Тема: КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ? 2 Класс, УМК «Школа 21 века»
Цели: ознакомить с древесными и травянистыми жизненными формами растений, классификацией травянистых растений; научить различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам, распознавать растения края.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование основ экологической культуры.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке; постановка вопроса с целью проверки уровня усвоенного материала.
Оборудование: иллюстрации древесных, кустарниковых и травянистых растений, таблица с изображением смешанного леса, раздаточный гербарий.
Ход урока
I. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем себе удачи. И так мы начинаем.
II..Актуализация опорных знаний.
- Ребята, закройте, пожалуйста, глаза, прослушайте аудиозапись.
- Подумайте, где можно услышать эти звуки? (в лесу),
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
- А , что мы можем увидеть в лесу? Какое царство? (царство живой природы)
- Какие царства живой природы вы знаете?
III.Изучение нового материала
- Отгадайте загадки.
1.Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке
В белом сарафане? (берёза)
2.Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (ель)
В весенний солнечный денёк
3.Золотой расцвёл цветок
На короткой, толстой ножке
Всё дремал он на дорожке,
А проснулся, улыбнулся!
"Вот пушистый я какой!
Удивляю всех красой!"(мать-и-мачеха)
4.Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)
5.Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репей)
- Что между ними общего? (Относятся к царству растений)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Итак, тема нашего урока: Какие бывают растения.
- Рассмотрите рисунки растений и подумайте, как распределить их на 3 группы.
Учащиеся выходят и распределяют «растения» по группам. В итоге должны получится «деревья», «кустарники», «травы».
- Почему именно так вы объединили растения?
Задания для учащихся.
Назовите и покажите растения группы «деревья».
Ученик показывает ствол, крону дерева, аналогично определяются кустарники и травы.
• информация для учителя.
Одна из самых обычных классификаций включает обиходные представления о внешнем облике растений. Вот категории этой классификации:
Древесные растения, подразделяемые на деревья, кустарники, кустарнички.
Травянистые растения, подразделяемые на многолетние и однолетние травы.
Типичное дерево характеризуется тем, что у него в течение всей жизни имеется единственный ствол — биологически главная, «лидерная» ось, растущая и в длину, и в толщину интенсивнее других осей - сучьев и ветвей, составляющих крону. Основная (но не единственная) форма дерева - прямостоячая. Деревья достигают наибольших для высших растений размеров. В тропических лесах -в среднем 50-80 м, нередко'до 100 м; максимальная высота деревьев - у эвкалиптов и секвой - около 150 м.
Кустарники отличаются от деревьев тем, что в течение жизни осо5и формируется не один-единственный ствол, а несколько или много, существующих бок о бок и постепенно сменяющих друг друга. Первый стволик, с небольшой кроной (похожий на деревце) скоро даёт из спящих почек у основания ряд дочерних стволиков, нередко обгоняющих первоначальный и усиливающихся из поколения в поколение.
Общая длительность жизни кустарника может быть очень большой, несколько сотен лет, однако каждый стволик со своей кроной живёт ограниченное время, в среднем 20-40 лет (но у малины - всего 2 года, а у сирени - до 60 лет.)
Кустарники встречаются почти во всех областях Земли и в разнообразных типах растительности, но в лесах в виде второго яруса -подлеска, то есть в затенении, которое может быть одним из факторов угнетения роста отдельных стволиков.
Кустарнички - миниатюрные кустарники высотой не более 50 см, в среднем 10-30 см. Длительность жизни отдельных скелетных осей меньше, чем у кустарников, в среднем порядка 5-10 лет. В лесах кустарнички образуют низкий кустарничковый ярус, иногда вместе с травами (черника, брусника).
Вопросы к учащимся.
- Если представить лес в виде лестниц, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? (Травы.)
- А на следующих, поднимаясь вверх? (Кустарники, деревья.)
IV/Физкультминутка
V. Первичное закрепление
Задания учащимся.
Рассмотрите гербарий на парте.
- Назовите растения, относящиеся к деревьям, кустарникам, травам.
Вы их узнали? Назовите.
Рассмотрите растения на с. 55, 56, 57.
Назовите известные вам.
В какую группу их отнесёте?
Какие растения вам неизвестны?
Найдите ответы, проверьте себя.
Внимательно посмотрите на таблицу. Каждая группа обладает определенными отличительными признаками. Имеющие цветы и не имеющие цветов
Растения
нецветковые цветковые
водоросли цветущие травы
мхи кустарники
папоротники деревья
хвойные растения
VI. Итог урока.
- Что нового открыли для себя на уроке?
VII.Домашнее задание: учебник, с. 54—57; рабочая тетрадь, с. 19, задания 1-2.