Работа по теме урока. 5.Физкультминутка | - Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. - А зачем нужны были книги? - Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошло, что одна книга тысячу людей учит. Первую букву каждого абзаца рисовали с помощью кисточки красной краской – вспомним выражение «писать с красной строки». Потом листы сшивали и одевали в деревянные переплёты, обтянутые кожей, украшенные драгоценными камнями. Можно представит, как мало было книг и как дорого они стоили. - Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? Благодаря Ивану Фёдорову книга стала доступна, пришла в каждый дом. Книг становилось всё больше и больше. - А теперь перенесемся в Россию XIV века. Кто же здесь начал книгопечатание? Работа с учебником. Поисковое чтение: Откройте учебник на странице 82, найдите ответы на вопросы: Кто был первым книгопечатником на Руси? Давайте подробнее узнаем об этом удивительном человеке: Одним из первых выпустил книгу на русском языке Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был он хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился литейному делу. Заходил Иван и к немцам, жившим в Москве. От них узнал о печатных станках, буквах-литерах, с помощью которых немцы печатают книги. И загорелся Иван желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине он принялся делать свои первые буквы. И добился успехов. 1 марта 1564 года – дата, когда на Руси была напечатана первая книга. Она называлась «Апостол» и предназначалась для проведения церковных служб. На создание этой книги Ивану Федорову и его верному соратнику Петру Мстиславцу потребовался целый год. В течение этого времени они своими силами делали печатные станки, отливали специальные формы для букв и вручную набирали из них каждое слово. «Апостол» – это уникальная книга, настоящее произведение искусства. К ее достоинствам следует отнести: Использование тонкой прочной бумаги, специально привезенной из Франции. Шрифт в книге четкий и очень красивый. Каждый раздел книги богато украшен растительным орнаментом. Переплет выполнен из дерева, обтянут умело выделанной кожей и украшен золотым тиснением. Книга закрывается при помощи изящных латунных застежек. Появление «Апостола» считается началом книгопечатания на Руси. Вслед за этой книгой русскими печатниками была выпущена следующая – «Часовник», по которой долгое время детей обучали грамоте. В 1574 году Иван Федоров подарил своей отчизне очень ценную книгу – первую русскую азбуку, по которой дети вначале знакомились с буквами, а затем учились их складывать в отдельные слоги и слова. Благодаря развитию печатного дела на Руси стало более доступным образование, и уже в XVII веке в государстве стало гораздо больше грамотных людей. У вас на столе лежать листочки с вопросами. Ответы на эти вопросы вы найдёте в учебнике. - Какую первую книгу выпустил Иван Фёдоров? - Сколько времени её печатали? Опишите её. - Что ещё напечатал Иван Фёдоров? -Где расположен памятник Ивану Фёдорову? | Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота Иван Федоров- первый русский печатник. Иван IV (Грозный) в 1553 году приказал строить в Москве особый дом для типографии, но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславцев. Через год в 1564 году они выпустили первую книгу «Апостол» (слайд). А мастера Федоров и Мстиславец по праву носят имена первопечатников. Апостол год Букварь в Москве, недалеко от места расположения первой типографии. | Познавательные: осуществляют необходимы поиск информации. Познавательные анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; Коммуникативные : умение слушать и вступать диалог; Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; Познавательные: формируем умение извлекать информацию из слова учителя; |