СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Природа и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Природа и человек"»

  1. Класс: 4.

  2. Тема урока: «Природа и человек».

  3. Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действия при изучении темы «Лес и человек».

  4. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Задачи:

Планируемые результаты:

1. Дидактические: - формировать у обучающихся представление о роли леса в жизни человека и природы,

- познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека,

- показать важность рационального использования и охраны лесов,

- сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.

Предметные:

- осознавать и раскрывать ценность природы для людей

- осознавать необходимость ответственного отношения к природе

- формулировать и обосновывать правила поведения в лесу

- целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира через взаимосвязи между элементами природы степи и человеком.

2. Развивающие: формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу, находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе, структурировать подобранный материал к теме «Лес и человек» в виде текста, схемы, таблицы, плана, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать собственную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, использовать знаково-символические средства, осуществлять обобщение, строить логические рассуждения, аргументировать свою позицию, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


























Регулятивные:

- волевой саморегуляции (Б.);

- принимать и сохранять учебную задачу (Б.);

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Б.);

- научатся оценке деятельности (П.).

Познавательные:

- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

- структурировать подобранный материал к теме «Лес и человек» в виде текста, схемы, таблицы, плана;

- использовать знаково-символические средства, в том числе и модели при решении задач (Б.);

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- осуществлять обобщение (Б.);

- устанавливать причинно-следственные связи (П.);

- строить логическое рассуждение (П.).

Коммуникативные:

- воспринимать речь других (Б.);

- выражению своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (Б.);

- аргументировать свою позицию (П.).

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения; воспитывать интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; развивать способность к самооценке своей деятельности.

Личностные:

- основы экологической культуры через понимание экологических проблем, возникших в результате деятельности человека в природной зоне «Лес»;

- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к объектам природы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (П.)




  1. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  2. Дидактические средства: учебник по окружающему миру для 4 класса (Часть 1): , раздаточный материал, презентация.

  3. Интерактивные средства: проектор, интерактивная доска.









№ п/п

Элементы урокав соответствии со структурой

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие.

Организация работы обучающихся.



2

Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Мы с вами продолжаем изучать природу России. На прошлых занятиях вы изучили особенности некоторых природных зон. Сейчас проверим, как вы усвоили материал. Узнайте природные зоны по описанию:

1.Зимой здесь несколько месяцев подряд длится полярная ночь. Солнце совсем не показывается – темнота! Летом здесь полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. К суровым условиям приспособились немногие живые организмы: лишайники, мхи, тюлени, моржи, белые медведи.

2.Южнее зоны арктических пустынь протянулась безлесная равнина. Зима

здесь долгая и суровая. В середине зимы длится полярная ночь. Лето короткое

и прохладное. Круглый год дуют холодные ветра. Почва бедна перегноем,

но растительный и животный мир разнообразнее, чем в арктических

пустынях.

3. У этой природной зоны есть три подвида: смешанный ___, хвойный ____, широколиственный ____ .




Тест.

1. Природная зона арктических пустынь расположена….

  • На островах Тихого океана

  • На островах Индийского океана

  • На островах Северного Ледовитого океана

2. В ледяной зоне растут…

  • Кедры, берёза, черёмуха

  • Лишайники, мхи, полярные маки

  • Бузина, орешник, айва

3. В Арктике обитают животные…

  • Бобры, нутрии, хомяки

  • Волки, белые медведи, рыси

  • Моржи, тюлени, белые медведи

4. Выбери правильный ответ.

  • Зимой в Арктике –полярный день, летом- полярная ночь

  • Зимой в Арктике –полярная ночь, летом – полярный день

  • В Арктике и зимой, и летом день сменяет ночь.

5. Как животные Арктики приспособились к жизни в таких суровых условиях.

  • Их спасает густой мех

  • Их спасает толстый слой подкожного жира

  • Их спасает много еды и теплые жилища

6. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

  • Для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути

  • Полярники расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

  • Ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи стоянки.

7. Какое время в тундре длится полярная ночь?

  • 2 месяца

  • 4 месяца

  • 6 месяцев

8. Главное занятие коренного населения тундры …

  • рыболовство

  • оленеводство

  • земледелие

9. Растения тундры …

  • низкие с широкими корнями

  • высокие с мощными корнями и широкими листьями

  • низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями

10. К растениям тундры относятся …

  • верблюжья колючка, саксаул, кактус

  • кедр, осина, пальма

  • карликовая ива, мох, черника

11. В тундре обитают …

  • тюлени, моржи, киты

  • песцы, лемминги, волки

  • верблюды, лошади, коровы

*12. Определи, какие из перечисленных животных обитают в тундре:

1. Хомяк. 2. Гага. 3. Заяц-русак. 4. Волк. 5. Дрофа. 6. Ёж. 7. Белая сова. 8. Иволга. 9. Заяц-беляк. 10. Рысь. 11. Лемминг. 12. Лось

Какие приспособления позволяют этим животным жить в условиях тундры? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Самую большую территорию занимают …

  • смешанные леса

  • хвойные леса

  • широколиственные леса

14. Какие леса образуют тайгу?

  • Лиственные

  • Смешанные

  • хвойные

15. Какой зверь не водится в лесной зоне?

  • Лемминг

  • бурундук

  • рысь






3

Выявление места и причины затруднения

Посмотрите на слайд. Скажите, куда мы попали?

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

- Скажите, что вы поняли из этого стихотворения?

- Почему лес называют храмом?

- Как себя нужно вести в лесу?

- О чем говорится в этом стихотворении?

- Верно.

- Лес очень красив в любое время года, и гулять по нему всегда приятно и интересно.

Поднимите руки, кто любит ходить в лес.

- Скажите, как себя нужно вести в лесу?

Вот вы приходите в лес и кем вы себя чувствуете в нем? Хозяином или гостем?

- Часто говорят о том, что лес является другом человека. Как вы думаете, почему так говорят?

- А человек – друг леса?

В лес



















- В стихотворении говорится о лесе.

























Высказывают предположения

4

Построение проекта выхода из затруднения

- Посмотрите, у нас появилось 4 статуса для человека: хозяин, гость, друг, враг. Кем же все-таки является человек по отношению к лесу? Сегодня мы с вами это выясним.

- Так какова сегодня тема нашего урока?

Как вы считаете, зачем нам нужно знать значение леса для человека?





Верно, значит, какова будет цель нашего урока?









«Лес и человек».
Чтобы понимать важность, ценность природы, а именно – леса, его богатство. Чтобы употреблять его ресурсы с умом, научиться экономить и беречь.



Изучить особенности значения леса в природе, значение леса для человека. Изучить деятельность человека в условиях природной зоны лесов.

5

Реализация построенного проекта

Скажите, кем или чем является лес для человека?

Что дает человеку лес?

Внимательно посмотрите на объекты в нашем классе. Скажите, что здесь такого, что дал нам лес?

А теперь скажите, что вообще дает лес человеку? Мы уже выяснили, что благодаря лесу у нас есть мебель, бумага. Что мы еще не назвали?







- Что еще может дать человеку лес?

- Скажите, что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес? Для кого ещё лес является домом?

Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё!

Какую важнейшую роль выполняет лес? Без этого мы с вами даже не смогли бы жить.



Чем является лес для воздуха? 

Чему ещё лес является защитником? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем текст на стр. 103.

Как лес защищает водоёмы? 

Как лес защищает почвы?




- Так какой вывод мы можем сделать? Кем является лес для человека?
- Скажите, а всегда ли человек является другом лесу? Всегда ли он справедлив по отношению к лесу?

Например: Вы с семьей приехали в лес отдохнуть. Включили очень громко музыку, развели костер, и стали веселиться.

- Скажите, в такой ситуации вы поступили как друзья? Почему нельзя в лесу громко включать музыку?




- Какое правило можно сформулировать, исходя из этой ситуации?

Сейчас давайте посмотрим на слайд, и разберем несколько ситуаций, чтобы все-таки понять, кем же является человек для леса.

- Посмотрите на иллюстрацию. Правильно ли делают ребята? Можно ли трогать птичьи гнезда? Почему?




- Какое правило можем сформулировать?

- Послушайте следующую ситуацию: «Гуляли три подружки по лесу. И решили нарвать охапку цветов, чтобы сплести каждой красивый венок». Правильно ли поступают девочки? Объясните свой ответ.

- Сформулируйте правило.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите?

Скажите, можно ли так делать? Можно ли разорять муравейники? Почему?

- Какое будем соблюдать правило?

- Прослушайте стихотворение и выделите из него еще одно правило:

Для ежиков и белок лес – это дом родной.

Они живут там смело и летом, и зимой:

Поэтому не стоить их в город забирать…

Поверь, они в неволе не будут есть и спать…

Находят пропитанье, своих детей растят.

И уходить из леса нисколько не хотят.

- Какое правило спряталось в данном стихотворении? Почему нельзя?




- Не по вине ли человека возникают экологические проблемы леса?




Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой
Птицы царили в вершине лесной
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.

- Почему девочке Саше было до слез жалко лес?

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?

- Какое чувство у вас вызывает эта проблема?




- Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!

- Скажите, как люди справляются с этой экологической проблемой? Что можно делать для того, чтобы эта проблема сократилась?




Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

жуки – жук-кросотел, дровосек реликтовый, жук-олень; 

растения – женьшень, венерин башмачок;

птицы – филин, утка-мандаринка;

звери – зубр, амурский тигр.

В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику в учебнике на стр. 109 «Приокско-Террасный заповедник».

Физкультминутка.

- Нам, действуя самим, не под силу строить заповедники, защищать животных. Но кое-что и зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.




- Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

Если все будут поступать как Оля, то во что превратится лес?

К каким конкретным последствиям может привести оставление мусора в лесу?

Хотелось бы поговорить ещё об одном поступке человека.

В. Шефнер “Лесной пожар”

Забывчивый охотник на привале 
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих, 
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

- При каких условиях это могло не случиться?




- Т.е. человек должен соблюдать определенные правила.

- Скажите, какие правила нужно соблюдать при разведении костра?

- Теперь глядя на рисунки, давайте попробуем более грамотно сформулировать правила разведения костра в лесу. Такая памятка есть и у вас в учебниках на стр.107.

- Ребята, даже в таком возрасте вы уже знаете правила разведения костра в лесу. Наверняка взрослые люди тоже знают эти правила, но почему-то их не соблюдают. Как вы думаете, почему?

- О чём должны помнить люди, приходя в лес?




Конечно же, а еще каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.

Другом, кормильцем, поставщиком сырья.





Стулья, парты, книги, тетради, карандаши, пол, доска, дверь.



- Лес – место отдыха человека.

- В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит.

- Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.



Пищу.



- Они там растут. Лес является для них домом.

Для птиц, животных, насекомых - жуков, пауков, червей.









Дает нам кислород




Защитником. Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

Лес – защитник водоемов и почв.

Лес питает реки, реки не мелеют.

Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.

- Другом.


Высказывают предположения.






- Нет.

- Потому что птицы покидают свои гнезда и могут больше не вернуться к своим птенцам. Так же как и звери, покидают свои жилища, бросая детенышей.

- Не включать музыку в лесу, особенно весной. Лишний громкий звук может нарушить ритм жизни леса.






- Нет. Потому что нельзя тревожить птенцов. Птицы боятся людей, а соответственно, и их запах. Если человек потрогает яйца в гнезде, то птица может бросить своих птенцов. 
Нельзя трогать птичьи гнезда и яйца.




- Нет. Потому что таких цветов больше может не быть.



- Нельзя рвать лесные цветы, особенно редкие.

- Как мальчики ломают муравейник.

- Нет, потому что муравьи являются санитарами леса. Они избавляют лес от вредных жуков и личинок.

Нельзя разорять муравейники.























Нельзя забирать из леса животных. Потому что они не смогут жить в неволе, это их неестественная среда обитания.










Ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

О вырубке леса.










- На месте вырубленных лесов проводят лесовосстановительные работы, т.е. высаживают новые леса. Чтобы меньше вырубать деревья, нужно шире использовать макулатуру. Из нее можно получать немалую часть бумаги и картона.
Запрещено вырубать леса по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог, уничтожать лесные полосы, которые защищают поля от ветров.
Строить заповедники.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!