Актуализация знания 5 мин | Проверка домашнего задания - На прошлом уроке вы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. - О каких процессах идет речь? - Закончите предложения: (Выводится текст на слайд и по поднятой руке проходит проверка знаний) Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются … (сахар и крахмал). Растение дышит и … (питается). Вода в листья поступает из … (корня). Для дыхания живых существ растения поглощают … (углекислый газ), а выделяют ….(кислород). Самоопределение к деятельности. - А сегодня нам предстоит изучить новую тему урока. Но для того, чтобы узнать ее вам нужно внимательно послушать и попытаться отгадать загадки. Летит – гудит, Сядет – молчит, Целый день в трудах, То в лугах, то в садах, И кто ей друг – тот всегда с медком, А кто ей не люб – спасайся бегом! (пчела) Червяком она была, Только ела и спала. Потеряла аппетит – смотришь по небу летит (бабочка) Его фигура подвела – гораздо толще, чем пчела. Полоски словно у осы, На брюшке капельки росы. Смотри, он плюхнулся на хмель – Большой мохнатый толстый … (шмель) Пищит над ухом он всю ночь, и укусить тебя не прочь… (комар) - Объясните, ребята, как связаны насекомые и растения? - Предположите, о чем на уроке мы сегодня будем говорить с вами? - Сегодня на уроке мы приступаем к изучению интересной темы «Размножение и развитие растений». - Какую цель мы перед собой поставим? | (мы узнали, как растения дышат и питаются). Насекомые опыляют растения. Узнать как происходит размножение и развитие растений. |
Изучение нового материала 21 мин | Опыление растений. - Послушайте интересную историю. «Жили-были два садовника. Оба садовника очень любили растения в своих садах и умело ухаживали за ними. У каждого садовника было грушевое дерево, которое было очень красивым и к осени обещало принести вкусные и сочные груши. В самом разгаре лета в сады к нашим садовникам налетели пчелы и шмели. Первый садовник очень испугался за свое дерево и накрыл его большим стеклянным куполом, а второй садовник, наоборот, обрадовался тому, что в его сад прилетели пчёлы.» - Ребята, как вы думаете, кто из садовников соберет хороший урожай груш? - Правильно, урожай груш будет на том дереве, на которое прилетали пчелы. - Выскажите своё мнение, почему хороший урожай соберет именно второй садовник? - Давайте проверим себя по учебнику. Почитайте текст на стр. 78 (дети читают текст). - Насекомые не просто кормятся на цветках нектаром, но они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Это работа – опыление цветов. В цветках кроме нектара есть пыльца – мельчайшие желтые зернышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остается на его мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу – тем самым, опыляя этот цветок. Из опыленного цветка начинается развиваться плод с семенами. А если этого не произойдёт, то плодов и семян у растений не будет. Пчёлы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться. - Что такое опыление? - Кто выполняет эту работу? - Что произойдет, если цветок не будет опылен? Плоды путешествуют. — А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена? Плоды растений — настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Рассмотрите на стр. 79 рисунки плодов растений и подумайте, как они могут распространяться. Какие у них есть приспособленности для этого. - У плодов клёна, липы, берёзы и одуванчика есть крылышки, парашютики. — Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? — А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? - Ну а если семена нелетучие и неколючие? Тут выручают птицы. Станут птицы клевать семена и растащат, разроняют по всему лесу. - Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. - А есть растения, которые своими семенами стреляют. Например, бешеный огурец. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые и клейкие – в кого угодят, то с собой их и унесёт. Потом подсохнут семена и отвалятся. - Стреляющих растений много (например, недотрога, анютины глазки, кислица, душистый горошек). Как развивается растение - Мы с вами поговорили о том, как семена путешествуют. Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. _ Как вы думаете, что необходимо, чтобы семена прорастали? - Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти. - Давайте рассмотрим на стр. 80 процесс развития растения из семени. - Попробуйте рассказать, как это происходит. - Сейчас мы прочитаем текст на стр.80 и проверим, верны ли ваши предположения. -Кто хорошо читает в классе? Прочитайте, пожалуйста. А остальные должны следить и слушать внимательно, чтобы после ответить на вопросы, которые даны в конце учебника на стр. 80 | (опыление – это перенос пыльцы с одного цветка на другой). (пчёлы, шмели, бабочки) (не будет у растения плодов) (Их разносит ветром.) (У этих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.) (ответы детей) (Один хорошо читающий ребенок прочитывает текст, а остальные дети следят и внимательно слушают текст на стр. 80). |
Закрепление 7 мин | - Давайте, ребята, попробуем ответить с вами на вопросы , которые у нас есть на стр. 80 - Семя – это живое или неживое тело? Объясните. - Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают? - Весной в цветущие сады часто выносят улья с пчёлами. Для чего это делается? (Работа с интерактивным заданием) — Весной многие выращивают рассаду. Вы, наверное, наблюдали за этим процессом. Давайте внимательно посмотрим на рисунки и поставим их в правильном порядке. - Чтобы получить растение, нам нужно в начале… - Чтобы наше семя взошло, нам нужно… — Что появляется сначала? — А потом? Верно! Посмотрите ребята, какой красивый цветок нам с вами удалось вырастить. Вы молодцы! | (Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух.) (Чтобы они опыляли растения и делали вкусный мед) Посадить семя. Полить его водой, дать ему лучи солнечного света. Корешок. Стебелек с листочками. |