Учитель: Ведерина Ирина Александровна
Класс: 3.
Предмет: Окружающий мир.
Тема: В царстве грибов.
Цель: познакомить с размножением и развитием грибов, формировать у обучающихся представлений о царстве грибов.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся научатся объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы; имеют представление о понятии «царство грибов», умеют рисовать схему строения грибов; знают о группах грибов – съедобные и несъедобные; отличают грибы-двойники; составляют правила сбора грибов; повторение понятий о живой и неживой природе, царства животных и царства растений.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с задачами, умеют вести диалог, активно работают в парах и группах, проявляют инициативу и активность на уроке.
Познавательные: находят информацию в учебнике, проводят сравнение и осуществляют анализ объектов, обобщают и делают выводы.
Регулятивные: по названию темы формулируют проблему и цель, принимают учебную задачу и сохраняют её на протяжении всего урока, планируют учебную деятельность, контролируют и оценивают результаты своей работы по выбранным критериям.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): осознают важность взаимосвязи в живой природе, проявляют интерес к изучению новой темы.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку.
Образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир» 3 класс А. А. Плешакова; рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс А. А. Плешакова.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
— Вспомните, какая бывает природа. (Живая и неживая.)
— Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце и др.)
— А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы и др.)
— Назовите признаки жизни. (Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть.)
— О каких животных России, занесенных в Красную книгу, вы приготовили сообщения?
(Заслушиваются выступления нескольких учеников.)
III. Самоопределение к деятельности. (Слайд 2)
— Отгадайте загадку.
Я под шапкой цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб.)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о царстве грибов.
IV. Работа по теме урока (Слайд 3)
— Назовите грибы, которые вы знаете.
— Чем интересны грибы? (Это особая группа живой природы, которая не относится ни к растениям, ни к животным.)
(Слайд 4)
Рассказ учителя с опорой на материал в учебнике.
Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях.
Грибы имеют исключительно большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.
Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики — под соснами и елями. Подосиновики — под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы — лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.
— Прочитайте текст в учебнике на с. 112—113. (Слайд 5)
— Из каких частей состоит гриб? (Из шляпки, ножки, грибницы.) (Учитель рисует на доске схему строения гриба. Ученики показывают на ней все части гриба.)
— Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)
— Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)
— Чему способствуют грибы? (Разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)
— Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? (Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)
— На какие две группы можно разделить грибы? (На съедобные и несъедобные.)
— Назовите съедобные грибы.
— Назовите несъедобные грибы.
— Как различить съедобные и несъедобные грибы?
— Пользуясь текстом учебника на с. 114, сравните съедобные и несъедобные грибы. Запомните их отличительные признаки.
(Работа ведется в парах.)
— Кто из вас ходил в лес за грибами?
— Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь.)
— Назовите самые ядовитые грибы. (Бледная поганка, мухомор, лепиота, волнушка розовая и др.)
— Как узнать самый ядовитый гриб — бледную поганку? (Ее отличительные признаки — кольцо на ножке, «чашечка» у основания и белый цвет пластинок шляпки.)
— Какие меры предосторожности нужно принять, чтоб в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов? Давайте составим памятку. (Слайд 7)
1. Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.
2. Если гриб тебе незнаком, спроси у более опытных грибников.
3. Гриб надо срезать ножом.
4. Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженное оболочкой (как, например, у мухомора), и не пробуй их на вкус.
5. Придя домой, еще раз пересмотри все грибы: может, в лесу ты что-то не заметил.
6. Не собирай и не ешь перезрелые, ослизлые, червивые, испорченные грибы.
7. Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, — лучше его не брать.
— Прочитайте в учебнике правила сбора грибов на с. 115.
— Дополните нашу памятку.
(Ученики выступают с устными сообщениями на темы «Трутовик», «Дрожжи», «Бледная поганка».)
V. Физкультминутка (Слайд 7)
«По грибы»
Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)
Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг - (скрестные движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)
Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 54).
— Прочитайте задание.
— Нарисуйте схему строения гриба. Подпишите его части. (После выполнения задания проводится взаимопроверка по учебнику.)
№2 (с. 55).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Назовите грибы, которые изображены.
— Почему они занесены в Красную книгу?
— Найдите рисунок этих грибов в учебнике на с. 113. Раскрасьте грибы в рабочей тетради.
— Какие еще грибы занесены в Красную книгу?
№3(с.55).
— Прочитайте задание. Запишите по три примера съедобных и несъедобных грибов.
(После выполнения задания проводится проверка.)
VII. Рефлексия
Игра «Доскажи словечко»
Осень в гости к нам пришла,
Лес раскрасив не спеша.
А в траве пошли грибы —
Их назвать поможешь ты?
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью,
Мудрый бородач, старик,
Житель бора — ... (боровик).
Ломкий красочный грибок
Выбрал мягкий уголок.
Как принцесса Белоснежка,
Нас встречает... (сыроежка).
Средь сосенок, среди елок
Вырос крепенький ребенок.
Он от шляпки до штанишек
Ярко-рыжий. Это... (рыжик).
В шляпе розовой мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления... (волнушка).
На короткой полной ножке
Он поднялся у дорожки.
Цвет его наводит грусть,
Но хорош в соленье ... (груздь).
Л. Герасимова
- Итак, грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы играют большую роль в жизни леса. К ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные.
VIII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке? Из чего состоит гриб?
- Что такое грибница? Какие правила сбора грибов вы выполняете?
Домашнее задание (Слайд 8)
1. Учебник: прочитать текст на с. 112-116, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 116.
2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 55).
7