Тема: Что такое Родина?
Цели: познакомить с целями и задачами раздела; дать представление о том, что Россия – наша Родина; познакомить с основными символами государства, с происхождением и историей российских герба и флага, с их функциональным предназначением символическим значением цветов и образов.
Орг. момент
Актуализация знаний
- Давайте вспомним, как называется предмет, который мы изучаем? (Окружающий мир)
- А кто наши помощники? (Мудрая Черепаха и Муравьишка)
-Какие слова вам помогут составлять вопросы? (Обучающиеся называют слова-помощники)
- Для чего нужно уметь составлять вопросы? (Чтобы многое узнать о том, что нас окружает)
-Кому нравится узнавать что-то новое, неизветное?
Самоопределение к деятельности
(На доске ребус: Р1А)
-Разгадайте ребус. (Родина)\
-А как вы понимаете слово «Родина»?
- Что вы можете рассказать о свей Родине?
(Учитель читает стихотворение)
- Если скажут слово – «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Родине.)
-Прочитайте тему урока на стр. 10 учебника. (Что такое Родина?)
- Прочитайте, какие учебные задачи предлагает выполнить Муравьишка? (Читает хорошо читающий ребёнок или учитель)
Работ по теме урока
Беседа, работа по учебнику
- Как называется на Родина? (Россия, Российская Федерация)
(Учитель показывает Россию на карте мира)
Россия- самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой протяженной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
- Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа Константин Ушинский нашу страну – Россию.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью- потому, что она вскормила нас своим хлебов, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
- Как называет писатель родную страну? (Отечество, Родина, матушка)
- Рассмотрите рисунок на стр. 10 и 11. Что вы можете рассказать о нашей стране?
- Для того, чтобы подробнее познакомиться с нашей страной, Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха предлагают нам совершить по ней небольшое путешествие.
- А на чем мы будем путешествовать?
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский ……. (вертолет)
- Правильно, мы полетим на вертолете. Давайте начнем наше путешествие с самого дальнего и холодного уголка нашей страны.
Это Крайний Север. Здесь дольше всего гостит зима. На этой земле всё время лежит снег, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры, кружат метели. Эту землю так и называют – белая земля.
- Рассмотрите верхнюю часть рисунка на стр. 11. Каких животных вы видите? (Белого медведя, северных оленей)
- Что вы можете сказать об этой части России? (Ответы детей)
- Белый медведь и северный олень хорошо приспособились к сильным морозам Крайнего Севера. Эти животные имеют густую длинную шерсть.
- А теперь рассмотрите человека. Чем он занимается? ( Ответы детей)
- Правильно, человек едет на оленях. Быстро мчатся нарты по глубокому снегу. Нарты- это специальные сани, в которых запрягают оленей или собак. Нарты используют для езды и перевозки грузов.
- А как одет человек?
- Человек одет тепло. Его одежда сшита из оленьего меха. Из шкур оленей жители Севера собирают жилища. Эти жилища называют «чумы».
- Нам пора лететь дальше - Муравьишка заметил рыбаков. Мудрая Черепаха предлагает совершить посадку.
(Вертолет приземляется в район Дальнего Востока)
- Что вы можете сказать об этом крае? Чем он богат? Чем занимаются здесь люди? (Ловят рыбу)
- В морях Дальнего Востока много рыбы. На кораблях рыбу привозят в порт. В порт приходят корабли из разных стран с различными товарами.
Если с Дальнего Востока лететь вглубь страны, мы увидим тайгу.
- Что такое тайга?
- Тайга – огромный хвойный лес. Каких животных можно встретить в тайге? (Волка, медведя, лису и др.)
- Какие деревья растут в тайге? ( Ель, сосна)
- Чем занимаются люди в этих краях?
- Пролетая дальше, мы увидим реки, города, поля, луга и даже горы. В горах можно увидеть горца с отарой овец. Но наш вертолет летит дальше и делает посадку в главном городе нашей Родины.
- Где же мы остановились? Как называется главный город России? ( Москва)
- Расскажите, что вы знаете об этом городе.
Из Москвы мы совершим путешествие в другой город России.
- Рассмотрите рисунок. Вы узнали этот город? Как он называется? ( Санкт- Петербург)
Этот город – настоящий музей под открытым небом. Здесь много памятников, старинных зданий, выставочных залов.
-Посмотрите на карту России – как много в ней голубого цвета. Это реки и озера. Очень красива и богата наша страна.
- А какие прекрасные города есть в нашей стране! Назовите известные вам русские города?
4.2 Знакомство с государственными символами.
(Учитель показывает герб и флаг России)
- Это государственные символы. Назовите их.
Слово «символ» в переводе означает «знак, пароль, сигнал».
- Давайте рассмотрим герб нашей страны.
Герб –это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и официальных документах.
Слово «герб» в переводе означает «наследство». На гербе отражается история. Давайте рассмотрим наш герб.
- Чтобы рассмотреть его получше, откройте учебник на стр. 10.
- Что изображено на гербе7
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Далее можно подобрать видеоролик про герб и флаг нашей страны или прочитать интересную информацию)
Выполнение задания в рабочей тетради (№1, стр.4)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Гимн
Часто на праздниках, военных парадах мы слышим гимн. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Музыку для российского гимна написал Александр Васильевич Александров, а слова – поэт Сергей Владимирович Михалков. Гимн слушают слов. (Звучит один куплет гимна)
12 июня наша страна отмечает День России.
6.2 Выполнение задания в рабочей тетради (№2, стр.4)
7. Продолжение работы по теме
–Что мы называем своей малой родиной?
Родина – это и дом, в котором мы живем, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
- А в каком городе (селе) родились вы? Что вы можете о нем рассказать?
8. Рефлексия
- Нетерпеливый Муравьишка желает узнать, всё ли вы поняли на сегодняшнем уроке, и спешит задать свои вопросы. (Учащиеся отвечают на вопросы учебника на стр. 11, в рамке)
- Попробуйте оценить свои достижения на уроке с помощью уже знакомых вам условных знаков.
9. Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Продолжите фразу: «Теперь я знаю, что….»