СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Кто такие птицы?" (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с особенностями строения птиц и местами их обитания;

дать представление о перелетных и зимующих птицах; воспитывать бережное отношение  и любовь к природе; развивать кругозор и любознательность.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайдовая презентация, карточки с морскими и пресноводными рыбами, плакат “строение рыб”,  учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова  (1 класс), рабочая тетрадь.

                                                                           Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок! Все ли правильно сидят? Все ли внимательно глядят?

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания

- Игра “Кто больше” по цепочке называем названия рыб.

- Используя плакат, расскажите строение рыб.

2. Работа в парах.

- Внимательно посмотрите на доску, обсудите в парах и назовите пресноводных рыб.

- Почему эти рыбы называются пресноводными?(живут в озерах, реках -  в пресной воде.)

- Внимательно посмотрите на доску, обсудите в парах и назовите морских рыб.

- Почему их называют морскими? (Это обитатели моря, они живут в соленой воде.)

3. Расшифруйте ребусы и сформулируйте тему нашего урока.

III. Работа над новым материалом.

1. Тема нашего урока: “Кто такие птицы?” (Слайд 1)

- Сегодня мы познакомимся с различными птицами, узнаем, где они живут, чем питаются, какие у них особенности.

Строение птиц (слайд 2).

- У птиц есть клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги. Почти все птицы покрыты перьями

2. Птицы, живущие рядом.

-Назовите, каких птиц вы знаете.

-Какие из них на зиму улетают в теплые края? (Ответы детей)

- Как называют таких птиц? (Перелетные)

- Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующими. Например: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, дятел …

- Птицы строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов (слайд 3).

3. Знакомство с распространенными птицами.

Перелетные птицы

(слайд 4)

Песню скворушка споет,

 Все личинки соберет, В черной в крапинку рубашке 

Щеголяет эта пташка. Прилетает к нам весной 

Домик обживает свой. (скворец)

- Как называется домик, который человек строит для скворцов (скворечник).

Из Африки весною ласточки летят,

Под крышами из глины гнезда мастерят. Летят, как самолетики, изящны и легки.

Раздвоенные хвостики, собой невелики. Треугольным клювиком хватают на лету

 Мошек и комариков, домой к себе несут. Похожие на ноты, сидят на проводах

И весело щебечут, о солнце и дождях.

- Ласточка – зимующая или перелетная птица? (слайд 5) (Перелетная)

- Чем питаются ласточки? (Мошками, комарами)

- Почему ласточки улетают в теплые края? (С наступлением холодов исчезают насекомые, которыми питаются ласточки, им приходится улетать туда, где тепло и много корма.)

Что за птица:

Никого не боится, Когти крючком, 

Крылья могучи, Несут выше тучи.

 Видит далеко, Спастись нелегко,

Для деток малых Гнездо вьет на скалах. (орел) (слайд 6)

- Орлы питаются мелкими грызунами, или небольшими птицами. Как ты думаешь, какая птица орел? (Орел – хищная птица)

                                                              Физкультминутка.

(Картинная пауза: птицы - машем руками - летим, рыбы – плывем)

Зимующие птицы. (слайд 7)

Удивляется луна:

 Засветились два окна, А за ними два крыла

Показались из дупла. Тенью вылетела птица:

Ночью ей в дупле не спится. Если писк она услышит,

 Плохо будет серой мыши. Если птицу знаете,

 Загадку отгадаете. (сова)

- Сова – птица, которая питается насекомыми, мышами и даже зайцами. Как мы можем сказать, какая это птица? (Сова – это хищная птица). Каких еще хищных птиц вы знаете? Как вы думаете, вред или пользу природе приносят такие хищники? (Эти птицы приносят пользу, так как нападают в основном на больных или старых животных.)

Птица в платье черно-белом

Растрещалась не без дела: “Серый волк в кустах сидит”,

 - Вот о чем она трещит. Вы отгадку подскажите,

Эту птицу назовите. Птицу черно-белую, 

Стрекотунью смелую. (сорока)

- Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.

Это что за мужичок

Сел у дуба на сучек? Невелик, да деловит,

 Зря нисколько не сидит: Он без молотка, без рук

По стволу стучит: тук-тук. Трещинку в коре найдет

Длинный нос в неё суёт, Вытащит за спинку

Всякую личинку. Мужичок тот непростой – 

Это доктор наш лесной. (дятел)

Какую пользу приносит дятел? (Дятел своим клювом чистит кору дерева от личинок вредных насекомых.)

Это интересно

- Клест (слайд 8). Эта птица выводит птенцов зимой, в очень холодное время года. Клест питается орехами, поэтому у него такой особенный клюв.

Кукушка (слайд 9). Кукушка – единственная из птиц, которая не строит гнездо и не высиживает птенцов, а откладывает яйца в чужие гнезда. Выкармливают и воспитывают кукушат другие птицы.

Пингвин (слайд 10). Эти птицы не летают, и не строят гнезда. Пингвин – папа носит яйцо на лапках, согревая его своим теплом.

Забота о птицах (слайд 11)

- Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах. Как можно зимой помогать птицам? (развешивать кормушки, подкармливать птиц.)

4. Закрепление материала.

А) Тесты (слайды 12)

- Посмотрите внимательно на экран. Около каждой картинки стоит синяя и красная звездочка. Если вы считаете, что птица перелетная – щелкаете на красную звездочку, если зимующая – синюю.

Б) Работа в тетради с печатной основой. Проверка работы (Слайд 13)

 

IV. Итог урока.

- Где живут птицы?

- Как они приспосабливаются к условиям жизни?

- Назовите перелетных птиц.

- Назовите зимующих птиц.

- Какая птица выводит птенцов зимой?

- Какая птица не заботится о своих птенцах и подкидывает яйца другим птицам?

V. Рефлексия.

Возьмите карточки-настроения: если было интересно и узнали много нового, то прикрепите солнышко, если было скучно, урок не понравился, то возьмите тучку.

День окончен трудовой,  Нам пора идти домой. Дружно на прощание Скажем: “До свидания!”

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему: "Кто такие птицы?" (1 класс)»

  Конспект урока по окружающему миру «Кто такие птицы?» 1 класс

Цель: познакомить детей с особенностями строения птиц и местами их обитания;

дать представление о перелетных и зимующих птицах; воспитывать бережное отношение и любовь к природе; развивать кругозор и любознательность.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайдовая презентация, карточки с морскими и пресноводными рыбами, плакат “строение рыб”, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова (1 класс), рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?


II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания

- Игра “Кто больше” по цепочке называем названия рыб.

- Используя плакат, расскажите строение рыб.

2. Работа в парах.

- Внимательно посмотрите на доску, обсудите в парах и назовите пресноводных рыб.

- Почему эти рыбы называются пресноводными?(живут в озерах, реках - в пресной воде.)

- Внимательно посмотрите на доску, обсудите в парах и назовите морских рыб.

- Почему их называют морскими? (Это обитатели моря, они живут в соленой воде.)

3. Расшифруйте ребусы и сформулируйте тему нашего урока.

III. Работа над новым материалом.

1. Тема нашего урока: “Кто такие птицы?” (Слайд 1)

- Сегодня мы познакомимся с различными птицами, узнаем, где они живут, чем питаются, какие у них особенности.

Строение птиц (слайд 2).

- У птиц есть клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги. Почти все птицы покрыты перьями

2. Птицы, живущие рядом.

-Назовите, каких птиц вы знаете.

-Какие из них на зиму улетают в теплые края? (Ответы детей)

- Как называют таких птиц? (Перелетные)

- Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующими. Например: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, дятел …

- Птицы строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов (слайд 3).


3. Знакомство с распространенными птицами.

Перелетные птицы

(слайд 4)

Песню скворушка споет,

Все личинки соберет,
В черной в крапинку рубашке

Щеголяет эта пташка.
Прилетает к нам весной

Домик обживает свой. (скворец)

- Как называется домик, который человек строит для скворцов (скворечник).


Из Африки весною ласточки летят,

Под крышами из глины гнезда мастерят.
Летят, как самолетики, изящны и легки.

Раздвоенные хвостики, собой невелики.
Треугольным клювиком хватают на лету

Мошек и комариков, домой к себе несут.
Похожие на ноты, сидят на проводах

И весело щебечут, о солнце и дождях.

- Ласточка – зимующая или перелетная птица? (слайд 5) (Перелетная)

- Чем питаются ласточки? (Мошками, комарами)

- Почему ласточки улетают в теплые края? (С наступлением холодов исчезают насекомые, которыми питаются ласточки, им приходится улетать туда, где тепло и много корма.)


Что за птица:

Никого не боится,
Когти крючком, 

Крылья могучи,
Несут выше тучи.

Видит далеко,
Спастись нелегко,

Для деток малых
Гнездо вьет на скалах. (орел) (слайд 6)

- Орлы питаются мелкими грызунами, или небольшими птицами. Как ты думаешь, какая птица орел? (Орел – хищная птица)

Физкультминутка.

(Картинная пауза: птицы - машем руками - летим, рыбы – плывем)


Зимующие птицы. (слайд 7)

Удивляется луна:

Засветились два окна,
А за ними два крыла

Показались из дупла.
Тенью вылетела птица:

Ночью ей в дупле не спится.
Если писк она услышит,

Плохо будет серой мыши.
Если птицу знаете,

Загадку отгадаете. (сова)

- Сова – птица, которая питается насекомыми, мышами и даже зайцами. Как мы можем сказать, какая это птица? (Сова – это хищная птица). Каких еще хищных птиц вы знаете? Как вы думаете, вред или пользу природе приносят такие хищники? (Эти птицы приносят пользу, так как нападают в основном на больных или старых животных.)


Птица в платье черно-белом

Растрещалась не без дела:
“Серый волк в кустах сидит”,

- Вот о чем она трещит.
Вы отгадку подскажите,

Эту птицу назовите.
Птицу черно-белую, 

Стрекотунью смелую. (сорока)

- Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.


Это что за мужичок

Сел у дуба на сучек?
Невелик, да деловит,

Зря нисколько не сидит:
Он без молотка, без рук

По стволу стучит: тук-тук.
Трещинку в коре найдет

Длинный нос в неё суёт,
Вытащит за спинку

Всякую личинку.
Мужичок тот непростой – 

Это доктор наш лесной. (дятел)

Какую пользу приносит дятел? (Дятел своим клювом чистит кору дерева от личинок вредных насекомых.)


Это интересно

- Клест (слайд 8). Эта птица выводит птенцов зимой, в очень холодное время года. Клест питается орехами, поэтому у него такой особенный клюв.

Кукушка (слайд 9). Кукушка – единственная из птиц, которая не строит гнездо и не высиживает птенцов, а откладывает яйца в чужие гнезда. Выкармливают и воспитывают кукушат другие птицы.

Пингвин (слайд 10). Эти птицы не летают, и не строят гнезда. Пингвин – папа носит яйцо на лапках, согревая его своим теплом.


Забота о птицах (слайд 11)

- Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах. Как можно зимой помогать птицам? (развешивать кормушки, подкармливать птиц.)


4. Закрепление материала.

А) Тесты (слайды 12)

- Посмотрите внимательно на экран. Около каждой картинки стоит синяя и красная звездочка. Если вы считаете, что птица перелетная – щелкаете на красную звездочку, если зимующая – синюю.

Б) Работа в тетради с печатной основой. Проверка работы (Слайд 13)


IV. Итог урока.

- Где живут птицы?

- Как они приспосабливаются к условиям жизни?

- Назовите перелетных птиц.

- Назовите зимующих птиц.

- Какая птица выводит птенцов зимой?

- Какая птица не заботится о своих птенцах и подкидывает яйца другим птицам?

V. Рефлексия.

Возьмите карточки-настроения: если было интересно и узнали много нового, то прикрепите солнышко, если было скучно, урок не понравился, то возьмите тучку.

День окончен трудовой, 
Нам пора идти домой.
Дружно на прощание
Скажем: “До свидания!”