Тема: Откуда берётся и куда девается мусор?
Класс: 1
Форма проведения: урок
Цель: учить определять источники возникновения мусора и способы его утилизации; учить соблюдать чистоту, формировать бережное отношение к окружающему миру.
Содействовать формированию УУД:
Предметных: определять источники возникновения мусора и способы его утилизации; понимать и обосновывать важность соблюдения чистоты на природе; понимать необходимость раздельного сбора мусора; находить применение бросовому материалу.
Личностных: проявлять начальные навыки адаптации в изменяющемся мире; понимать ответственность за свои поступки; бережно относиться к ценностям окружающего мира.
Регулятивных: понимать учебную задачу, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; группировать объекты по заданному признаку..
Познавательных: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативных: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других, воспринимать различные точки зрения.
Тип урока: изучение нового материала.
Технические средства обучения: проектор, компьютер.
Оборудование: УМК «Школа России» Плешаков А.А Учебник. Часть1,упаковки от использованных продуктов (бумажные, металлические, стеклянные, пластмассовые).
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы проверьте все в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Ну тогда слушаем и запоминаем
И минутки не теряем.
2. Актуализация знаний, повторение ранее изученного.
Расскажите, откуда к нам на стол попадают шоколад, изюм и мёд? Какой из перечисленных продуктов самый полезный? А самый вкусный? Как вы дома используете эти продукты?
3. Работа по теме урока.
Ребята, а после того, как вы съедите мёд или изюм остается ли мусор/упаковки? А от каких продуктов остается? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько, мусора собирается каждый день в ваших семьях и куда он потом девается? Ребята, может вы уже догадались о чем же будет наш урок? Какова его тема? (Откуда берётся и куда девается мусор?)Цель нашего урока? (Узнать откуда берется мусор и куда девается мусор, и что надо с ним делать).
- Итак, давайте разберемся, откуда берется мусор?
-Откройте учебник на странице 78, рассмотрите верхнюю картинку.
Действительно, практически все продукты и различные вещи, которые мы покупаем в магазинах продаются в упаковке, которую мы не используем, а выбрасываем. Какой мусор образуется после использования этих продуктов? – (Бумажные, стеклянные, металлические и пластиковые отходы.)
- А теперь давайте проследим дальнейший путь мусора. Где вы храните мусор дома? (В мусорном ведре). - Но довольно быстро мусорное ведро наполняется. Чья обязанность в вашей семье выносить мусор? (Папа или ребенок). Молодцы, надо помогать родным, оказывать посильную помощь. А вынос мусора вам действительно по силам. Так куда вы его несёте? (На помойку). - Правильно, в городе организованы площадки для сбора и вывоза бытового мусора. Когда контейнеры заполняются, их тоже вывозят. Куда? (На свалку). Правильно. А знаете ли вы, что свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов. Оказывается, что каждый человек за год выбрасывает в среднем от 300 до 1000 кг бытового мусора. Крупный город за 1 день вывозит мусора - гору высотой с 9-ти этажный дом. Ребята, вы должны знать и помнить, что самый хороший вариант по устранению мусора - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.
4. Физкультминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
5. Продолжение работы по теме урока.
Ребята, а что ж происходит с мусором на свалке?
Доставленный на свалку мусор не сваливают в кучу. Бытовой мусор разравнивают, уплотняют и укрывают слоями строительного мусора. Со временем такой мусорный склад становится похож на слоёный пирог.
Кого можно встретить на свалке? Посмотрите на нижний рисунок на стр. 78.
Это знакомая нам Злючка-Грязючка. Прочитайте, что она говорит.
Мусор содержит вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества. Наиболее опасным является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет.
Деревянные, картонные и бумажные предметы разлагаются быстро. Опасными являются некоторые виды пластмасс. Пластмассовые бутылки вообще не разлагаются. Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет. От 10 до 20 лет будут разлагаться полиэтиленовые пакетики и резиновые вещи.
6. Закрепление изученного материала. Практическая работа "Учимся сортировать мусор".
Необходимо знать, как убирать мусор и куда, иначе по всей земле будет свалка. Во многих странах, жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его. Ребята, а кто знает, для чего сортируют мусор? (Чтобы легче его было перерабатывать или уничтожать). Давайте проведем практическую работу по сортировке мусора. (Работа проводится в группах, учащиеся сортируют мусор из своих корзин).
-
БУМАГА
-
СТЕКЛО
-
МЕТАЛЛ
-
ПЛАСТМАССА
Из переработанной бумаги - макулатуры выпускают не только чистейшую, белую бумагу, но и новые строительные материалы, санитарно-гигиенические материалы, теплоизоляционный материал, эковату. Кстати, ребята нашей школы уже несколько лет участвуют в организованном сборе макулатуры.
Из переработанного стекла снова выпускают бутылки. Вторично переработанное сырье плавится при более низкой температуре, сэкономленная энергия при производстве 1 бутылки позволяет лампочке мощностью 100Вт гореть на протяжении четырех часов.
Из переработанного пластика получают вторичный полиэстер, который входит в состав футболок, джинсов и другой повседневной одежды. Кроме этого из переработанного пластика делают мебель, степлеры, дыроколы, линейки, контейнеры для ручек, велосипеды, даже дороги.
Качественное вторичное сырье используется для изготовления массивных и габаритных металлических конструкций. Это могут быть несущие балки, станины для промышленных станков, железнодорожные рельсы, отопительные приборы, профиль и т.п. В последнее время не менее активно вторичное сырье для металла применяется в автомобилестроении.
7. Итог урока.
- О какой проблеме мы говорили на уроке? Что вы запомнили? Что нового узнали на уроке?
Давайте ребята с вами запомним, чтобы было чисто в нашем классе, школе, городе нужно выполнять совсем несложные правила:
-
Быть настоящим хозяином дома, улицы, города!
-
Не разбрасывать мусор!
-
Выбрасывать мусор в ведра, контейнеры!
-
Знать правила чистоты самому и напоминать о них другим!
8. Рефлексия учебной деятельности.
Если вам было все понятно на уроке, все понравилось, то рисуем улыбающийся смайлик. Если остались какие-то вопросы, что-то не понравилось, то равнодушный смайлик. Если совсем ничего непонятно и плохое настроение, то грустный смайлик.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17 им. Героя
Российской Федерации А.Б.Буханова» города Смоленска
Конспект урока
по окружающему миру
на тему: «Откуда берётся и куда девается мусор?»
1 класс
Учитель: Тюкалина Ольга Сергеевна
Смоленск, 2020г.