Работа в группах Цель: выявить общее у различных растений. Сформулировать и классифицировать признаки. | Игра «Третий лишний» Как назвать одним словом все те предметы, которые вы видите? (растения) Предположите, о чем сегодня пойдет речь? (Чтение темы урока в учебнике) - Прочитайте учебные задачи, которые мы поставим перед собой. - Какие растения вы знаете? Работа в группах (раздать иллюстрации растений, а дети находят общее у растений) - Что вы узнали, исследуя рисунки? (все растения имеют Корень Стебель Листья Цветок Плод и семена) | Ставят цели, формулируют, уточняют тему урока. Дети должны попытаться выявить группы растений – деревья, кустарники, травы по их существенным признакам. /Если появились сомнительные варианты, откладываем их в сторону, их рассмотрим после вычленения существенных признаков каждой группы растений/. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы. |
Построение проекта, выхода из затруднения Цель: познакомить с условиями жизни растений; -расширять представления о жизни и росте растений; Создание проблемной ситуации. | (На доске изображение ромашки. В центре надпись «Растение – живое существо». На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки растений.) - Отгадайте загадку: На лугу сестрички – жёлтый глазок, белые реснички.( ромашки) -Одна сестричка- ромашка у нас на уроке. Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ. -Как начинается жизнь растений? Вы дома проращивали семена гороха в двух баночках. Расскажите о своих результатах.(В первой баночке семена были завёрнуты в мокрую тряпочку, баночка стояла в тёплом месте. В другой баночке семена были в сухой тряпке, баночка стояла на столе. В первой баночке семена проросли, а во второй ничего не изменилось.) - Что повлияло на то, что семена начали прорастать? - Откуда в природе растения получают воду и тепло? Воду от дождей Тепло от солнца - Что получилось из проростка? (корешок и росток) - Что постепенно происходит с растением? (оно становится выще. больше) - В чем теперь нуждается росток? (в солнечном свете, он тянется к солнышку) -Сможет ли растение развиваться в баночке? Почему? Если посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить ящик? Почему? (Растениям нужен свет, воздух) | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) /На данном этапе урока важно дать детям поработать самостоятельно, порассуждать, сделать выводы, сравнить свои предположения с другими мнениями/. /Дети еще раз подытоживают полученные знания, обобщают/. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Используется групповая форма работы. (Наглядное представление растений поможет детям в дальнейшем исследовании). |
Первичное закрепление. Цель: -расширять представления о жизни и росте растений; -показать основные приёмы ухода за комнатными растениями; -воспитывать бережное отношение к растениям. Практическая работа. Цель: Формировать практические навыки в уходе за растениями. | А кто знает, как начинается жизнь растений? (с семян) -Есть такая пословица: ОТ ХУДОГО СЕМЕНИ НЕ ЖДИ ДОБРОГО ПЛЕМЕНИ. Как вы понимаете смысл пословицы? Работа в парах. Отгадайте загадку: Вырос в поле дом Полон дом зерном. Стены позолочены, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном На стебле золотом. (колос) -Соберите в нужном порядке растущий колосок (учащиеся собирают колосок).т. с.48, №1 Назовите свойства растений. Вывод; колосок растет, развивается, умирает. Учитель переворачивает лепестки ромашки. - Сравните свойства растений, выделенные вами с теми, что записаны на лепестках. -Все ли факты вы обнаружили? Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, умирает. Растение – живое существо. Работа по учебнику.(с.70) -Сейчас мы посмотрим, как живет одно из растений, что ему нужно для жизни. Отгадайте, что это за растение? В этот гладкий колобок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета (Желудь) -Открываем учебник. -Желудь- это какая часть дуба? (плод, а внутри его семя)- показ желудя и его семени. -Рассмотрите рисунок и расскажите, как с желудя начинается жизнь дуба? (рассказ детей). -Почему одно из деревьев засохло? (поврежден ствол). -Что нужно, чтобы из желудя выросло дерево? (ВОДА, СВЕТ, ТЕПЛО, ВОЗДУХ, ПОЧВА).Как развивается растения? (семечка, росток, листики, цветы, плоды) Чтение стихотворения С.Я.Маршака"Песня о желуде" "С колпачком на голове Будто в путь готовый, Он скрывается в листве Дуба золотого. Но простившись со своей Веткой-колыбелью, Он уйдет на много дней В сумрак подземелья. Под землей он будет спать В непогодь и стужу, А когда-нибудь опять Выбьется наружу. В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. Пусть растет он до небес С каждым годом выше. Пусть раскинет свой навес Многоскатной крышей. Темно-бурый, как медведь, Дюжий -в три обхвата,- Будет он листвой шуметь Вырезной, зубчатой. А сейчас проверим, как вы запомнили как начинается жизнь дуба. -Мы проследили, как живут растения. Прочитайте вывод, который сделала Мудрая Черепаха.с.71 Закрепление нового материала. (продолжение) - А к какой группе мы относим те растения, которые растут на подоконнике? (комнатные растения) -У вас есть дома комнатные растения? Назовите их. -Кто ухаживает за ними? -Вы помогаете? Что вы делаете? -Как обеспечить вашим растениям долгую жизнь? Регулярно удаляйте завядшие цветки и поврежденные или засохшие листья. Не заливайте растения; поливать их снова нужно не раньше, чем почвосмесь на поверхности высохнет. В период активного роста (обычно с конца марта до конца сентября) регулярно вносите подкормку. Работа по учебнику Рассмотрите рисунки на с. 71. Сделайте вывод о том. необходимо растениям для жизни. (Примерный ответ. На первом рисунке рядом с растениями нарисованы лейка и бутылка, значит, растениям необходима вода. Из второго рисунка видно, что растениям нужен солнечный свет:-. На третьем рисунке девочка протирает листья растений; наверное, ему трудно дышать и нужен воздух. На четвертом рисунке около растения открыли окно, и оно погибло, значит, ему необходимо тепло.) Муравьишка и Мудрая Черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас хитрые вопросы. Вы готовы на них ответить (Учащиеся отвечают на вопросы после картинок.) Практическая работа. (уход за комнатными растениями- рыхление почвы, вытирание пыли, полив) -Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда за ними ухаживают. Как можно поливать цветы? (ответы детей) Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно — в поддон. Вода не должна быть холодной или горячей. Желательно поливать цветы отстоявшейся водой комнатной температуры один-два раза в неделю. (Учитель показывает приготовленную воду для полива цветов в классе. Напоминает, что дежурные должны поливать цветы.) Чтобы вода проходила к корешкам растения, не застаивалась, землю следует рыхлить. (Учитель демонстрирует приспособление для рыхления цветов. 1—2 ученика могут попробовать подрыхлить землю в горшочках.) Любят цветы и водные процедуры. Если листья гладкие, как у фикуса, то их можно протереть влажной тряпочкой. А если лист ворсистый, то лучше стряхнуть пыль кисточкой. Многие цветы очень любят опрыскивание. (Учитель опрыскивает растение с помощью пульверизатора.) Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, другие — нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике - поближе к солнышку, другие стоят подальше от окна, так как не любят солнышко. (Дети под наблюдением учителя сами поливают растения, рыхлят землю, опрыскивают и протирают листья | /Работа осуществляется в парах/. /сомнительные варианты рассматриваются/ /С помощью учебника –достоверного источника, дети сверяют полученные самостоятельно, выводы, заключают, правы ли они были в своих предположениях/. /Задания даются дифференцировано/. Ребята в классе рассажены по рядам – по “силам”. С помощью учебника –достоверного источника, дети сверяют полученные самостоятельно, выводы, заключают, правы ли они были в своих предположениях/. /Задания даются дифференцировано/. Ребята в классе рассажены по рядам – по “силам”. Повторяют действия учителя, а далее самостоятельно выполняют приёмы ухода за комнатными растениями. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных приёмов действий, умение применять знания на практике, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |