Дата 21.09.2024
Урок №43
Предмет : окружающий мир
Класс : 3 В
Учитель : Дервиш Айше Джаферовна
Тема: Знаки безопасности во дворе жилого дома. Безопасность в доме.
Цели урока:
познакомить учащихся с необходимыми действиями при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
отработать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевых игр
Планируемые результаты:
Предметные:
рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
знать телефоны экстренного вызова, телефоны родителей и соседей.
Метапредметные:
понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить;
оценивать достижения на уроке, составлять алгоритм действий на основе текста;
анализировать схему эвакуации из школы.
Личностные:
проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;
определять мотивы учебной деятельности.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с номерами телефонов аварийных служб, учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков-2 часть (УМК «Школа России» ФГОС), рабочая тетрадь к учебнику
Ход урока
I.Оргмомент
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!
- Ребята, начиная урок, хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению и покажите его.
II. Самоопределение к деятельности.
-Мы начинаем новый раздел: «Наша безопасность». Как понимаете слово «безопасность»? (это когда нет угрозы здоровью и жизни)
- А как вы понимаете пословицу : « Мой дом- моя крепость» (ответы учащихся)
- Значительную часть своей жизни вы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. А так ли это ?
- К сожалению , нет.
Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.
- Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе? Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
(огонь)
Неподвижной быть могу,
И куда-то вдаль бегу.
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
И снежинка вырезная.
Вы узнали без труда,
Называюсь я…(вода)
На кухне у мамы — помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.
(газ)
- Назовите тему сегодняшнего урока
III.Работа по теме урока
Актуализация знаний.
Работа в парах (рабочая тетрадь с.3 задание 1.)
Если возник пожар.
- Что же опасного таит в себе огонь? (Ответы детей)
- Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, его использовали для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Благодаря огню человечество проникло в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар.
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не, шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.
-Как случаются пожары? Назовите причины.
- Давайте проверим ваши ответы.
неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)
забывчивость людей (забыл выключить)
искра (печь, камин, бенгальские огни)
перегрузка электросети
спички (игры со спичками)
керосин, бензин, газ.
-Кто же является главными виновниками пожаров? (сами люди)
- А если пожар все - таки возник? Как нужно вести себя, если вы дома одни?
- Про это можем послушать стихотворение:
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один,
Позвоним по …(хором «01»)
И ближайшему району
Позвоним по телефону.
Где горит и что горит,
Кто об этом говорит.
- Всё ли правильно рассказал нам автор, проверим чтением текста. (с. 4 – 5 учебник)
- Рассмотрите рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?
Работа в малых группах (проблемная ситуация)
1 группа – На столе телефон. Вызвать пожарную охрану.
2 группа – Играл в компьютер. Вдруг компьютер загорелся. Ваши действия.
3 группа – Пожар. Сильное задымление. Что делать?
IV. Физкультминутка.
1) Игра «Запрещается-разрешается»
- Ребята, я называю основные требования пожарной безопасности,
(Разрешается - хлопок, запрещается - молчок).
Запрещается: - Бросать горящие спички, окурки в помещениях. - Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
- Оставлять открытыми двери печей, каминов.
- Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
- Пользоваться повреждёнными розетками.
- Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов
- Пользоваться пиротехникой в доме;
- Ставить горящие свечи на кровать, ковер. и т.д.
Разрешается:
- Защитить дом от пожара
- В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
- Использовать все имеющие средства для тушения пожара.
- Подавать сигнал тревоги.
- Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
- Знать план эвакуации на случай пожара.
- Кричать и звать на помощь взрослых.
V. Работа по теме урока (продолжение)
Вода в доме.
- Ребята, а что сильнее огня? (вода)
-Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни.
- Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки? (Прорвало трубу, вентиль горячей и холодной воды, звони соседям, диспетчеру, родителям.)
- Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода?
Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа)
- Всё ли правильно мы сказали? Проверьте себя по тексту учебника (с. 5 – 6)
- А ещё, ребята, запомните: Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «01» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» - это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.
«Если чувствуешь запах газа»
- Отгадайте загадку
Четыре тёплые Ладошки
Греют кашу для Тимошки.
(Газовая плита)
- Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (Работают на газу)
- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Во-первых, им можно отравиться.
Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.
- Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6 Попробуем при мощи рисунка составить план действия в ситуации «Если чувствуешь запах газа»
При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и включать свет (в выключателе может проскочить искра). Нужно немедленно перекрыть газовую трубу (необходимо знать, где перекрывается газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника службы газа.
Помни: телефон газовой службы– 04.
VI. Игра «Огонь, вода, газ» (на внимание)
Нарисуй их знаки безопасности.
1,2,3 ряд.
VII. Закрепление изученного
Работа в тетради ( З. 3 – 4)
VIII. Итог урока.
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
- Как действовать при аварии водопровода?
- Что нужно и него нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
IX. Домашнее задание
Ответить на вопросы «Проверь себя!» и выполнить задания для домашней работы на с.7 учебника
В «Рабочей тетради» с.5 № 4, 5, 6