Коммуникативные: закрепляют умение работы в группах в процессе поиска ответов на вопросы; могут предлагать вопросы по содержанию текста.
Оборудование: иллюстративный материал, рабочая тетрадь, учебник, мультимедийная доска.
Принципы: психологической комфортности, деятельности, целостности.
Методы: О.И., Ч.П., проблемного изложения.
Приемы: организационные, логические, технические.
Литература: Плешаков А.А. «Окружающий мир. Учебник. 3 класс». Плешаков А.А., Соловьёва Е.А. «Окружающий мир. 3 класс. Методические рекомендации».
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Организационно-мотивационный этап. Задача: подготовка учащихся к работе на уроке, обеспечение приятного микроклимата. | Создание положительной мотивации на уроке, организация произвольного внимания учащихся. Здравствуйте, дети! Вы готовы начать урок? Что вам пригодится для успешной работы? Какое нужно настроение, чтобы урок для вас был удачным? Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. Я верю в вас, у вас всё получится. | Доброжелательный настрой на урок. Здравствуйте (развитие произвольного внимания, подготовка к уроку). | Регулятивные: настраиваются на урок. |
Проверка домашнего задания. Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся и определение их причин возникновения. | Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного материала, ликвидация обнаруженных недостатков. Что вы проходили на прошлом уроке? Вам необходимо было ответить на вопросы: почему растения не могут жить без солнечного света? Почему животные и люди не могут жить на Земле без растений? | Воспроизведение знаний, умений и навыков. Самоконтроль и самоанализ. Ответы детей, высказывание мнений по каждому вопросу (краткие ответы детей). | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в правильной речевой форме. |
Создание проблемной ситуации, актуализация знаний, планирование деятельности. Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы. | Формулирует задание, которое создает противоречие и приводит к проблеме. Ребята, сегодня на уроке мы приступаем к изучению интересной темы. Давайте узнаем тему сегодняшнего урока. А, чтобы ее узнать, я предлагаю вам послушать историю. «Жили-были два садовника. Оба садовника очень любили растения в своих садах, и умело ухаживали за ними. У каждого садовника было грушевое дерево, которое было очень красивым и к осени обещало принести вкусные и сочные груши. В самом разгаре лета, в сады к садовникам налетели пчелы и шмели. Первый садовник очень испугался за свое дерево и накрыл его большим стеклянным куполом. А второй садовник, наоборот, очень обрадовался тому, что в его сад прилетели пчелы». Ребята, как вы думаете, на каком дереве вырастут груши? Какую тему мы сегодня изучим? Прочитайте тему урока на стр.78 в учебнике. (Размножение и развитие растений). Слайд 1. «Благодаря чему появляются плоды?» Слайд 3. | Осознают, выявляют, проговаривают противоречия, формулируют проблему в разных вариантах. Высказывают свои предположения (примерные предположения: мы будем говорить о растениях, о способах их развития и размножения). Слушают рассказ учителя. Дети работают с электронной презентацией. Читают название темы в учебнике, осмысляют его. Внимательно слушают учителя, отвечают на проблемный вопрос «Благодаря чему появляются плоды?» | Регулятивные: осознают, принимают, учатся решать проблемный вопрос «Благодаря чему появляются плоды?» |
Открытие новых знаний. Задачи: формирование понятия «опыление»; развитие словесно-логического мышления; содействие осознанию необходимости бережного отношения к природе. | Организация работы по решению проблемы. Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос? Что для этого нужно сделать? Слайд 4. Опыление растений. Способы и условия распространения растений. Развитие растений из семени. Значение растений. Ребята, скажите, пожалуйста, а какое отношение к растениям имеют насекомые? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа – опыление цветов. Для того чтобы мы лучше разобрались в теме, я предлагаю вам поработать в группах. Каждому ряду я выдам карточки с вопросами. Перед тем как на них ответить, вам нужно прочитать текст учебника с 78-79 стр., обсудить эти вопросы и выбрать человека от вашей группы, который представит ваши ответы. 1 группа читает текст на стр.78: 2 группа читают текст на стр.80: С помощью чего путешествуют плоды? Почему многие плоды должны путешествовать? 3 группа стр.80: Плоды каких растений приспособлены к путешествию по ветру? Плоды каких растений путешествуют на шерсти зверей и одежде человека? | Выполняют работу по намеченному плану, открывают новые знания, проверяют свои предположения с помощью учебника и объяснения учителя. Дети высказывают своё мнение по проблемному вопросу. Дети читают текст в учебнике, слушают учителя. Делают вывод, что плоды появляются благодаря опылению, соблюдению определённых условий развития растения, а также благодаря насекомым-опылителям, животным, птицам и людям. Слайд 10. | Регулятивные: осознают, принимают, учатся решать проблемный вопрос «Благодаря чему появляются плоды?». Закрепляют умение работать по плану: Опыление растений. Способы и условия распространения растений. Развитие растений из семени. Значение растений. Предметные: владеют понятием «опыление». Познавательные: могут извлекать из текста нужную информацию. Коммуникативные: закрепляют умение работы в группах в процессе поиска ответов на вопросы; могут предлагать вопросы по содержанию текста. Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию для решения проблемы. Делают вывод по проблеме. |
Самостоятельное применение новых знаний. Задача: закрепление новых знаний и умений по теме «Размножение и развитие растений». | Даёт задание проблемного характера на продуктивное применение знаний и умений. Ребята, мы теперь знаем, как распространяются и размножаются растения. А какие же условия нужны для их развития? Для того чтобы это узнать, я предлагаю вам обратить внимание на экран и высказать свои предположения о том, в какой последовательности нужно поставить картинки. Организовывает работу с презентацией, Слайд 8,9. | Выполнение заданий проблемного характера. Ответы детей: корешок, стебелёк с листочками. Высказывают свое мнение по данному вопросу. | Регулятивные: закрепляют умение работать плану. Предметные: знают способы размножения большинства растений. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в правильной речевой форме. Личностные: осознают значение растений для животных и человека. |
Итог урока. Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме. | Организует обобщение. Какой проблемный вопрос мы ставили в начале урока? Слайд 3. Какой вывод мы сделали? Слайд 10. Чего мы достигли? Слайд 12. | Обобщение, самоанализ, самооценка. Как размножаются и распространяются растения? Большинство растений размножается семенами. Растения могут распространяться с помощью ветра, животных и человека. Анализируют достигнутые за урок результаты. Производят самоанализ, самооценку, взаимооценку. | Познавательные: учатся делать обобщение по изучаемой проблеме. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения информации. |
Инструктаж о домашнем задании. Задача: обеспечение понимания учащимися целей, содержания, способов выполнения домашнего задания. | Проведение инструктажа. Вашим домашним заданием будет прочитать текст на стр. 78-81, ответить на вопросы раздела «Проверь себя». | Осмысление домашнего задания. Дети внимательно слушают, записывают задание в дневник, задают вопросы. | Регулятивные: осознают, принимают, проговаривают полученное задание. Коммуникативные: осуществляют правильную постановку вопросов. |