СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру «Развитие и размножение растений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Размножение и развитие растений"

Цель: создание условий для формирования у обучающихся понятия о размножении и развитии растений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Развитие и размножение растений»»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ

Тема: "Размножение и развитие растений"

Цель: создание условий для формирования у обучающихся понятия о размножении и развитии растений.

Задачи:

  • Дидактические: познакомить с условиями и процессом размножения и развития растений;

  • Развивающие: развить у детей мыслительную деятельность; развить представление у обучающихся об особенностях природы;

  • Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник по окружающему миру 3 класс, презентация, карточки учителя, карточки для рефлексии, плакат “Лужайка”.

Ход урока:


Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

30 сек

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Дмитриевна и урок окружающего мира сегодня проведу у вас я. Вы готовы начать урок?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок, чтобы у нас всё получилось.


Актуализация знания

5 мин

  1. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке вы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями.

- О каких процессах идет речь?


- Закончите предложения:

(Выводится текст на слайд и по поднятой руке проходит проверка знаний)

  • Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются … (сахар и крахмал).

  • Растение дышит и … (питается).

  • Вода в листья поступает из … (корня).

  • Для дыхания живых существ растения поглощают … (углекислый газ), а выделяют ….(кислород).

  1. Самоопределение к деятельности.

- А сегодня нам предстоит изучить новую тему урока. Но для того, чтобы узнать ее вам нужно внимательно послушать и попытаться отгадать загадки.


Летит – гудит,

Сядет – молчит,

Целый день в трудах,

То в лугах, то в садах,

И кто ей друг – тот всегда с медком,

А кто ей не люб – спасайся бегом! (пчела)


Червяком она была,

Только ела и спала.

Потеряла аппетит – смотришь по небу летит (бабочка)


Его фигура подвела – гораздо толще, чем пчела.

Полоски словно у осы,

На брюшке капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель –

Большой мохнатый толстый … (шмель)


Пищит над ухом он всю ночь,

и укусить тебя не прочь… (комар)


- Объясните, ребята, как связаны насекомые и растения?

- Предположите, о чем на уроке мы сегодня будем говорить с вами?

- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению интересной темы «Размножение и развитие растений».

- Какую цель мы перед собой поставим?




(мы узнали, как растения дышат и питаются).








































Насекомые опыляют растения.





Узнать как происходит размножение и развитие растений.

Изучение нового материала

21 мин

Опыление растений.

- Послушайте интересную историю.

«Жили-были два садовника. Оба садовника очень любили растения в своих садах и умело ухаживали за ними. У каждого садовника было грушевое дерево, которое было очень красивым и к осени обещало принести вкусные и сочные груши. В самом разгаре лета в сады к нашим садовникам налетели пчелы и шмели. Первый садовник очень испугался за свое дерево и накрыл его большим стеклянным куполом, а второй садовник, наоборот, обрадовался тому, что в его сад прилетели пчёлы.»

- Ребята, как вы думаете, кто из садовников соберет хороший урожай груш?

- Правильно, урожай груш будет на том дереве, на которое прилетали пчелы.

- Выскажите своё мнение, почему хороший урожай соберет именно второй садовник?

- Давайте проверим себя по учебнику. Почитайте текст на стр. 78 (дети читают текст).

- Насекомые не просто кормятся на цветках нектаром, но они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Это работа – опыление цветов. В цветках кроме нектара есть пыльца – мельчайшие желтые зернышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остается на его мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу – тем самым, опыляя этот цветок. Из опыленного цветка начинается развиваться плод с семенами. А если этого не произойдёт, то плодов и семян у растений не будет. Пчёлы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться.

- Что такое опыление?

- Кто выполняет эту работу?

- Что произойдет, если цветок не будет опылен?

Плоды путешествуют.


— А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений — настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Рассмотрите на стр. 79 рисунки плодов растений и подумайте, как они могут распространяться. Какие у них есть приспособленности для этого.

- У плодов клёна, липы, берёзы и одуванчика есть крылышки, парашютики.

—  Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? 

—  А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? 



- Ну а если семена нелетучие и неколючие? Тут выручают птицы. Станут птицы клевать семена и растащат, разроняют по всему лесу.

- Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений.

- А есть растения, которые своими семенами стреляют. Например, бешеный огурец. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые и клейкие – в кого угодят, то с собой их и унесёт. Потом подсохнут семена и отвалятся.

- Стреляющих растений много (например, недотрога, анютины глазки, кислица, душистый горошек).

 Как развивается растение


- Мы с вами поговорили о том, как семена путешествуют. Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян.

_ Как вы думаете, что необходимо, чтобы семена прорастали?

- Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти.

- Давайте рассмотрим на стр. 80 процесс развития растения из семени.

- Попробуйте рассказать, как это происходит.

- Сейчас мы прочитаем текст на стр.80 и проверим, верны ли ваши предположения.

-Кто хорошо читает в классе? Прочитайте, пожалуйста. А остальные должны следить и слушать внимательно, чтобы после ответить на вопросы, которые даны в конце учебника на стр. 80




































(опыление – это перенос пыльцы с одного цветка на другой).

(пчёлы, шмели, бабочки)

(не будет у растения плодов)















(Их разносит  ветром.) 

(У этих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.)































(ответы детей)

(Один хорошо читающий ребенок прочитывает текст, а остальные дети следят и внимательно слушают текст на стр. 80).

Физминутка

1 мин

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

(плавные взмахи руками над головой)

Тихо по ветру качаюсь,

 Низко-низко наклоняюсь (наклоны вниз)


Закрепление

7 мин

- Давайте, ребята, попробуем ответить с вами на вопросы , которые у нас есть на стр. 80

- Семя – это живое или неживое тело? Объясните.

- Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

- Весной в цветущие сады часто выносят улья с пчёлами. Для чего это делается?


(Работа с интерактивным заданием)

— Весной многие выращивают рассаду. Вы, наверное, наблюдали за этим процессом. Давайте внимательно посмотрим на рисунки и поставим их в правильном порядке.

- Чтобы получить растение, нам нужно в начале…

- Чтобы наше семя взошло, нам нужно…


— Что появляется сначала?

— А потом?


  • Верно! Посмотрите ребята, какой красивый цветок нам с вами удалось вырастить. Вы молодцы!





(Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух.)

(Чтобы они опыляли растения и делали вкусный мед)





Посадить семя.

Полить его водой, дать ему лучи солнечного света.

Корешок.

Стебелек с листочками.

Итог урока

3 мин

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог урока.

-Кто помнит, какая была тема урока?

-Какую цель мы ставили перед собой?

- Как происходит опыление у растений? Что происходит после опыления?

- Как распространяются плоды растений?

- Какие условия нужны для прорастания семян?

- Как развивается растение из семени?


Домашнее задание

30 сек

Стр. 81 “Задания для домашней работы” (обратить особое внимание на задание 3)

Рефлексия

2 мин

- Давайте проведем с вами самооценку вашей работы на уроке.

(На доске вывешен плакат “Лужайка”)

У вас на столах лежат карточки с цветком.

Если вам было легко работать на уроке и у вас не возникло никаких вопросов, нарисуйте улыбающийся смайлик на сердцевину цветка.

Если все же возникли затруднения или вы плохо поняли материал урока, нарисуйте грустный смайлик.

После мы посадим ваши цветы на нашу лужайку и посмотрим на получившийся результат.

- Вы все прекрасно поработали на уроке. Тех у кого возникли трудности я попрошу внимательно поработать над домашнем заданием.

- Спасибо за урок, до свидания!

(Выставляются отдельные отметки за работу на уроке).



Учитель: Митрофанова Е.А. __________________

Методист: Борькина Н.Г. _____________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!