Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №
ОТКРЫТЫЙ УРОК ТЕМЕ:
«МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ»
Урок окружающего мира во 2 классе
по программе Н.Ф. Виноградовой.
Тема урока: «Мы – граждане России».
Задачи:
1. Раскрыть понятия «гражданин», «конституция – главный закон РФ»,
«права гражданина РФ».
2. Закрепить знания изученных понятий «Родина» и «малая родина»;
познакомить с основными правами и обязанностями гражданина РФ;
расширить знания о государственной символике: герб, флаг, гимн.
3. Воспитывать у учащихся уважение к труду каждого человека;
формировать чувства патриотизма, уважительного отношения к государственным символам.
Оборудование:
Конституция РФ, флаг РФ, герб РФ, аудио запись гимна РФ, текст гимна.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Приветствие гостей.
II. Проверка домашнего задания.
1.Работа с пословицами.
-Какие пословицы о труде вы приготовили к уроку? Объясните их значение.
-Что дает человеку труд? Зачем человек трудится?
Вывод: Труд – это основа жизни человека. Он не может не трудиться. Через труд человек передает любовь к Родине и заботу о ее благополучии.
2.Работа по тетради «Учимся думать и фантазировать».С. 52 упр. 5
Отношение народа к Родине можно найти в пословицах.
-Какие пословицы о Родине вам удалось составить?
Родина – мать, умей за нее постоять.
Родная сторона – мать, а чужая мачеха.
Родной куст и зайцу дорог.
3. Беседа.
-Вспоминаете ли вы о своем доме, когда уезжаете в другие места?
-Почему человек скучает по дому?
/Человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо./
-Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, который задает автор.
Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды – звезды мира над Кремлем.
-Что же такое Родина?
4.Чтение стихотворений о Родине.
- Вспомните стихи о Родине, которые мы изучали.
Учебник по литературному чтению для 2 класса. 1 часть авт. Л.А. Ефросинина.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Сообщение темы и цели урока.
-Дети, тема нашего урока «Мы – граждане России». Сегодня вы узнаете, кого называют гражданином, какие есть основные права гражданина и что такое символы государства.
2.Знакомство с новыми понятиями. Работа по учебнику с.78-79
-Наша Родина называется – Россия (Российская Федерация). Мы жители России, значит мы - россияне.
Каждый из нас – гражданин России. Гражданин – это житель страны, который признает ее законы, любит ее, гордится успехами, вместе с ней переживает горе и радость. Каждый человек живет в каком-то государстве, является ее гражданином.
-Совершим путешествие в прошлое и узнаем, кто придумал слово «гражданин».
(Чтение текста учебника с.79).
-В каждой стране существуют свои правила – законы.
В нашем государстве главный закон – это конституция Российской Федерации. В конституции записаны права и обязанности каждого жителя нашей страны (гражданина РФ).
-Познакомимся с основными правами гражданина России.
(Чтение текста учебника с.78)
-Дети тоже граждане России. Значит и у вас есть права:
носить фамилию родителей,
жить и воспитываться в семье,
общаться с родителями и другими родственниками.
Государство оплачивает ваше лечение и обучение. (Приведем примеры)
3. Расширение знаний о государственной символике.
-Каждое государство отличается от других своими символами и законами.
-Какие государственные символы вы знаете?/флаг, герб и гимн/
а/ Флаг РФ.
-Назовите цвета Государственного флага РФ?
Белый цвет означает мир, синий – верность, правду, красный – отвагу, жизнь.
-Где можно увидеть российский флаг?
Над правительственными зданиями, в праздничные дни украшают улицы.
б/ Гимн РФ.
Гимн – это торжественная песня.
С 1 января 2001 года государственным гимном стало произведение С.Михалкова на слова А.Александрова. (Чтение текста гимна РФ).
-Когда исполняется гимн?
Гимн исполняется в особых случаях, во время подъема флага, спортивных соревнований, Олимпийских игр и др.
При торжественном исполнении гимна любой страны люди встают, мужчины снимают головные уборы: так проявляется уважение к стране.
(Слушание музыки гимна РФ).
в/ Герб РФ.
-Рассматривание государственного герба.
Научимся грамотно описывать изображение.
На фоне щита красного цвета – золотой двуглавый орел (ему более 500 лет, символ вечности). Две головы у орла говорят о необходимости обороны со стороны запада и востока. Три короны обозначают родство трех народов: русских, украинцев и белорусов. Скипетр (в правой лапе) –золотой жезл, знак царской власти. Держава (в левой лапе) –золотой шар с крестом на верху. На груди у орла –всадник Георгий Победоносец на белом коне в синем плаще, в правой руке держит копье, которым пронзает черного змея-символ зла. Российский герб символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.
Государственные символы имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением и гордостью.
IV.Закрепление изученного материала.
-Подведем итоги урока, разгадав кроссворд.
1.Как называют жителей России? (Россияне)
2.Сборник законов? (Конституция)
3.Жители государства? (Граждане)
4.Правитель и руководитель государства? (Президент)
5.Столица России? (Москва)
Дать оценку всем детям, объявить хорошие отметки.
V.Домашнее задание.
Учебник с.78-79 читать.
Тетрадь с. 54 № 15, 16.