СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему _Екатерина Великая_ (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему _Екатерина Великая_ (4 класс)»

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

Цели:        

1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.

2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать интерес к истории.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, историческими источниками, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

О б о р у д о в а н и е: портреты Екатерины Великой, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, шляпа, карточки со словами, стикеры, лесенка «Знаю»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, средств коррекции.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Повторение домашнего задания. Игра «Всё дело в шляпе»

Сейчас у нас урок окружающего мира. Но прежде, чем начать новую тему, давайте повторим домашнее задание.

Опрос домашнего задания проведём в виде игры «Всё дело в шляпе» или «Шляпные вопросы».

-О каком знаменитом человеке мы говорили на прошлом уроке? (о Михаиле Васильевиче Ломоносове.)

-В нашей шляпе сегодня приготовлены несколько слов, с помощью которых мы сможем быстро повторить материал. Если вы правильно объясняете слово из жизни Михаила Ломоносова, то открываете фрагмент изображения на доске.


На доске портрет Екатерины II, закрытый фрагментами бумаги. Дети вытягивают из шляпы опорные слова и объясняют их. Ответив правильно, могут снять один фрагмент с доски. По мере того, как дети отвечают, постепенно открывается портрет.

(«Чайка», Холмогоры, 10 лет, Москва, Петербург, таланты, Венера, университет, дьячок, характер, трудности )

  1. Самоопределение к деятельности

Когда портрет полностью открыт, учитель задаёт вопрос:

-Кто это?

-Что вы знаете о Екатерине II?

-Что бы вы хотели узнать о ней?

-Предположите, о чём пойдёт речь на уроке.

  1. Открытие новых знаний

-Сегодня на уроке мы снова совершим путешествие в 18 век, познакомимся с другой значимой личностью в истории России.

а)просмотр презентации, комментарии учителя;

Слайд 1

Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая, которая по происхождению была немецкой принцессой. Так же как и Петра её называли Великой.

Слайд 2

В 14 лет Екатерина II прибыла в Россию. В то время здесь царствовала императрица Елизавета Петровна. Она обратила внимание на острый живой ум и красоту принцессы.

Слайд 3

Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных писателей и получила массу разнообразных сведений. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё.

Слайд 4

Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием.

Она вела переписку и встречалась с умнейшими людьми своего времени.

Слайд 5

После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей.

Слайд 6

Она славилась искусством управлять государством и выбирать себе приближённых. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Пётр?» Царствовала Екатерина 34 года.

б) работа по учебнику

прочитайте статью в учебнике на стр. 106-107 и ответьте на вопрос « Какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II ?»

в) продолжение просмотра презентации

слайд 7

Самым многолюдным городом империи был Санкт-Петербург, который стал ещё красивее, чем прежде.

Слайд 8

На одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознёсся Медный всадник – памятник Петру Первому. Он стал одним из символов города.

Слайд 9

Постамент памятника высечен из Гром - камня (его расколола молния). Это была огромная скала, которую с огромным трудом перевезли в Петербург. Для этого использовали огромные, обитые медью желоба и бронзовые шары.

Слайд 10

В каменные набережные оделась Нева. Строились каменные и чугунные мосты через реки и каналы.

Слайд 11

В середине XVIII века на набережной Невы возводится Зимний дворец для дочери Петра – императрицы Елизаветы. Правда пожить в нём она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей.

Слайд 12

В наши дни в Зимнем дворце находится один из крупнейших в мире музеев – Эрмитаж. В нём хранится огромное число экспонатов: от глубокой древности до наших дней.

Слайд 13

Никогда ещё дворянам не жилось так вольготно. Многие покинули Москву и Петербург и переселились в свои усадьбы. Наиболее отличившихся дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян.

Слайд 14

Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, подарить, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.

Слайд 15

Крестьяне не мирились со своим положением. Бежали на новые необжитые места – на Дон, в Сибирь, подняли восстание. Его возглавил казак Емельян Пугачёв. Но силы были неравными. Обученные войска разгромили восставших.

Физминутка

Командир: раз, два

Дети:- 3,4

Командир:-3,4

Дети:-1,2

Командир:

-Кто шагает дружно в ряд?

Дети:

- Смелый наш морской отряд

и морские все законы нам давно уже знакомы!

Командир:

- Левой, левой! На месте стой- раз, два.


-Мы не просто так выбрали паузу с военной тематикой, т.к. речь сейчас пойдёт о военных людях.

- Во времена Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей .А зачем, как вы думаете?


г) работа по учебнику.

-Прочитайте и ответьте на вопросы:

-Кто эти люди?

-Какое отношение они имеют к Екатерине?

-Чем прославились эти люди в русской истории?

(учитель вывешивает портреты А.В.Суворова и Ф.Ф. Ушакова)

Дети самостоятельно читают статью и отвечают на вопросы, дополняя друг друга.

  1. Подведение итогов

-А теперь подведём итоги нашего урока. Кому был посвящён урок сегодня? (Екатерине II) А это чей портрет? (Петра I)

-Что общего между ними?

  1. Рефлексия. Аукцион Знаний

-Чтобы проверить, насколько вы были внимательны на уроке, предлагаю провести Аукцион Знаний.

Ваша задача - как можно больше сообщить о Екатерине Великой (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием). За правильный ответ вы получаете фишки. Победитель получит приз – портрет Екатерины Великой на память.

Лесенка «Знаю»





Перед вами лесенки “Знаю”. Поставьте свой стикер на ступеньку, соответствующую вашим знаниям (самооценка).

  1. Домашнее задание

С. 105-111 чит., подготовить сообщение об А.В. Суворове или Ф.Ф.Ушакове


-Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы! Спасибо за урок. До свидания.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!