежде , чем мы приступим с вами к изучению новой темы, давайте проверим ваше домашнее задание. Итак, решите небольшой тест, а потом мы с вами проверим. (Раздаю листочки с тестом , затем вывожу на слайд правильные ответы и выполняю проверку) Тест по окружающему миру «Мы - граждане России» Что относится к ПРАВАМ гражданина России? А. Забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия Б. Свобода и личная неприкосновенность В. Участие в управлении делами государства Г.Защита своей чести и доброго имени Д. Защита Отечества Что относится к ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РОССИИ? А. Соблюдение Конституции и законов России Б. Защита Отечества. В. Владение имуществом Г. Отдых Д. Свободный труд и образование Е. Забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия Главой нашего государства является: А. Председатель Государственной Думы Б. Председатель Правительства Российской Федерации В. Председатель Совета федерации Г. Президент Российской Федерации Парламент нашей страны называется: А. Совет Федерации Б. Президентский совет В. Государственная Дума Г. Федеральное собрание С какого возраста гражданин России имеет право участвовать в управлении делами государства? А. С 14 лет Б. С 16 лет В. С 18 лет Г. С 20 лет -Итак , давайте же проверим: Ответы: 1- Б, В, Г 2 - А, Б, Е 3- Г 4- Г 5- В -Отлично, молодцы! Все справились. | Выполняют тест | Коммуникативные Познавательные |
I I I . Целеполагание и мотивация | (На экране изображения флага и герба России.) - Посмотрите на экран. Что это? -Верно, ребята, это государственные символы России. - Какой символ России вы еще знаете? - Давайте прослушаем его , но что нужно сделать при прослушивании Государственного Гимна России? Верно, давайте же вместе встанем и прослушаем. - Какие чувства у вас возникали при прослушивании? - Сформулируйте тему урока. -Верно, а какую цель вы сегодня для себя поставите? -Молодцы! | - Флаг и герб России - Государственный Гимн России - ответы детей - Символы России - Расширить знания по этой теме. | Познавательные |
IV. Открытие нового знания | -Что же такое «символ»? (Вывожу на слайд: «Символ» - символ передает суть предмета или события, является его смысловым отражением. Отсюда — символика любого государства есть воплощение его истории и отражение его настоящего, выражение патриотизма его граждан и обозначение этого государства на международной арене, зрительный и музыкальный образ конкретного государства. Вот почему отношение к государственной символике — это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры. Проявление неуважение к символам своего государства означает неуважение и к себе самому. А кто же будет уважать человека, который сам себя не уважает? Так никто не будет уважать и государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике, т. е. сами себя не уважают. Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядит герб, флаг, слышали гимн России. В любом современном государстве основные его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. о под охрану. -Рассмотри герб. (Вывожу на слайд) -Что такое герб? Гербом называют изображение, которое показывает исторические традиции государства или города -Что изображено? -Что находится в лапах? «Словарная работа» Что такое скипетр? ( Это жезл – посох, украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти.) Что такое держава? (Это золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами царской власти) -Что изображено на груди орла? -Почему головы орла повернуты в разные стороны, как вы думаете? -Потому что Россия расположена в двух частях света: Европе и Азии. -Ребята , мы с вами живём в Астраханской области и у нашей области тоже есть свой герб, посмотрите на экран , что вы можете сказать о нём? Герб Астраханской области представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит. В голубом поле щита - золотая корона, состоящая из обруча с тремя видимыми листовидными зубцами и золотой митры, скрепленной пятью видимыми дугами украшенными жемчугом и с зеленой подкладкой. -Как вы думаете, когда появился флаг? Флаг , ребята, появился в глубокой древности. -Знаете ли вы, из скольких цветов состоит? Перечислите. -А знаете ли вы что символизирует каждый из цветов? Белый – благородство, синий- верность, честность, красный – мужество, смелость. -Кто мне скажет, что такое гимн? -Что делают, когда звучит гимн? -Для чего нужны символы? Молодцы. | -ответы детей Ответы детей. - Двуглавый орел с двумя малыми и одной большой короны, соединены лентами., располагаются золотые крылья. В правой лапе- скипетр, в левой- держава( золотой шар с крестом) -Изображение всадника в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона. Ответы детей Ответы детей -Из трёх Белого, синего, красного -Ответы детей - Торжественная песня -Встают . -Это объединяет народ, неуважение к ним рассматривается как неуважение к государству. | Регулятивные Познавательные |
V. Первичное закрепление изученной темы | - Откройте учебник на с. 168 прочитайте про себя, всё, что сказано о Государственном Гербе. -Кто прочитал, поднимите руки. Ответьте на вопросы: -Когда впервые двуглавый орел появился на печати Ивана Третьего? -В каком веке появились три короны, скипетр, держава на Государственном гербе? -Что означало наличие трех корон? - Прочитайте про себя, всё, что сказано о Государственном Флаге России. -Кто прочитал, поднимите руки. Ответьте на вопросы: -Когда впервые появился бело- сине- красный флаг? -Кто ввел порядок расположение цветов? -Когда мы отмечаем День Государственного Флага? Прочитайте про себя, всё, что сказано о Государственном Гимне России. -Кто прочитал, поднимите руки. Ответьте на вопросы: -Кто написал слова гимна? -Кто написал музыку? -С чего начинается каждый день нашей страны? | - открывают учебник и читают и отвечают на вопросы учителя - 1497 г. - В XVII -единство тех царств, вошедших в состав России: Казанского, Астраханского, Сибирского - В конце XVII -Пётр 1 22 августа Поэт С.В.Михалков Композитор А.В.Александров С гимна, его исполняют по радио | Регулятивные Познавательные |
VI. Физкультминутка | Ветер Осторожно ветер За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо-влево) Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте) Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько Ветками черемух, (Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте) И, расправив гордо Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте) Полетел куда-то Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в стороны, махи руками) | - выполняют физкультминутку вместе с учителем | Регулятивные |
V II. Закрепление знаний | Вопросы задают каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.) — Какой смысл имеет изображение на гербе? (Россия расположена в двух частях света — Европе и Азии, поэтому головы орла повернуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве государства. Всадник, поражающий дракона, — готовность народа встать на защиту родной земли.) — Когда появились флаги? (В глубокой древности.) — Какое старинное русское название флага? (Стяг.) — Когда можно увидеть на улицах флаги? (В праздничные дни.) — Опишите флаг России. (Флаг состоит из горизонтальных полос трех цветов — белого, синего, красного.) — Кто ввел такой порядок расположения цветов? (Петр 1.) — Как можно объяснить символику цветов российского флага? — Когда Россия вновь обрела свой исторический флаг? (В 1991 г.) — Когда мы отмечаем День Государственного флага Российской Федерации? (22 августа.) Работа с загадками На свете много песен разных, Но эта нам важней всего, Она, как символ государства, Известна всем до одного. (Гимн.) Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак. У России он особый, Ты назвать его попробуй. (Герб.) У него названий много: Триколор, трехцветный стяг — С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный... (флаг). | - выполняют задание. | |