Беседа - Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги? - Для того что бы ответить на этот вопрос давайте обратимся за помощью к толковому словарю. Работа со словарем Деньги -металлические или бумажные знаки (давно – особые товары), являющиеся мерой стоимости купли-продажи, средством платежей и предметом накопления. Рассказ учителя. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во – первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во – вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В – третьих, сделать так. Чтобы рыба не испортилась. Беседа -Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике? (Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен. ) - Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли? -Такой вид обмена называется бартер - Найдите на стр. 66 учебника определение, что такое бартер. Запишите в Р.т на стр. 44 (Это прямой обмен одних товаров на другие) - Кажется, все просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например: У Светы есть груша, а она хочет морковку. У Вовы есть морковка, а хочет он банан. У Миши есть банан, а хочет он грушу. - Как быть? (Решение экономической задачи) - Согласитесь, это заняло больше времени, чем бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей. А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду. Сложно. Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным. Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа. - На стр. 67найдите определение, что такое купля – продажа. Запишите в р.т на стр. 44 ( Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги) - Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи. - Какие бывают способы обмена? (бартер и купля – продажа). Рассказ учителя. - Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, ткани, даже сушёную рыбу. - Удобны ли были такие деньги? - Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении переходе из рук в руки. Нужно чтобы их легко было носить с собой. Одними из первых денег были раковины каури. В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на веревочку, как бусы. - Чем же они были удобны? (Не портились и легко носились с собой). - За одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. - Удобно? - Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. - Каковы преимущества металлических денег? - Однако и у них был недостаток . Как вы думаете какой? И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Работа с учебником. Внимательно прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: -Какие денежные единицы используются в разных странах? Рубль в России, в США-доллар, во многих странах Европы-евро. -Рассмотрите эти денежные единицы и задавайте соотнесем их со страной, где они используются (карточки на доске) Беседа - Скажите, откуда большинство людей получают деньги? ( Большинство людей получают деньги в качестве заработной платы, то есть платы за работу. Сокращенно – зарплата. А на заработанные деньги покупает необходимые товары и услуги) - Но человек может отложить часть денег на будущее, т.е. сберечь. Это сбережения. - Как вы думаете, с какой целью человек откладывает деньги? (Чтобы приобрести дорогую покупку, накопить на что-нибудь). - Какую роль выполняют деньги? -средства накопления (сбережения); -средства обмена на товары или услуги; -мера стоимости (цена товара) - А сейчас отправимся в магазин. Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. Все ли можно купить за деньги? Приведите свои примеры. Пища, здоровье, развлечения, одежда, образование, воздух, товары, дружба, небо, море, дождь, уважение людей, ветер и т.д. - Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить". Я с утра брожу босой, Весь обрызганный росой, С птицей возле тополька Воду пью из родника. Где-то дома у метро - Пепси-кола и ситро, Карусели, зоосад, Всюду вывески висят. Если деньги накопить, Можно многое купить - Дом, одежду и завод, Самолёт и пароход. Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу, И не спрятать в кошелёк Родничок и тополёк. - Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк? - Как надо относиться к природе? Практическая работа - А сейчас у нас есть возможность побывать в роли нумизматов. -А вы знаете кто это? -Давайте прочитаем об этом на стр. 69 учебника. Так кто же такие нумизматы? -Теперь приступим к выполнению нашей практической работы. - Давайте откроем учебники и найдём практическую работу на с. 68 учебника. - Найдём эту практическую работу в рабочей тетради. - Прочитаем тему, цель практической работы. Рассмотрим монеты. 1.Рассмотрите монету 2.Что изображено на монете? (Номинал (5рублей), растительный орнамент, номинал (пять рублей), герб (двуглавый орел), год чеканки) 3.Найдите на монете лицевую сторону, оборотную, ребро - Оборотная сторона, на которой указан номинал, то есть достоинство (5 рублей), называется «реверс» или «решка». Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда». ЗАПИСАТЬ СЛОВА НА ДОСКЕ - Покажите мне на этой монете орел, решку и ребро, легенду. - Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена) |