Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии Актуализация. Этап выявленияместа и причины затруднения Этап построения проекта выхода из затруднения | развивать мышление, устную речь, внимание; умение выделять известные и неизвестные знания; способствовать формированию умений выделять логические части изучаемого материала, обобщать. | Словесный(беседа) Практический метод: выполнение задания; Словесный (рассказ учителя) Словесный(беседа) Практический метод: моделирование | На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются. Закончим предложения. Один у интерактивной доски вписывает слова, остальные на карточках. Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются …(сахар и крахмал) Растения дышит и … (питается) Вода в листья поступает из …(корня) Для дыхания живых существ растения выделяют …(кислород) А теперь проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Ребята, послушайте историю, подумайте и скажите, на каком дереве вырастут груши? «Жили-были два садовника. Оба садовника очень любили растения в своих садах, и умело ухаживали за ними. У каждого садовника было грушевое дерево, которое было очень красивым и к осени обещало принести вкусные и сочные груши. В самом разгаре лета, в сады к садовникам налетели пчелы и шмели. Первый садовник очень испугался за свое дерево и накрыл его большим стеклянным куполом. А второй садовник, наоборот, очень обрадовался тому, что в его сад прилетели пчелы». Ребята, так как вы думаете, на каком дереве вырастут груши? Давайте ответим на вопрос: «Что же мы знаем о растениях?» (Они дышат и питаются). А как вы думаете, что еще делают растения? Какая возникла трудность? А теперь скажите: «Благодаря чему появляются плоды?» Попробуйте сформулировать тему урока(«Размножение и развитие растений») Исходя из темы, какой будет цель урока? (познакомиться с размножением и развитием растений ). Чтобы достичь цели урока, что нам нужно сделать? (составить план) Давайте составим план. Один у доски остальные в парах. Как вы думаете, какой пункт будет первым? План: Узнать, что такое опыление; Узнать, как развивается растение из семени; Познакомиться с образованием плодов; Узнать, как распространяются плоды и семена; Научиться применять полученные знания. У вас на столах лежат карточки, на них прописаны этапы нашего урока. После выполнения задания вы будете отмечать «да» если справились с задание, и «нет» -если не справились. Что на данный момент уже можем отметить? Отметьте. Смог(ла): | да | нет | Сформулировать тему и цель урока | | | Правильно распределить пункты плана | | | Правильно установить порядок прорастания семени | | | Правильно ответить на вопросы, работая в группе | | | Правильно выполнить №1 | | | Правильно выполнить №2 | | | | Анализируют и дополняют предложения Рассуждают; Слушают рассказ учителя Формулируют ответы на вопросы Договариваются и рассуждают; Формулируют тему и цель урока Планируют свою деятельность на уроке Анализируют свою деятельность. | Индивидуальная Фронтальная; Фронтальная Парная Индивидуальная; | карточки Задание на интерактивной доске Распечатанная тема и цель на доске Распечатанные пункты плана на доске и на каждой парте Листы самооценки | самоконтроль контроль учителя Взаимоконтроль Самоконтроль. | обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений; | Регулятивные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу урока; Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; | способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; целостный взгляд на мир в единстве природы, рассмотрение взаимосвязей в природе, между природой и человеком; способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; |
Этап реализации построенного проекта | Содействовать воспитанию интереса к жизни растений, бережного отношения к природе. способствовать формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать познакомить обучающихся с новыми понятиями: «опыление», « плод» | Наглядный метод: демонстрация видеоролика; Словесный (беседа) Практический метод: моделирование Словесный (рассказ учителя) Словесный (беседа) Словесный (рассказ учителя) Практический (работа с учебником) Словесный (беседа) | Какой первый пункт плана? (Узнать, что такое опыление;) Какую часть растения можно увидеть весной и летом? Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают? Давайте проверим ваши предположения и посмотрим видеоролик. Что такое опыление? (Опыление - это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.) Чем цветы привлекают насекомых? (ярким цветом, запахом, формой) Каких вы запомнили «Насекомых опылителей»: пчёлы, шмели, бабочки. Какой пункт плана выполнили? Давайте отметим. Какой следующий пункт? (Узнать, как развивается растение из семени;) Итак, на ваших столах в конвертах лежат этапы прорастания семени, ваша задача обсудить и установить порядок прорастания семени, пользуясь текстом учебника на с.80: Этапы прорастания семени: Поглощение воды; Набухание семени; Появление корешка; Появление зародышевого побега; Взрослое растение. Давайте проверим, что у вас получилось? Все согласны? Или есть другие варианты? Почему сделали именно так, а не иначе? Ребята, какой пункт плана мы выполнили? Отметим. Можем ли мы что-то оценить в листах самооценки? Оцените. Какой следующий пункт нашего плана? (Познакомиться с образованием плодов;) В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод. Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян. Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду). Ребята, какой пункт плана мы выполнили? Какой следующий пункт нашего плана. (Узнать, как распространяются плоды и семена;) А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена? Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Сейчас предлагают открыть учебник на с.79 и поработать в группах. Каждой группе даны карточки с вопросами, на которые она должна ответить. 1группа: Рассмотрите плоды клена. Подумайте, как они распространяются? В чем видна их приспособленность к этому? 2группа: Рассмотрите плоды березы. Подумайте, как они распространяются? В чем видна их приспособленность к этому? 3группа: Рассмотрите плоды липы. Подумайте, как они распространяются? В чем видна их приспособленность к этому? 4группа: Рассмотрите плоды череды. Подумайте, как они распространяются? В чем видна их приспособленность к этому? 5группа: Рассмотрите плоды репейника . Подумайте, как они распространяются? В чем видна их приспособленность к этому? 6группа: Рассмотрите плоды одуванчика . Подумайте, как они распространяются? В чем видна их приспособленность к этому? После завершения работы группы показывают свою готовность. Ребята, какой пункт плана мы выполнили? Оцените себя в листах самооценки. | Формулируют ответы на вопросы Договариваются и рассуждают; Устанавливают порядок прорастания семени; Анализируют текст учебника, формулируют ответы на вопросы слушают учителя; формулируют ответы на вопросы Анализирую материал учебника, работают в группах, формулируют ответы на вопросы Демонстрируют усвоение полученных знаний Анализируют свою деятельность | Фронтальная Парная фронтальная Фронтальная Фронтальная групповая групповая фронтальная индивидуальная | Видеофрагмент Пункты плана на доске Конверты с заданием слайд План План Карточки с заданиями слайд Слайд Учебник окружающего мира 3 класс 1 часть слайд план | Контроль учителя самоконтроль Взаимоконтроль самоконтроль Контроль учителя самоконтроль контроль учителя взаимоконтроль самоконтроль | обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений; обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений; | Регулятивные: сохранять учебную задачу урока; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; | способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; целостный взгляд на мир в единстве природы, рассмотрение взаимосвязей в природе, между природой и человеком; способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; целостный взгляд на мир в единстве природы, рассмотрение взаимосвязей в природе, между природой и человеком; |
Этап первичного закрепления с проговариванием Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | развивать мышление, устную речь, внимание; Выявлять причинно-следственные связи между объектами в природе; | Словесный (беседа) Практический (выполнение упражнения) Практический (выполнение упражнения) | Снова возвращаемся к вопросу, который выявил затруднение в начале урока. Теперь мы можем сказать, что делают растения помимо того, что дышат и питаются? И как они развиваются и размножаются? Какой последний пункт нашего плана? (Научиться применять полученные знания) Самостоятельно выполните задание №1 на карточках. Укажите стрелками пояснения к словам. Нектар | Мельчайшие желтые зернышки в цветках | Пыльца | Сладкий цветочный сок | Опыление | Насекомые, которые опыляют цветы | Насекомые-опылители | Перенос пыльцы с одного цветка на другой | После выполнения один из учащихся представляет работу под документ-камеру Хорошо, теперь выполните тест на планшетах индивидуально. https://www.testwizard.ru/test.php?id=46250 У кого возникли затруднения? Не забывайте заполнять ваши листы самооценки. | Демонстрируют умения применять полученные знания Демонстрируют умения применять полученные знания | Индивидуальная индивидуальная | карточки документ-камера планшеты листы самооценки | взаимоконтроль самоконтроль взаимоконтроль самоконтроль | обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений | Регулятивные: планировать своё высказывание; Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы; | способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; целостный взгляд на мир в единстве природы, рассмотрение взаимосвязей в природе, между природой и человеком; |