Цели деятельности учителя: формировать представления о современных средствах связи и массовой информации (почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, пресса, Интернет).
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать средства связи и средства массовой информации; объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; получат возможность научиться пользоваться средствами связи при вызове экстренной помощи; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о средствах массовой информации; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Ход урока:
Организационный момент
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
Подготовка рабочего места.
- Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке.
- Для этого самостоятельно выполним тест.
Тест с самопроверкой. (слайд 2)
Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки Муравьишки (Муравьишка на доске).
Вот так дом - одно окно,
Каждый день в окне - кино! (Телевизор)
Здесь говорят, а в Москве слышно. (Телефон.)
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О телевизоре и телефоне.)
- Прочитайте тему урока на с. 54 учебника. (Зачем нам телефон и телевизор?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Работа по теме урока
- Подумайте, как люди поддерживают связь друг с другом. (Пишут друг другу письма, открытки, телеграммы, разговаривают по телефону.)
- А знаете ли вы, как люди поддерживали связь друг с другом раньше? (Ответы детей.)
- Муравьишка Вопросик приготовил для вас видео-сообщение. (слайд 3)
- Почта, телефон - это средства связи.
- Как люди узнают о событиях, произошедших в стране и мире? (Из газет, по телевидению, по радио, из Интернета.)
- Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) - это средства массовой информации.
- Рассмотрите фотографии телефонов на с. 54 учебника.
- Какие бывают телефоны? Чем они похожи, чем отличаются? (Ответы детей.)
- У кого дома есть стационарный телефон (от телефонной линии)? (Ответы детей.)
- У кого дома есть мобильный телефон? (Ответы детей.)
- Таким образом, каких телефонов в настоящий момент больше и почему? (Ответы детей.)
- Почему телефон - это средство связи? (С помощью телефона можно поддерживать связь.)
- Как же устроен телефон? Муравьишка Вопросик приготовил сообщение о том, как устроен телефон. (слайд 4)
(дети готовятся рассказывать сообщение)
- Ребята, а помните ли вы номера специальных служб безопасности? Какой номер телефона следует набрать, если случится пожар? (101.)
- А если нужно срочно вызвать полицию? (102.) А если кому-то нужна медицинская помощь? (103.)
- Сегодня к нам на урок пришли специалисты, которые вам напомнят номера телефонов спецслужб и что нужно делать, если у вас приключилась та или иная беда. (Денис П., Куранова К., Митряшкина А.)
Если в доме вспыхнет пламя,
Вряд ли справитесь вы сами,
Перед тем как спорить с ним
Наберите …(101)
При обнаружении признаков пожара сообщите об этом взрослым, позвоните по телефону 101 и назовите адрес, где вы находитесь.
Номер телефона диспетчера пожарной охраны в п.Горноправдинск - 374-001
Если видишь преступленье
Иль к нему приготовленье,
Граждан защити права,
Набери скорей …(102)
Если вы стали свидетелем преступления или вам грозит опасность, сообщите об этом взрослым, позвоните по телефону 102 и назовите адрес, где вы находитесь.
Номер телефона полицейской дежурной части в п.Горноправдинск - 374-002;
Если человеку плохо,
Толку нет вздыхать и охать,
Срочно номер набери
Скорой помощи…(103)
Если вам или находящимся рядом людям потребовалась медицинская помощь, позвоните по телефону 103 и назовите адрес, где вы находитесь.
Номер телефона скорой помощи в п. Горноправдинск - 374-003
- Рассмотрите нижний ряд фотографий (радио, телевизор, журналы). Для чего служат эти предметы? (Для передачи информации.)
- Рассмотрите фотографии на с. 55. Что изображено на картинке? (Ответы детей.)
- Почему одни и те же предметы повторяются? (Ответы детей.)
- Как определить, где предметы старины, а где современные предметы? (Ответы детей.)
- Муравьишка приготовил для вас вопросы. (Муравьишка задает вопросы про Интернет, данные в учебнике (с. 59).
Учащиеся высказывают свои предположения, затем читают вывод. Интернет - это и средство связи, и средство массовой информации.)
Рефлексия
1. Следующее задание мы выполним в парах. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 39).
- Прочитайте задание.
- Прочитайте список.
Выполните задание.(Проверка, слайд 5)
Синим карандашом нужно подчеркнуть средства связи. Красным – средства массовой информации, интернет подчеркнуть двумя чертами. (Интернет - это и средство связи, и средство массовой информации.)
Подведение итогов урока
- Перечислите средства связи. (Почта, телефон.)
- Перечислите средства массовой информации. (Радио, телевидение, пресса.)
- Как вы ответите на вопрос урока: зачем нам телефон и телевизор?
- Придумать загадку про Интернет.
Оцените свою работу на уроке
(смайлы)