- развитие настойчивости и целеустремлённости в достижении целей.
- способность к волевому усилию.
Этапы урока | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. Психологический настрой. | 1 | Долгожданный дан звонок. Наконец начнем. Много нового узнаем, В мире знаний побываем! Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Дарья Ивановна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь и пожелайте ему хорошего настроения. | Приветствуют учителя. Выполняют упражнение. |
2.Актуализация знаний. | 2 | - Нам печально от того, что дни стали короче, Солнце – ниже, а значит температура воздуха понизилась. - Когда наступает осень по календарю? - Когда наступает осень по Солнцу (по астрономическим показаниям? - А по местным признакам? - Все эти изменения происходят, в какой природе? - А что же происходит в живой природе? | По календарю осень начинается 1.09. По Солнцу 23.09. В моем краю 22.09. - 25.09. В неживой |
Минутка календаря | 1-2 | Минутка календаря. Ребята к нам в Бугуруслан собирается прилететь Карлосон. Но он не знает, что ему с собой взять. Поэтому я предлагаю вам помочь ему в данной проблеме. Кто может описать сегодняшнюю погоду? Ребята, когда вы сегодня шли в школу было ли холодно или было тепло? Какое было небо? Было ли солнышко? Сколько было градусов? Были ли осадки? | |
3.Самоопределение (мотивация) к деятельности. Целеполагание. | 4-5 | -Ребята послушайте стихотворения и скажите о чем они? Хлопотунья Далеко ещё зима, Но не для потехи Тащит белка в закрома Ягоды, орехи... Где же взять зимой сластей Для детей И для гостей? (В. Степанов) Улетали лебеди Улетали лебеди С севера на юг. Растеряли лебеди Белый-белый пух. То ли пух лебяжий В воздухе блестит, То ли в окна наши Первый снег Летит. (В. Приходько) Эти изменения происходят в живой или не живой природе? О чем мы будем вести речь на уроке? Тема нашего урока: Осенние явления в жизни животных. сл. Какую мы поставим цель на урок? - Какие поставим задачи для достижения цели? | О белке, которая готовиться к зиме. О лебедях, которые собрались улетать в теплые края. В живой. Об изменениях у животных осенью |
4.Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока. 4.1. Живая природа. Насекомые. | 5-6 | -Какие группы животных вы знаете? -Какое защитное покрытие имеют тела животных? - Для чего необходимо животным покрытие? - Каких насекомых вы наблюдали летом? - Каких птиц? - Каких земноводных вы наблюдали летом? - Каких животных стало меньше осенью? Почему? - Для того чтобы узнать с какой группой животных познакомимся, разгадаем кроссворд в ТПО. Стр.14. - Назовите, одним словом кто изображен на рисунках. -Для того, чтобы узнать, что происходит с насекомыми осенью давайте прочитаем текст в учебнике на станице 57. -Что с насекомыми происходит осенью?( Вывешиваю табличку) - Почему так происходит? Сделайте вывод. - Ребята, у нас сбыло интересное сообщение про бабочку Адмирала. Адмирал - одна из самых красивых бабочек, которых можно встретить на наших лугах. Свое название она получила из-за красных полосок, которые идут по краю задних крыльев и пересекают передние крылья посредине. Питается бабочка нектаром растений. Она делает это через специальный отросток, похожий на хобот, который запускает в цветок. Некоторое время назад «адмиралов» стало очень мало на территории России, из-за того, что поля и луга обрабатывали вредными веществами. Из-за этого эта бабочка была занесена в Красную книгу. Но теперь их количество стало значительно больше. Эта бабочка не умирает и не цепенеет. Она как птицы улетает в теплые края. - Что интересного вы узнали из этого сообщения. | Насекомые, рыбы, птицы, звери. Насекомые – нет покрытия; рыбы – тело покрыто чешуей; птицы – тело покрыто перьями; звери – тело покрыто шерстью. Разгадывают кроссворд. Насекомые Читают самостоятельно текст. Н асекомые Погибают Цепенеют Сделаем вывод: Насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветов, пропадают осенью, потому что листья вянут и опадают, цветы не цветут. Насекомые – животные хладнокровные. При снижении температуры воздуха и почвы они теряют свою подвижность и цепенеют или застывают до весеннего тепла (мухи, муравьи) или погибают (некоторые бабочки). Рассказ ученика |
4.2. Живая природа. Птицы. | 2-3 | Перелестните страницу (стр.57) - Что происходит с птицами осенью? - Теперь давайте прочитаем, что происходит с птицами осенью. Начинаем читать со слов «Укорочение светлого времени суток…»и до слов «крошки». ( Читают 2 -3 ученика) Задаю вопросы по прочитанному и в это время составляем схему на доске: -Ребята, на какие группы можно разделить птиц? - А перелетных птиц, на какие еще группы можно разделить? -Каких перелетных птиц вы знаете? - Каких кочующих птиц вы знаете? Назовите оседлых птиц? У нас были сообщения про ласточку, про клеста и дятла. - Какой группе отнесем этих птиц скажите, пожалуйста, кто был внимательным. - Ребята, какой вывод можно сделать из всего прочитанного и сказанного? - Ребята не нужно забывать, что птицы, которые остаются зимовать у нас им не всегда хватает, пищи, поэтому нам с вами необходимо подкармливать и строить кормушки. | Отвечают на вопросы. П тицы Перелетные Оседлые Кочующие Перелетные, кочующие, оседлые. Насекомоядные и водоплавающие Свиристель, снегирь, сойка. Сорка, дятел, воробьи и вороны. Рассказывают сообщения. |
4.3. Работа в ТПО № 9. | | -А теперь, чтобы нам закрепить наши знания поработаем в ТПО. Откройте ТПО на стр.15. № 9. - Соедините линиями понятия и их значение. - Отметьте соответственно птиц. -К какому виду птиц вы отнесли: синицу, воробья, лебедя, журавля, трясогузку, сороку? - Поднимите руки у кого все правильно. | Выполняют задание в ТПО. Перелетные птицы ---Осенью улетают в теплые страны. Осёдлые птицы --- Весь год живут в твоем краю. |
4.4. Живая природа. Звери. | | Ребята, а как же к зиме готовиться звери? Переверните страницу (стр.60). - Начинаем читать первый абзац. - Дайте ответ на вопрос, на какие группы делятся звери? (Вывешиваю таблички) - Как они готовятся к зиме? (Вывешиваю таблички). -Ребята у нас были сообщения о таких животных как сурок, белка и заяц. Выходите к доске. - Какой вывод мы можем сделать с вами? - Что происходит с земноводным и пресмыкающимися? - Читать ВТОРОЙ абзац. - Что же с ними происходит? (вывешиваю таблички) Таким образом, животный мир готовиться суровой и непростой зиме. | Читают текст. З вери Спячка Линька Делают запасы Рассказывают сообщения Застывают. Анабиоз |
4.5.Физминутка | 1 | Физминутка. -Вышли из-за парт, выполним с вами физминутку. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше, выше. Тихо сели за парты. Продолжаем работу. | Выполняют физминутку |
4.5.Рассказ «Муха и пчёлка» | 5 | - Ребята на стр.61 у нас дан рассказ Константина Ушинского «Муха и пчелки». Давайте прочитаем его и узнаем о ком оно или о чем. - Ребята, что нового вы узнали о насекомых из этого рассказа? | |
5. Домашнее задание | 1 | с. 57-62; т. С. 16 №11 | Записывают д/з. |
6. Подведение итогов | 1 | Как звучала тема нашего урока? Какова была наша цель? Достигли мы нашей цели? Каким способом мы решали наши задачи? | Осенние явления в жизни животных. |
7. Оценивание деятельности учащихся на уроке | 1 | Я б хотела еще отметить, таких … Мне помогали, активно работали… | Оценивают свою работу. |
8. Рефлексия | 1 | - Оцените свою работу на уроке. У каждого на парте кружочки зеленого и красного цвета. красный – « мне было скучно и трудно всё запомнить» зелёный – « я узнал много нового и мне было интересно» Поднимите тот цвет, который соответствует вам. | |