Актуализация знаний | Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог | Наш урок я хотела бы начать с задания: я зачитываю вам вопросы, а вы записываете ответы на листочках, которые лежат у вас на партах. 1)птица, которая не строит гнезда и не кормит своих птенцов?(кукушка) 2)полезное насекомое, которое помогает опылять растения, а человеку полезно тем, что дает вкусный, ароматный, сладкий мед?(пчела) 3)Как называются птицы, которые улетают зимовать в теплые края?(перелетные) 4)Жилище какого животного называется берлогой?(медведь) 5)Как называется цветок, который был назван в честь юноши, пленного своей собственной красотой?(нарцисс) Сравните свои ответы с ответами на доске. Оцените свою работу: все верно-5;1,2 ответа верно-4, 3 не верно-3. | Участвовать в учебном диалоге, узнавать новые словарные слова |
Целеполагание, постановка проблемы | Наглядный: демонстрация видеофрагмента Практический: создание проблемной ситуации | Молодцы, двигаемся дальше!Но чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, нам нужно открыть 2 слова, из которых мы и составим тему. Чтобы открыть первое слово, послушайте стихотворение: Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною: Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то; Как будто счастье впереди И унесла зима заботы!... О чем это стихотворение?(о весне) правильно, ребята, и наше первое слово, которое мы откроем, будет слово «весна». А чтобы открыть второе слово, вам необходимо разгадать ребус. Какое слово зашифровано?(труд) Итак, ребята, у нас получилось 2 слова: весна и труд, попробуйте объединить эти слова и сформулировать тему нашего урока.(весенний труд) Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (узнать о особенностях старинных весенних работ) | Актуализировать знания Работать в тетрадях Выполнять упражнение Участвовать в проблемном диалоге |
Поиск путей решения проблемы, открытие нового знания | Практический: работа с учебником Словесный: объяснение, беседа | Ребята, помните, как вы встречали Масленицу? Весело было? После Масленицы проходит время, и наступает «праздников праздник» — Пасха. Между Масленицей и Пасхой проходит 7 недель. Как называют эти семь недель? Что происходит в жизни людей и в природе между этими праздниками? (Дети предлагают свои объяснения.) Точный ответ мы узнаем из учебника. Но перед тем как начать чтение, посмотрите на фотографию куклы, стоящую в учебнике около заголовка нашего урока (с. 94). Она так старательно подметает, словно хочет что-то прогнать метлой. Что она так тщательно прогоняет? Ответ вы тоже узнаете из текста. Давайте прочитаем текст на стр. 94-95 по цепочке по предложению. Так что же прогоняет кукла? (Масленицу.) Как называется время между Масленицей и Пасхой?(Великий пост) Сколько длится Великий пост?(7 недель) В учебнике было сказано: «Придёт время...» А от чего зависело начало полевых работ, когда приходило их время? (Когда позволяла погода.) Вы помните, какие народные приметы зимних и весенних дней предсказывают погоду? Какие заботы в старину были у женщин и мужчин? Как вы думаете, обидно тогда было мужчинам и женщинам, что какую-то работу называли мужской, а какую-то — женской? Конечно, нет! Ведь если бы не было такого разделения, то была бы путаница. Никто ничего не успел бы сделать. Да и многие мужские работы непосильны женщинам. Недаром в мужчинах всегда уважали силу, выносливость. В каких работах это могло пригодиться? А в женщинах ценились усидчивость, аккуратность, терпеливость. Для каких работ важны эти качества? Сейчас мы с вами тоже поработаем — отгадаем загадки о весеннем труде. Работу будем делать аккуратно, тщательно, прилежно. Прочитайте первую загадку. Что это?(молоток) Прочитайте 2-ю загадку. О чем эта загадка?(топор) Прочитайте 3-ю загадку. Что это?(пила) Молодцы! Какие признаки выбирали в старину сочинители загадок — внешний вид предмета или его действия. Что помогает разгадывать: описание признаков или рисунки учебника? А сейчас откройте свои рабочие тетради на стр.52 и в парах выполните задания № 1 и 2. -Какие отгадки записали? Прочитайте, какие орудия труда необходимы вышивальщице? Какое из этих орудий изображено на рисунке? А сейчас узнаем, о каких весенних работах нам ещё рассказывает учебник. Но сначала сами подумайте, как изменился в наше время труд земледельцев по сравнению со старинным трудом? Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, объясните их: «Вешний день целый год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою» . | Выполнять задание в тетради Осуществлять фронтальную проверку Участвовать в учебном диалоге Работать со схемой |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Практический: самостоятельная работа | Посмотрите на стр. 95 в учебнике изображение Святого Георгия Победоносца, как решительно святой Георгий побеждает злого змея, вот так же смело день его памяти открывает дорогу на весенние пастбища. Какие весенние работы приходилось вам наблюдать или выполнять самим? Прочитаем текст на стр. 95 в учебнике. В какой день домашних животных в старину первый раз выпускали на пастбище? Как вы думаете, ребята, какие работы весной проводят в поле? Какие работы весной проводят в огородах? Как изменяется весной жизнь домашних животных? Что делают с приходом весны в саду? Теперь попробуем отгадать ещё одну загадку. Она изображена на фотографии в задании № 3 на с. 53 рабочей тетради. Эта загадка требует и памяти, и знаний о весенних особенностях природы. | Выполнять задание |
Рефлексия учебной деятельности | Практический: оценивание своей работы на уроке | -Выберите и продолжите любое предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… Всем спасибо за занятие! | Подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на уроке. |