СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему : "Мастера печатных дел". Студентка Астраханского социально-педагогического колледжа. 3 курс группа АС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему : "Мастера печатных дел". Студентка Астраханского социально-педагогического колледжа. 3 курс группа АС»

Министерство образования и науки в Астраханской области ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока

по окружающему миру

проведенного в 4 «А» классе МБОУ «СОШ 32г.Астрахани» Серебряковой Анны Петровны











Практикантка: Студентка 2 курса «АС»

_________Серебрякова А.П.

Проверил: Учитель:

_________Михайлова Т. Г.

________Осипова Л.В.




Программа

Школа России

Класс

4 «А»

Тема урока

«Мастера печатных дел»

Вид деятельности

Введение нового знания

Цель

сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Задачи

а) Образовательная б) Развивающая

в) Воспитательная

  1. -познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;
    - расширить знания учащихся о развитии книгопечатанья;

  2. -развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, монологическая и диалогическая речь);
    - развитие памяти;
    - развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли)
    -развитие навыков контроля.

  3. - воспитывать интерес к истории;
    -воспитывать умение работать в парах.

Планируемые результаты учащихся

Личностные

- развивать устную речь; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению.

Предметные

- формирование представление о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;



Тип урока

Открытие новых знаний

Форма проведения

Объяснительно-иллюстративная

Оборудование для учителя

справочная литература; видеопроигрыватель, слайды, жетоны.

Оборудование для учащихся

Учебник 4 класс А.А. Плешаков 2 часть; тетради.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД





1.Организационный момент

Учитель :

-Здравствуйте ,ребята, меня зовут Анна Петровна и сегодняшний урок

окружающего мира проведу у вас я.

(Психологический настрой)

- Перед вами лежат смайлы. Чего им не хватает? Дорисуйте ту эмоцию, которую вы испытываете сейчас. А теперь повернитесь к соседу и изобразите её.


Учащиеся: Приветствуют учителя , эмоционально настраиваются на урок

Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками


3. Самоопределение к деятельности.

  • - Ребята, отгадайте загадку и вставьте пропущенные слова в пословицы.

  • Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

  • Не даром говорится, что дело ….. боится.

  • … время, потехе час.

  • А знаете ли вы кто такой первопечатник?


Посмотрите, у вас на партах есть красивые новые книги. Сегодня, как вы уже поняли, мы поговорим о первой книге, узнаем кто были первыми мастерами книгопечатанья.


  • - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.




Книга



Мастера


Делу

Тот, кто положил начало книгопечатанию.












Регулятивные: определять цель деятельности

на уроке


  1. Работа по теме урока.
























































































5.Физкультминутка

- Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей.


- А зачем нужны были книги?


- Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошло, что одна книга тысячу людей учит. Первую букву каждого абзаца рисовали с помощью кисточки красной краской – вспомним выражение «писать с красной строки». Потом листы сшивали и одевали в деревянные переплёты, обтянутые кожей, украшенные драгоценными камнями. Можно представит, как мало было книг и как дорого они стоили.


- Почему возникла необходимость в другом способе создания книг?



Благодаря Ивану Фёдорову книга стала доступна, пришла в каждый дом. Книг становилось всё больше и больше.


- А теперь перенесемся в Россию XIV века. Кто же здесь начал книгопечатание?
Работа с учебником. Поисковое чтение:

Откройте учебник на странице 82, найдите ответы на вопросы:

Кто был первым книгопечатником на Руси?












 Давайте подробнее узнаем об этом удивительном человеке:


Одним из первых выпустил книгу на русском языке Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был он хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился литейному делу. Заходил Иван и к немцам, жившим в Москве. От них узнал о печатных станках, буквах-литерах, с помощью которых немцы печатают книги. И загорелся Иван желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине он принялся делать свои первые буквы. И добился успехов.

1 марта 1564 года – дата, когда на Руси была напечатана первая книга. Она называлась «Апостол» и предназначалась для проведения церковных служб.

На создание этой книги Ивану Федорову и его верному соратнику Петру Мстиславцу потребовался целый год. В течение этого времени они своими силами делали печатные станки, отливали специальные формы для букв и вручную набирали из них каждое слово.

«Апостол» – это уникальная книга, настоящее произведение искусства. К ее достоинствам следует отнести:


Использование тонкой прочной бумаги, специально привезенной из Франции.

Шрифт в книге четкий и очень красивый.

Каждый раздел книги богато украшен растительным орнаментом.

Переплет выполнен из дерева, обтянут умело выделанной кожей и украшен золотым тиснением.

Книга закрывается при помощи изящных латунных застежек.


Появление «Апостола» считается началом книгопечатания на Руси. Вслед за этой книгой русскими печатниками была выпущена следующая – «Часовник», по которой долгое время детей обучали грамоте.

В 1574 году Иван Федоров подарил своей отчизне очень ценную книгу – первую русскую азбуку, по которой дети вначале знакомились с буквами, а затем учились их складывать в отдельные слоги и слова.

Благодаря развитию печатного дела на Руси стало более доступным образование, и уже в XVII веке в государстве стало гораздо больше грамотных людей.


У вас на столе лежать листочки с вопросами. Ответы на эти вопросы вы найдёте в учебнике.

- Какую первую книгу выпустил Иван Фёдоров?

- Сколько времени её печатали? Опишите её.

- Что ещё напечатал Иван Фёдоров?

-Где расположен памятник Ивану Фёдорову?


























Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота












Иван Федоров- первый русский печатник. Иван IV (Грозный) в 1553 году приказал строить в Москве особый дом для типографии, но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславцев. Через год в 1564 году они выпустили первую книгу «Апостол» (слайд). А мастера Федоров и Мстиславец по праву носят имена первопечатников.


















































































Апостол


год


Букварь


в Москве, недалеко от места расположения первой типографии.



Познавательные: осуществляют необходимы поиск информации. Познавательные анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;



Коммуникативные : умение слушать и вступать диалог;

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;


Познавательные: формируем умение извлекать информацию из слова учителя;


6.Закрепление изученного материала.


































































7. Рефлексия






















8..Подведение итогов урока

Слушайте вопросы по новому материалу, за ответы получаете жетоны


 Кто был русским первопечатником? (Иван Федоров)

 фамилия его помощника (Мстиславец)

 Как называлась первая книга? (Апостол)

 Что еще напечатал Федоров? (Первый русский букварь)

 Где расположен памятник Федорову? (в Москве, недалеко от места расположения первой типографии)

 Кого обучали чаще всего? (мальчиков)

 Как бедняки использовали свои знания грамоты? (за плату писали письма, составляли документы)

 Кто был автором первой русской Азбуки? (Василий Бурцов)

 Кто был автором русской грамматики? (МетелийСмотрицкий)

 какой русский позднее учился по этой Грамматике? (Ломоносов)

 В каком году была издана первая печатная книга? (в 1564 году)




Работая в парах, выполните задание 2.

По горизонтали: 6. Название мастеров — создателей первой русской печатной книги.


По вертикали: 1. Фамилия первого русского мастера-печатника. 2. Первая русская печатная книга. 3. Фамилия изобретателя книгопечатания. 4. Фамилия помощника первого русского печатника. 5. Город, где была издана первая русская печатная книга.




Какая тема урока? Добились ли поставленных целей? Что нового мы узнали на уроке?




Для чего нужно было книгопечатание?



Великую пользу принесло печатное дело. В России стало больше книг, а значит грамотных людей. Сейчас очень много печатается книг. Но мы должны помнить труд людей, который трудились над этими книгами и бережно относится к их труду.

Чем мы можем помочь? (бережно относится к учебникам)


-Ребята ,вы сегодня были мо- лодцы ,активно отвечали и слушали.

-Спасибо за урок, занятие окончено !

































































познакомились с первым русским печатником книг Иваном Федоровым и с другими мастерами печатниками)




(раньше книги писали от руки, это был очень тяжелый труд, не один год уходил на переписывание книг)











Регулятивные : понимание при- чин успеха в учёбе; Регулятивные : осуществлять итоговый контроль по результа- ту



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!