Орг.момент | Создать положительную мотивацию | Метод: беседа | - Здравствуйте, напоминаю, меня зовут Екатерина Сергеевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Садитесь. | - Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Форма: фронтальная | Средства: слайд презентации | | | | Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Актуализация знаний | Обеспечить воспроизведение опорных знаний | Метод: беседа | - Для того, чтобы приступить к изучению нового, давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. Вам необходимо ответить на вопросы теста. Работаем в парах. 1. Кто был первым императором России? а)Александр I б)Петр I в) Екатерина I 2.Как стало называться Российское государство в XVIII веке? а)Россия б)В XVIII веке не менялось название в)Российская империя 3.Кто стал править империей в конце XVIII века? а)Петр II б) Петр III в)Екатерина II 4.Какое испытание выдержала Россия в начале XIX века? а)Нашествие французской армии б)Голод в)Страшная болезнь 5.Какой российский полководец прославился в войне с французскими захватчиками? а)Невский б)Пожарский в) Кутузов 6.Чем знаменателем XIX век для жизни российских крестьян? а)Обильный урожай б)Отмена крепостного права в 1861 году в)Население в разы выросло 7. Сколько республик входило в Советский Союз? а)15 б)3 в)18 8. Кто до 1953 года возглавлял Коммунистическую партию? а)Ленин б)Пожарский в)Сталин - Закончили. Проверяем. Доходим до 7 и 8 вопросов и понимаем, что ответа на них мы дать не можем, так как не достаточно знаний. - Чтобы ответить на 2 последних вопроса, нам необходимо получить соответствующие знания. | | Форма: фронтальная, групповая | Средства: слайд презентации. | Тест | Умеют воспроизводить ранее полученные знания. | Умеют принимать и сохранять учебную задачу | Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Определение темы урока | Организовать работу по определению темы урока | Метод: беседа Приемы: чтение стихотворения | -Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока. Красивы в убранстве лесов и озер Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Эстонка и русский, грузин и узбек С открытой душой породнились навек. Скрепили пожатья над кручами гор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Казах и армянка, киргиз и таджик Для дружбы нашли самый верный язык. Единой семьею живут с давних пор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Туркмен, украинка, латыш, белорус - Зовут отчим домом... - Да, верно, и тема нашего сегодняшнего урока «Образование СССР» | - Советский союз | Форма: фронтальная | Средства: слайд презентации | | Знают тему урока | Умеют стоить речевые высказывания в устной форме; слушать и слышать собеседника; корректировать его высказывания | Сохраняется положительная мотивация на уроке |
Работа по теме урока | Организовать работу по усвоению новых знаний | Метод: беседа | -Давайте вспомним, какой стала Российская империя к началу 20 века? -Да, действительно, но в 1914 году началась первая мировая война (видео) - В ходе войны многие понимали необходимость ее прекращения. Революционные события февраля – марта 1917 года привели к краху империи. - Во время первой мировой войны у престола стоял император Николай II (сообщение ученика) - Но Николай 2 отрекся от престола и власть перешла к временному правительству. Но оно не было единственной властью в стране, существовали еще Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. И так сложилось, что Советы были за прекращение войны, а Временное правительство – за ее продолжение «до победного конца». - Все это осложняло и без того непростое положение России. И большевики решили воспользоваться сложившимся положением, которое могло привести их к власти и стали вести активную работу на заводах, фабриках, в деревне, в армии. - А кто такие большевики? - Большевики заявляли, что только они смогут «перевернуть Россию» с помощью вооруженного восстания и добиться окончания войны. - Теперь откройте страницу 84 и прочтите ее. - О чем твердили большевики? - Что произошло 25 октября 1917 года? - Почему ряды большевиков росли? - Позже, силы которые противостояли большевикам начали объединяться и началась гражданская война. - После окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовались советские республики (на слайде их названия). Самой крупной из них была Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). - В 1922 году республики объединились в единое государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР) - Давайте сравним флаги РСФСР и СССР. В чем отличия и сходства? - Всего в Советский Союз входило 15 республик (все на слайд) - Столицей стала Москва. Власть в стране была в руках Коммунистической партии, которую до 1953 года возглавлял Иосиф Виссарионович Сталин - Спасибо за такое выступление. | К началу XX века Российская империя была одной из влиятельнейших государств мира. Отмена крепостного права дала толчок к росту промышленного производства, экономика пошла в рост, определенность в отношениях между крестьянством и землевладельцами привела к росту в сельском хозяйстве, однако постоянно повышающиеся налоги постепенно подогревали ситуацию и вели к возможному выражению недовольства. Тем не менее России оставалась политически стабильной внутри страны и во внешнем мире. - сторонники Ленина - о том, что только они смогут перевернуть Россию - отряды революционно настроенных рабочих захватили… - Они выдвигали такие законы, которые устраивали многих людей. | Форма: фронтальная | Средства: слайд презентации | Опрос | Знают какой стала Российская империя к началу 20 века, знают причины и итоги первой мировой войны и гражданской войны, знают основные сведения о Николае II, Ленине и Сталине. | Умение аргументировать свою точку и вносить коррективы в высказывание одноклассников | Сохраняют положительную мотивацию на уроке |
Проверка усвоенного материала | Организовать работу для проверки понимания правила и применения его на практике | Метод: беседа | - А наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тесту и посмотрим, можем ли мы теперь ответить на 2 последних вопроса. | - Да, можем | Форма: фронтальная, индивидуальная | Средства: слайд презентации. | Тест | | Умеют слушать собеседника и извлекать всю необходимую информацию | Сохраняют положительную учебную мотивацию на уроке |
Подведение итогов. Рефлексия | Организовать подведение итогов урока, оценку деятельности | Метод: беседа Прием: стихотворение | - Скажите, о каких войнах мы сегодня разговаривали и каковы их итоги. - Сложен ли был пусть народа к образованию СССР? - Вернемся к гербам, почему он изменился? - Вы отлично поработали на уроке. В завершении его я прошу прочитать стихотворение и выбрать одну из сток относящуюся к вам после сегодняшнего урока. - На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу. До свидания. | - О гражданской войне и первой мировой. - да | Форма: фронтальная | Средства: слайд презентации. | Опрос | | Умеют слушать и слышать собеседника, дополнять и корректировать его ответ. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе. |