СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса "Что такое деньги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру для 3 класса "Что такое деньги"»


Конспект урока по окружающему миру

УМК «Школа России» 3 класс


Тема: Что такое деньги

Цель: познакомить с понятием деньги, историей их появления, различными видами денежных единиц и функциями.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и их функциями;

научатся различать денежные единицы некоторых стран; различать и сравнивать монеты России по внешнему виду; познакомятся с некоторыми терминами нумизматики.

Метапредметные:

  • Познавательные: ориентироваться в учебнике; добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

  • Коммуникативные: умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

  • Регулятивные: умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем; способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Личностные : формировать интерес к учению; осваивать роль ученика; формировать  эстетические потребности, ценности  и чувства.

Оборудование:  Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, рабочая тетрадь, наглядные пособия, карточки.


















Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь!

Начинается  урок,

Он  пойдет  ребятам  впрок.

Постарайтесь   всё  понять,

Что-то  новое  узнать!

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
2.

Проверка домашнего задания



Беседа.

- Ребята, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (какая бывает промышленность).

- что бы закрепить наши знания о промышленности, мы с вами выполним тест.

Тест

1. Что даёт нам добывающая промышленность?

1) полезные ископаемые 
2) мебель 
3) лес 
4) рыбу

2. Что производит электроэнергетика?

1) электрические приборы
2) электрическую энергию 
3) электростанции 
4) нефть

3. Что производит химическая промышленность?

1) машины 
2) краски
3) военную технику 
4) продукты питания

4. Что производит лёгкая промышленность?

1) автомобили 
2) лекарства
3) ткани 
4) топливо

5. Что производит добывающая промышленность для химической?

1) энергию
2) продукты питания 
3) станки
4) нефть

6. Где производят электроэнергию?

1) в карьерах 
2) на шахтах 
3) на электростанциях 
4) на заводах

7. Какие отрасли промышленности участвуют в изготовлении кастрюль?

1) добывающая промышленность 
2) пищевая промышленность 
3) металлургия 
4) машиностроение

8. расшифруй ГЭС ……гидроэлектростанция.        

9. расшифруй ТЭС……тепловая электростанция

10. расшифруй  АЭС….атомная электростанция.

- Хорошо.  Передаем листочки с задних парт на передние.

Задание на карточках «Доскажи словечко»

Пальто и шляпы выпускает …(лёгкая промышленность.)

Металлические батареи выпускает …(металлургия)

Пряники производит …(пищевая промышленность.)

Электричество попадает в дом благодаря …(электроэнергетики)

Шампунь для волос выпускает …(химическая промышленность.)

Комбайны, танки выпускает…(машиностроение)

Обеспечивает нефтью, углём…(добывающая промышленность .)

Отвечают на вопросы учителя, выполняют тест и задания на карточках.

3.

Постановка темы и целей урока




Беседа.

-Ребята, сегодня на уроке мы исследуем новое понятие, оно известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.

-Что необходимо человеку в современной жизни, чтобы жить в достатке?

1

- На этот вопрос мы ответим, после того как отгадаем кроссворд, и прочитаем выделенное слово.

4

3


2




д







е






н



6





ь





г


5





и




1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. (Труд)

2. Распространенное природное богатство, твердое полезное ископаемое, используемое в строительстве, из особого его вида производят стекло. (Песок)

3. Продукт растениеводства, прядильная культура, из которой производят ткани. (Лён)

4. Молотком шахтёр стучит,

Камень чёрный добывает.

Он потом в печи горит

Дом зимой наш согревает (Уголь)

5. Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей. (Услуга)

6. Прочная горная порода, используемая в строительстве. (Гранит)

- Вот как много вы уже знаете об экономике. Но сегодня нас интересует новое понятие, оно известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.

- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали? (Деньги)

- Как вы понимаете это слово?

- Ребята давайте вместе подумаем и скажем, какова тема нашего сегодняшнего урока.

- Какие задачи поставим на урок?

Дети отвечают на вопросы учителя, разгадывают кроссворд, формулируя тему и задачи урока.

4.

Изучение нового материала


Беседа

- Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?

- Для того что бы ответить на этот вопрос давайте обратимся за помощью к толковому словарю.

Работа со словарем

Деньги -металлические или бумажные знаки (давно – особые товары), являющиеся мерой стоимости купли-продажи, средством платежей и предметом накопления.

Рассказ учителя.

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.

И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во – первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во – вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В – третьих, сделать так. Чтобы рыба не испортилась.

Беседа

-Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

(Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен. )

- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?

-Такой вид обмена называется бартер

- Найдите на стр. 66 учебника определение, что такое бартер.

Запишите в Р.т на стр. 44

(Это прямой обмен одних товаров на другие)

- Кажется, все просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:

У Светы есть груша, а она хочет морковку.

У Вовы есть морковка, а хочет он банан.

У Миши есть банан, а хочет он грушу.

- Как быть? (Решение экономической задачи)

- Согласитесь, это заняло больше времени, чем бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей. А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду. Сложно. Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным. Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа.

- На стр. 67найдите определение, что такое купля – продажа. Запишите в р.т на стр. 44

( Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги)

- Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.

- Какие бывают способы обмена? (бартер и купля – продажа).

Рассказ учителя.

- Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, ткани, даже сушёную рыбу.

- Удобны ли были такие деньги?

- Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении переходе из рук в руки. Нужно чтобы их легко было носить с собой. Одними из первых денег были раковины каури. В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на веревочку, как бусы.

- Чем же они были удобны? (Не портились и легко носились с собой).

- За одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин.

- Удобно?

- Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.

- Каковы преимущества металлических денег?

- Однако и у них был недостаток . Как вы думаете какой?

И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги.

Работа с учебником.

Внимательно прочитайте текст и найдите ответ на вопрос:

-Какие денежные единицы используются в разных странах?

Рубль в России, в США-доллар, во многих странах Европы-евро.

-Рассмотрите эти денежные единицы и задавайте соотнесем их со страной, где они используются (карточки на доске)

Беседа

- Скажите, откуда большинство людей получают деньги? ( Большинство людей получают деньги в качестве заработной платы, то есть платы за работу. Сокращенно – зарплата. А на заработанные деньги покупает необходимые товары и услуги)

- Но человек может отложить часть денег на будущее, т.е. сберечь. Это сбережения.

- Как вы думаете, с какой целью человек откладывает деньги? (Чтобы приобрести дорогую покупку, накопить на что-нибудь).

- Какую роль выполняют деньги?

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара)

- А сейчас отправимся в магазин. Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. Все ли можно купить за деньги? Приведите свои примеры.

Пища, здоровье, развлечения, одежда, образование, воздух, товары, дружба, небо, море, дождь, уважение людей, ветер и т.д.

- Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Где-то дома у метро -

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить -

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

- Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк?

- Как надо относиться к природе?

Практическая работа

- А сейчас у нас есть возможность побывать в роли нумизматов.

-А вы знаете кто это?

-Давайте прочитаем об этом на стр. 69 учебника. Так кто же такие нумизматы?

-Теперь приступим к выполнению нашей практической работы.

- Давайте откроем учебники и найдём практическую работу на с. 68 учебника.

- Найдём эту практическую работу в рабочей тетради.

- Прочитаем тему, цель практической работы.

Рассмотрим монеты.

1.Рассмотрите монету

2.Что изображено на монете? (Номинал (5рублей), растительный орнамент, номинал (пять рублей), герб (двуглавый орел), год чеканки)

3.Найдите на монете лицевую сторону, оборотную, ребро

- Оборотная сторона, на которой указан номинал, то есть достоинство (5 рублей), называется «реверс» или «решка».

Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда». ЗАПИСАТЬ СЛОВА НА ДОСКЕ

- Покажите мне на этой монете орел, решку и ребро, легенду.

- Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена)

Дети отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с новыми понятиями. Выполняют практическую работу.





















5.

Физкультминутка.


Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперед смотри –

Это «три»,

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать –

Это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть –

Это «шесть».


Выполняют физкультминутку.
6. Закрепление изученного

Работа в группах.

(Ученики разделены на 3 группы. Раздаются 3 задачи: по 1 задаче на группу.)

Задача 1: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов мёда и заплатила за это 2 зёрнышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какую функцию выполняют деньги в данном случае?

Выберите один из вариантов:

- средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара)

Задача 2. Цена телевизора – 15тысяч рублей. Цена плеера – 1 тысяча 600 рублей. Какую функцию выполняют деньги в данном случае?

Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара)

Задача 3. Бобёр решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? Выберите один из вариантов:

средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).

-Давайте вместе обсудим какие ответы получились у каждой группы.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание на каточках в группах.
7.

Итог урока.

Рефлексия


- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам показалось наиболее интересным?

- Где вам может пригодиться все, чему вы сегодня научились?

- А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке.

Прием «Незаконченное предложение»

  1. Самым интересным сегодня на уроке было ____________

  2. Самым сложным для меня сегодня было___________

  3. Сегодня я понял __________

  4. Сегодня я научился _______

  5. Сегодня я задумался_______

  6. Сегодня урок показал мне__

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока.





8

8.

Домашнее задание

с. 66 – 69-пересказ.

Нарисовать свою денежную единицу и написать о ней сочинение.

Записывают домашнее задание.



















Карточки

Запишите вид промышленности

Пальто и шляпы

выпускает …

Металлические батареи выпускает….

Пряники производит … Электричество попадает в дом благодаря …

Шампунь для волос выпускает …

Комбайны, танки выпускает…

Обеспечивает нефтью, углём…

Запишите вид промышленности

Пальто и шляпы

выпускает …

Металлические батареи выпускает….

Пряники производит … Электричество попадает в дом благодаря …

Шампунь для волос выпускает …

Комбайны, танки выпускает…

Обеспечивает нефтью, углём…

Запишите вид промышленности

Пальто и шляпы

выпускает …

Металлические батареи выпускает….

Пряники производит … Электричество попадает в дом благодаря …

Шампунь для волос выпускает …

Комбайны, танки выпускает…

Обеспечивает нефтью, углём…

Запишите вид промышленности

Пальто и шляпы выпускает…

Металлические батареи выпускает….

Пряники производит … Электричество попадает в дом благодаря …

Шампунь для волос выпускает …

Комбайны, танки выпускает…

Обеспечивает нефтью, углём…

Запишите вид промышленности

Пальто и шляпы

выпускает …

Металлические батареи выпускает….

Пряники производит … Электричество попадает в дом благодаря …

Шампунь для волос выпускает …

Комбайны, танки выпускает…

Обеспечивает нефтью, углём…

Запишите вид промышленности

Пальто и шляпы

выпускает …

Металлические батареи выпускает….

Пряники производит … Электричество попадает в дом благодаря …

Шампунь для волос выпускает …

Комбайны, танки выпускает…

Обеспечивает нефтью, углём…

Запишите вид промышленности

Пальто и шляпы выпускает…

Металлические батареи выпускает….

Пряники производит … Электричество попадает в дом благодаря …

Шампунь для волос выпускает …

Комбайны, танки выпускает…

Обеспечивает нефтью, углём…

Запишите вид промышленности

Пальто и шляпы выпускает…

Металлические батареи выпускает….

Пряники производит … Электричество попадает в дом благодаря …

Шампунь для волос выпускает …

Комбайны, танки выпускает…

Обеспечивает нефтью, углём…

Запишите вид промышленности

Пальто и шляпы выпускает…

Металлические батареи выпускает….

Пряники производит … Электричество попадает в дом благодаря …

Шампунь для волос выпускает …

Комбайны, танки выпускает…

Обеспечивает нефтью, углём…



Задача 1. Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов мёда и заплатила за это 2 зёрнышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какую функцию выполняют деньги в данном случае?

Выберите один из вариантов:

- средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара)

Задача 2. Цена телевизора – 15тысяч рублей. Цена плеера – 1 тысяча 600 рублей. Какую функцию выполняют деньги в данном случае?

Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара)


Задача 3. Бобёр решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? Выберите один из вариантов:

средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!