СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "В царстве грибов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является, познакомить учащихся 3 класса с размножением и развитием грибов, формировать у обучающихся представлений о царстве грибов, научить распознавать съедобные и несъедобные грибы (в том числе Крыма).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру. Тема: "В царстве грибов".»


Учитель: Ведерина Ирина Александровна

Класс: 3.

Предмет: Окружающий мир.

Тема: В царстве грибов.

Цель: познакомить с размножением и развитием грибов, формировать у обучающихся представлений о царстве грибов.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, разли­чать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы; имеют представление о понятии «царство грибов», умеют рисовать схему строения грибов; знают о группах грибов – съедобные и несъедобные; отличают грибы-двойники; составляют правила сбора грибов; повторение понятий о живой и неживой природе, царства животных и царства растений.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с задачами, умеют вести диалог, активно работают в парах и группах, проявляют инициативу и активность на уроке.

Познавательные: находят информацию в учебнике, проводят сравнение и осуществляют анализ объектов, обобщают и делают выводы.

Регулятивные: по названию темы формулируют проблему и цель, принимают учебную задачу и сохраняют её на протяжении всего урока, планируют учебную деятельность, контролируют и оценивают результаты своей работы по выбранным критериям.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): осознают важность взаимосвязи в живой природе, проявляют интерес к изучению новой темы.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку.

Образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир» 3 класс А. А. Плешакова; рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс А. А. Плешакова.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

  • Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

— Вспомните, какая бывает природа. (Живая и неживая.)

— Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце и др.)

— А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы и др.)

— Назовите признаки жизни. (Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть.)

— О каких животных России, занесенных в Красную книгу, вы приготовили сообщения?

(Заслушиваются выступления нескольких учеников.)

III. Самоопределение к деятельности. (Слайд 2)

— Отгадайте загадку.

Я под шапкой цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб.)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о царстве грибов.

IV. Работа по теме урока (Слайд 3)

  • Беседа

— Назовите грибы, которые вы знаете.

— Чем интересны грибы? (Это особая группа живой природы, которая не относится ни к растениям, ни к животным.)



(Слайд 4)

Рассказ учителя с опорой на материал в учебнике.

Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях.

Грибы имеют исключительно большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики — под соснами и елями. Подосиновики — под оси­ной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вы­рубки, валежник. Эти грибы — лесные санитары. Они перераба­тывают мертвую древесину и очищают лес.

— Прочитайте текст в учебнике на с. 112—113. (Слайд 5)

— Из каких частей состоит гриб? (Из шляпки, ножки, грибницы.) (Учитель рисует на доске схему строения гриба. Ученики по­казывают на ней все части гриба.)

— Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)

— Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с рас­творенными в ней питательными веществами.)

— Чему способствуют грибы? (Разрушению остатков организ­мов и образованию перегноя.)

— Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? (Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)


  • Съедобные и несъедобные грибы(Слайд 6)

— На какие две группы можно разделить грибы? (На съедобные и несъедобные.)

— Назовите съедобные грибы.

— Назовите несъедобные грибы.

— Как различить съедобные и несъедобные грибы?

— Пользуясь текстом учебника на с. 114, сравните съедобные и несъедобные грибы. Запомните их отличительные при­знаки.

(Работа ведется в парах.)

  • Правила сбора грибов

— Кто из вас ходил в лес за грибами?

— Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь.)

— Назовите самые ядовитые грибы. (Бледная поганка, мухомор, лепиота, волнушка розовая и др.)

— Как узнать самый ядовитый гриб — бледную поганку? (Ее отличительные признаки — кольцо на ножке, «чашечка» у ос­нования и белый цвет пластинок шляпки.)

— Какие меры предосторожности нужно принять, чтоб в ва­шей корзинке не оказалось ядовитых грибов? Давайте со­ставим памятку. (Слайд 7)

1. Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.

2. Если гриб тебе незнаком, спроси у более опытных гриб­ников.

3. Гриб надо срезать ножом.

4. Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженное обо­лочкой (как, например, у мухомора), и не пробуй их на вкус.

5. Придя домой, еще раз пересмотри все грибы: может, в лесу ты что-то не заметил.

6. Не собирай и не ешь перезрелые, ослизлые, червивые, ис­порченные грибы.

7. Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, — лучше его не брать.

— Прочитайте в учебнике правила сбора грибов на с. 115.

— Дополните нашу памятку.

(Ученики выступают с устными сообщениями на темы «Тру­товик», «Дрожжи», «Бледная поганка».)

V. Физкультминутка (Слайд 7)

«По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)

Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг - (скрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)


VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 54).

— Прочитайте задание.

— Нарисуйте схему строения гриба. Подпишите его части. (После выполнения задания проводится взаимопроверка по учебнику.)

2 (с. 55).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Назовите гри­бы, которые изображены.

— Почему они занесены в Красную книгу?

— Найдите рисунок этих грибов в учебнике на с. 113. Рас­красьте грибы в рабочей тетради.

— Какие еще грибы занесены в Красную книгу?

3(с.55).

— Прочитайте задание. Запишите по три примера съедобных и несъедобных грибов.

(После выполнения задания проводится проверка.)


VII. Рефлексия


Игра «Доскажи словечко»

Осень в гости к нам пришла,

Лес раскрасив не спеша.

А в траве пошли грибы —

Их назвать поможешь ты?

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью,

Мудрый бородач, старик,

Житель бора — ... (боровик).

Ломкий красочный грибок

Выбрал мягкий уголок.

Как принцесса Белоснежка,

Нас встречает... (сыроежка).

Средь сосенок, среди елок

Вырос крепенький ребенок.

Он от шляпки до штанишек

Ярко-рыжий. Это... (рыжик).

В шляпе розовой мохнатой,

Но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко,

Для соления... (волнушка).

На короткой полной ножке

Он поднялся у дорожки.

Цвет его наводит грусть,

Но хорош в соленье ... (груздь).

Л. Герасимова



- Итак, грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы играют большую роль в жиз­ни леса. К ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные.


VIII. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке? Из чего состоит гриб?

- Что такое грибница? Какие правила сбора грибов вы выполняете?


Домашнее задание (Слайд 8)

1. Учебник: прочитать текст на с. 112-116, ответить на во­просы раздела «Проверь себя» на с. 116.

2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 55).



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!