СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Помогите птицам зимой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме: «Помогите птицам зимой»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Нива»



Конспект открытого урока в 1 классе

Предмет: Окружающий мир.

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Тема: «Помогите птицам зимой»

Программа: «Школа России»

Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Методы обучения:

  • По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный

  • По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная

  • Парная

  • Групповая

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Оборудование:

  • Учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А. Плешаков; учебник и рабочая тетрадь к учебнику.

  • ТСО (интерактивная доска, презентация)

Учитель: Овчинникова И.Ф.


Ход урока.


1.Организационное начало.

- Какое сейчас время года? Слайд 1.

Нас на уроке приветствует зимнее солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: счастья, добра, здоровья. И я вам дарю лучик добра и знаний. Чтоб вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, и чтоб на уроках получали знания, которые вам понадобятся в жизни.

Мы с вами сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним как нужно работать в группах? (Дружно, сообща. Разговаривать можно, но тихо.)

Ребята мы сказали что за окном зима. А какие признаки зимы вы знаете?

- Холодно, идет снег...

А зимние месяцы вы знаете?


2.Мотивация.

 - Сегодня к нам на урок пришли помощники Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание.

Слайд 2.

1. Постановка темы, цели урока. Создание учебной ситуации.

У: - Муравей Вопросик просит вас помочь решить вот такое задание.

  • Игра « Третий лишний»(1.)

Слайд 3.

-Кого убрали и почему?

3.Актуализация.

-Давайте вспомним, чем по внешнему виду птицы отличаются от других групп животных?

-Какую пользу приносят птицы? ( Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)

  • Игра « Третий лишний»(2.) Слайд 4.

Почему ласточка лишняя? Потому что её сейчас не увидишь.

Какая это птица? (Перелетная.)

- Что необходимо для жизни птиц? (Пища, вода, воздух, свет, тепло)

-В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Cлайд 5.

( Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)

Анара читает стихотворение :

Морозы жесткие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за жучку-

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц, За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

- О чем стих?

-Кому тяжело в стихотворении?

- О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.

-С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?

- Значит о чем сегодня мы поговорим? ( о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).

Тема нашего урока: «Как зимой помочь птицам?» Слайд 6.

- Каких птиц мы видели во время прогулки, и где видели? Что делали птицы?


3. Работа по новой теме.

  1. Подробное знакомство с  птицами.

Существует наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые занимаются этой наукой, называются орнитологами. Я предлагаю вам побыть сегодня такими маленькими учеными орнитологами и изучить, а что же происходит с птицами нашего края зимой.

-Почему же зимой не слышно пенья птиц?

Слайд 7.

- К нам на урок пришли гости: Петушок, Курочка и Цыплёнок. Они думают так:

Петушок считает, что птицы улетают, потому что становиться холодно.

Курочка, что им нет корма и нечем питаться.

А цыплёнок думает, что их выгоняют люди.

- Что вас удивило? (У героев разные мнения.)

- Какой возникает вопрос? А кто из героев прав?

Почему ласточки (птицы) улетают на юг?

Чтобы ответить нам на вопрос, нужно поработать в «научных» группах.

Групповая работа:

  1. Собрав рисунок птицы (воробей, синица, снегирь) вы узнаете как называется ваша группа.

  2. «Научный сотрудник» делится сведениями о птице, которая на столе.

Рассказ про ласточку- (дети рассказывают, что знают )

- Ребята, а вам интересно узнать, в какие страны улетает зимовать тот или иной вид птиц?

Тогда задание для любознательных. Найдите ответ на этот вопрос в интернете вместе с родителями или прочитайте в энциклопедии про птиц.

- Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.

Так почему же ласточки улетают в теплые края? Чтобы найти корм.

Ласточки питаются насекомыми, а зимой насекомых нет, поэтому они улетают на юг.

Так как называют птиц, которые улетают на юг?

Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. Они обитают вблизи человека, зависят от него

Как называют птиц, которые никуда не улетают, а лето и зиму проводят рядом с нами?

Кочующие: синица и поползень.

4. Физминутка-релаксация. Слайд 8.

- Закройте глазки, опустите головку на руки и представьте себе картины которые будут вам рисовать звуки.

Глазки закрываются, головки опускаются, дышится легко, ровно, глубоко.

Прослушивание фрагментов аудиозаписей.

- Что вы слышали? Какие картины вам представились?

Оседлых птиц вы все очень хорошо знаете и без труда отгадаете загадки.

- Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать загадки.

Слайд 9-10.

Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!  (Воробей)
- Почему воробей имеет такое название?

Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)

- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)

    Слайд 11-12.        

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!  (Снегирь)

Слайд 13-14.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

- Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)

Слайд 15-16.

По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой… (Поползень)

Слайды 17-18.

Засвистели : «Сври-свир!»

На рябину налетели

Дружной стаей… (Свиристели)

Рассказ об этой птице.

Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри» напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве. Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.

Слайд 19.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом? (Клёст)

У птицы клёст необычный, изогнутый в разные стороны клюв. Он питается семенами хвойных деревьев. И ими кормит птенцов. А выводят птенцов клёст, тоже не как все птицы, а зимой.

Слайд 20.

Вороны зимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками.

Слайд 21.

Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряет гнёзда. Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах.

Слайд 22.

Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (дятел)

Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам.

У: -А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто это? (Дрозд). Слайд 23-26.

Рассказ учителя об этой птице.

Дрозд-рябинник - крупный дрозд. Питается червями, улитками, насекомыми, ягодами рябины, можжевельника. Дроздов–рябинников можно встретить по окраинам лесопарков. В тёплые, богатые рябиной годы, они зимуют в городах, держатся крупными стаями.

- У птиц зимой есть природные столовые. Это рябина и калина. Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

Зимняя физкультминуткa: Слайд 27.

Работа в парах:

А сейчас мы с вами поработаем с карточками и узнаем какие же птицы живут у нас круглый год, а какие улетают зимовать в теплые страны. Слайд 28.

- На карточках (Слайд 29) обозначьте зелёным цветом перелётных птиц, а синим зимующих. Подумайте, какие из них живут в Кабардино-Балкарии, и где их можем встретить?

Гуси, лебеди, утки – у водоёмов, перелётные птицы;

вороны, сороки, дятел, клёст, поползень - зимующие птицы, в лесу, во дворе;

Проверка на доске: Слайд 30.

Самопроверка. Проверьте друг друга и нарисуйте улыбку, если все сделано правильно.


5.. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”

-Голодно птицам зимой. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как им помочь?

- Отгадайте загадку.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (кормушка) Слайд 31-32.

Мы кормушку смастерили

И столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

Будет вам зимой обед.

Дети рассматривают кормушки.

При изготовлении кормушки следует помнить несколько нехитрых правил:

Кормушка должна быть с крышкой и, желательно стенками, чтобы ветер и снег не проникал в кормушку. Повесить кормушку во дворе, школьном саду,… на высоте 1,5-1,7 м от земли. И конечно нельзя прибивать ее гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка развешана за окном – у форточки или на балконе, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птица прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую дармовую столовую.

- Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя? Слайд 33.

Слайд 34-36. Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров – через оконное стекло. Охотно кушают синицы и крошки хлеба ( черного ржаного давать нельзя). Лучшее использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби. Синицы очень любят мякоть кокосового ореха.

ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ Слайд 37.

Самое главное что если вы повесили кормушку, то надо корм подсыпать постоянно. Что бы кормушки не висели просто для красоты пустыми.

Обсудите в паре: Какой корм насыпать в кормушки?

Предлагаю составить меню для птичьей столовой. Работаем в группах. Нужно набрать в тарелку корм, который предпочитает ваша птица. Вам поможет иллюстрация в учебнике.

6.Составление  «Меню для птичьей столовой»

Работа с карточками.

Воробьи – крошки хлеба, крупа, семена.

Синицы – кусочки не соленного сала, мясо, творог.

Овес и овсяная крупа – любят воробьи, чечетки, синицы.

Подсолнечник – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

Корм мы положили, но чем-то птицы не довольны. Мало, ребята, сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц. Семена нужно подавить скалочкой.

-Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 38-39. - Молодцы!

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я читаю вопрос , а хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.

1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)

3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)

Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.

7. Вика читает стих А.Яшина « Покормите птиц зимой» Слайд 40.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

8.. Итог урока .

-Как помочь птицам зимой?

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я буду …..

Продолжите любое из этих предложений. Слайд 41-42.

- Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи. Большое всем спасибо за ваше живое участие и пусть наша встреча будет началом вашей заботы о сохранении родной природы. Ведь природа- это наш родной дом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!