Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Фиксация результатов | Планируемые результаты УУД |
1.Самоопределение к деятельности | -Здравствуйте ребята. Проверьте всё ли готово для урока? (учебник, тетрадь, пенал). -Сегодня на уроке мы отправимся в небольшое путешествие, а помогать в пути нам будут наши помощники, кто они? -А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, послушав музыку (фрагмент «Звуки леса»). И так куда мы отправляемся? -Верно, мы отправляемся в лес. Как вы догадались? -С каким настроением вы туда отправляетесь: выберите смайл, который подходит под ваше настроение сейчас. | Проверяют свою готовность -Муравей вопросик, мудрая черепаха -Мы отправляемся в лес. -Услышали пение птиц. Выбирают смайл | Слайд 2 | Регулятивные УУД (формирование умения планировать, контролировать свою деятельность.) Личностные УУД (социальные компетенции, личностные качества) Коммуникативные УУД (умение вступать в диалог, излагать своё мнение) |
2.Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний | -Ребята, что нас окружает вокруг (слайд 1)? -Какие царства живой природы мы с вами наблюдаем? -Мудрая черепаха подготовила для вас загадку ещё об одном царстве живой природы: Землю пробуравил, Грибницу оставил, На ножке явился, И шляпкой прикрылся | -Живая и неживая природа -Растения, животные -Гриб | Слайд 3 Слайд 4 | Коммуникативные УУД (умение излагать свое мнение, аргументировать его) Личностные УУД (сформированность мотивации к обучению) |
3. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока | -Ребята, как вы думаете, о каком царстве живой природы мы будем говорить сегодня на уроке? -Зачем нам знакомится с этим царством? | -Царство грибов -Чтобы знать: какое строение имеют грибы; для чего нужны грибы; какие бывают грибы; чем грибы отличаются от растений и животных | Слайд 5 Фиксация задач на доске | Регулятивные УУД (определять и формулировать цель, задачи урока с помощью учителя) Коммуникативные УУД (слушать мнения других, высказывать своё собственное) |
4.Решение учебных задач, изучение нового | - Наши леса славятся грибами, а кто из вас с родителями ходил за грибами? -Ребята у вас на столах таблица с вопросами, на которые нужно ответить «да или нет». Выскажите своё предположение до изучения темы «В царстве грибов» -Вызвали какие-то вопросы затруднение? На какие из них вы хотели бы получить ответ? Отложите листы с таблицей, к ней мы вернёмся в конце урока. - А теперь поработает в группах. Перед каждой группой картинка с изображением гриба. Вспомните название каждой части, подпишите её. Вам поможет загадка мудрой черепахи Землю пробуравил, Грибницу оставил, На ножке явился, И шляпкой прикрылся Откроем учебник, сравним строение гриба со схемой в учебнике | (Свободные высказывания детей) (Отвечают на вопросы таблицы до изучения темы) | до изучения | после изучения | Грибы размножаются спорами? | | | У гриба есть грибница? | | | Грибы сами могут производить для себя питательные веществ, как растения? | | | Грибы могут передвигаться также как животные? | | | Грибы нуждаются в охране? | | | Грибы нужны животным? | | | (Свободные высказывания детей) Работают в группах, подписывают части гриба 3- шляпка, 2- ножка, 1- грибница Сравнивают со схемой в учебнике | Слайд 6 Слайд 7 | Коммуникативные УУД (слушать мнения других, высказывать своё собственное; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности) Регулятивные УУД (прогнозирование; самоконтроль) Познавательные УУД (умение анализировать, сравнивать информацию; добывать информацию из источника; умение работать с таблицей) Личностные УУД (готовность к саморазвитию) |
5. Практическая работа, закрепление | - Ребята, у вас на партах лежат заготовки цветной бумаги, клей. Как вы думаете, какое задание мы выполним? Верно, в технике «оригами» выполним модель гриба. Нам поможет схема, которая так же лежит перед вами. (Приложение 1) -С какой задачей урока вы справились? | -Из заготовок цветной бумаги мы сделаем гриб. Пользуясь схемой, делают модель гриба, ещё раз проговаривая части гриба. (Приложение 1) -Познакомились со строение грибов. | Слайд 8 | Коммуникативные УУД (умение слушать, слышать других; высказывать своё собственное мнение) Регулятивные УУД (прогнозирование, умение работать по плану; принимать и сохранять цель урока) Познавательные УУД (умение работать со схемой; сравнивать) |
6.Решение учебных задач, изучение нового | -Интересные факты о жизни грибов сообщает вам мудрая черепаха. (Приложение 2). Прочитай информацию на карточке, когда будешь читать отметь значком (v) – известную тебе информацию, (+) – новое для тебя знание, (-) – думал иначе, (?) – то, что осталось непонятным, есть вопросы. После того, как прочитали, заполните таблицу. Давайте обсудим то, что у вас получилось. - Многие из вас отметили в столбце «новое знание» информацию о том, что 1984 году 20 видов грибов было занесено в Красную книгу России. Ваши одноклассники подготовили сообщение о некоторых грибах из Красной книги, дадим им слово. -С какой учебной задачей справились? | Работают с текстом, отмечают информацию в соответствии заданием (v) уже знал | (+) новое знание | (-) думал иначе | (?) есть вопросы | | | | | Задают вопросы, которые возникли. Обсуждение таблиц. Читают доклады о грибах из Красной книги (Грифола курчавая, Решеточник красный) -Узнали, чем грибы отличаются от животных и растений. Узнали, зачем нужны грибы. | Слайд 9 Слайд 10-11 | Коммуникативные УУД (умение слушать других; умение высказывать своё мнение; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности) Регулятивные УУД (умение работать по алгоритму; умение работать с таблицей; принимать, сохранять цель урока; самоконтроль) Познавательные УУД (умение добывать информацию из источника; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; анализ информации, классификация) |
| - Ребята, на слайде зашифрована поговорка. Вам нужно её расшифровать. «Всякийгрибврукиберут,даневсякийвкузовоккладут» - Как понимаете поговорку? -Какие еще пословицы и поговорки о грибах вы знаете? На доске две корзины. Следует вопрос, почему корзины две? -Сейчас вы поработаете в группах. (Каждая группа получает картинки с изображением грибов и две корзины Приложение 2). С помощью загадок вы определите, какой гриб пришёл к нам на урок, узнаете его на картинке и поместите в нужную корзину. Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту – Зовусь я ……………(подосиновик). Не спорю, не белый Я, братцы, попроще… Расту я обычно В березовой роще. (Подберезовик) В красно-белой шляпке, Расту в лесу, ребятки, Поднимают люди ор: - Гляньте, это ж ….. (мухомор). Нет грибов дружней, чем эти – Знают взрослые и дети. На пеньках растем в лесу, Как веснушки на носу. (Опята) Очень дружные сестрички Ходят в рыженьких беретах. Осень в лес приносят летом Золотистые … (лисички). Бледная она стоит, У неё съедобный вид. Принесёшь домой – беда, Будет ядом та еда. Знай, что этот гриб - обманка, Враг наш – бледная (поганка) Слайд 21-22: Сообщение о мухоморе, бледной поганке. -С какой задачей урока справились? | Расшифровывают поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут» - Из всех найденных грибов, в корзину кладут только съедобные грибы. -«Назвался груздем – полезай в кузов», «Незнакомый гриб – не твой гриб». -Грибы делят на 2 группы: съедобные и несъедобные. В группе отгадывают загадки учителя, находят картинку с грибом и кладут в корзину с надписью «съедобные» или «несъедобные» грибы. 1 корзина: подосиновик, подберёзовик, опята, лисички. 2 корзина: мухомор, бледная поганка -Узнали, какие бывают грибы. | Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 - 19 Слайд 20-21 | |
7. Физминутка, закрепление | Игра съедобные - несъедобные грибы (съедобные грибы кладём в корзину, за несъедобными не наклоняемся) Зайчик шёл, шёл, боровик нашёл (ходьба на месте). Поднял грибок. Положил в кузовок (Наклоны) и т.д. | В игровой форме повторяют названия съедобных и несъедобных грибов | | Регулятивные УУД (самоконтроль) |
8.Решение учебной задачи, закрепление | - Многие из вас говорили, что ходили в лес за грибами. Какие правила по сбору грибов нужно знать грибнику? Работая в группах, составьте памятку «Как собирать грибы». Результат своей работы представьте классу. | В группах составляют памятку «Как собирать грибы» (Примерная памятка 1.Собирай только те грибы, которые знаешь. Ведь среди грибов много ядовитых. 2.Если гриб тебе не знаком, спроси у более опытных грибников. 3. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Так как грибница может высохнуть, оказавшись под солнечными лучами. 4.Гриб надо срезать ножом. 5.Не бери старые грибы, в них может быть опасный для человека яд. 6. Не собирай грибы возле дорог, промышленных предприятий. В грибах могут накапливаться вредные вещества. ) | | Коммуникативные УУД (умение слушать других; умение высказывать своё мнение; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение презентовать свою работу) Регулятивные УУД (планирование) Познавательные УУД (умение обобщать, анализировать информацию; делать выводы) |
9. Рефлексия | В начале урока мы с вами отвечали на вопросы таблицы. Вернёмся к этим вопросам, заполним второй столбик «после изучения темы» -На все ли вопросы вы смогли ответить сейчас? -Ребята, каждый из вас выберет начало предложения, а закончить его нужно самому. 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… -Оцените свои ощущения после урока с помощью фразеологического оборота: «каша в голове» «ни в зуб ногой» «светлая голова». -Ребята, а с каким настроением вы заканчиваете данный урок? Выберите смайл, который подходит под ваше настроение. | (Отвечают на вопросы таблицы после изучения после темы) Ответы детей. | до изучения | после изучения | Грибы размножаются спорами? | | | У гриба есть грибница? | | | Грибы сами могут производить для себя питательные веществ, как растения? | | | Грибы могут передвигаться также как животные? | | | Грибы нуждаются в охране? | | | Грибы нужны животным? | | | По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. Выбирают фразеологизм, который подходит. Выбирают смайл – настроение, прикрепляют его на доску. | Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 | Коммуникативные УУД (умение слушать других; высказывание своей точки зрения) Регулятивные УУД (умение сохранять цель урока; самоконтроль; самооценка; умение работать с таблицей) |
Домашнее задание | Записать в словарь: грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы. Составление «Синквейна» по теме грибы. | | | |
Шляпка и ножка – это ПЛОДОВОЕ ТЕЛО гриба. В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. Сам гриб скрыт под землёй. ГРИБНИЦА и есть сам гриб! Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны: тепло, воздух и влага. Грибница растёт более 100, а плодовое тело гриба появляется лишь на 3-7 дней. Грибы не могут производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. Грибы способствуют образованию перегноя.
Грибы тесно связаны с деревьями. Грибница срастается с корнями деревьев и помогает всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают питательные вещества, которые растения производятся на свету.
А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные (белки, зайцы, лоси). В отличие от животных, грибы не передвигаются.
Также грибы нуждаются в охране. В 1984 году 20 видов грибов было занесено в Красную книгу России.