СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме " «Общее знакомство с организмом человека. Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме " «Общее знакомство с организмом человека. Клетка – основа строения и роста живых организмов»»

Конспект урока

по окружающему миру в 3 классе

Тема «Общее знакомство с организмом человека. Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Учитель начальных классов СП «Супершкола» ИП Шипарева К.В.

Леонтьева Ирина Ивановна

Цели: установить взаимосвязь и взаимообусловленность форм и функций органов; познакомить с клеткой – основой строения и роста живых организмов – и видами клеток.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, личностно-ориентированные технологии.

Формируемые УУД:

познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; 

коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 

регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; 

личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Оборудование: презентация «Организм человека», микроскоп, препарат «кожица лука», карточки с заданием для работы в группах.

Ход урока

I. Актуализация знаний

– Дома вы заполняли таблицу в рабочей тетради. Как отличались средства передвижения древнего человека от средств передвижения современного человека? Почему?

– О каких изобретениях вы подготовили сообщения дополнительно? (Выслушиваются сообщения детей.)

И т о г.

– Какое, на ваш взгляд, изобретение самое важное? (Рассуждения детей, подвести к выводу о том, что изобретения важны для жизни человека, но изобретение колеса считается самым значительным изобретением человечества.)

II. Освоение новых знаний

1. В в е д е н и е в т е м у у р о к а.

– Человек живёт в окружающем его мире. Он – часть этого мира. Можно ли человека считать частью природы? Докажите.

– Являясь частью самой природы, человек создаёт для себя условия, в которых он себя чувствует комфортно, к примеру, изобретает, для того чтобы облегчить свой труд. Человек стремится совершенствовать мир вокруг себя и самого себя в этом мире.

Человек всегда стремился познать себя и свой организм.

– Как вы думаете, для чего? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

– Какие органы человека вы знаете? (Рассматривают плакат «Организм человека» и разгадывают кроссворд, начерченный на доске.)

Учитель показывает на плакате органы, дети заполняют кроссворд.



Загадки

Сердце

День и ночь стучит оно

Словно заведено

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук


У меня в груди, вот тут,

Слышишь, часики идут!

Звук их радостен и тих.

Только кто заводит их?

Легкие

Два воздушных шарика у тебя внутри.

Ты, наверно, знаешь их. Быстро назови.


Головной мозг

Ни на меру, ни на вес, но у всех людей он есть.

Что на свете всего быстрее? (мысль)

Желудок

Этот орган нам необходим для переваривания пищи. Он похож на мешочек. В нем пища переваривается, а питательные вещества попадают из него в кровь.

Висит мешочек небольшой –
То полный, то пустой.
В него вагончики бегут,
Пищу, жидкости везут.
Кипит работа целый день,
Нам помогать ему не лень.
Готовит пищу, нас питает,
А что не нужно – выгоняет.

Печень

Чудо фабрика у нас,

Очищает кровь и газ.

Яды все она съедает

К сердцу их не отпускает


Почки

Две фасолины висят,
Ненужные вещества пропускают
И удалять их помогают.






  1. Желудок. 2. Сердце. 3. Лёгкие. 4. Глаз. 5. Печень. 6. Почки. 7. Зубы. 8. Мозг.

К л ю ч е в о е с л о в о – ОРГАНИЗМ.

– Как вы понимаете, что такое организм человека?

В ходе рассуждений детей приходим к выводу: организм – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое – тело человека.

– Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник». (Рабочая тетрадь.)

Люди с древнейших времён пытались изучать свой организм. В истории науки есть такой пример. Триста шестьдесят лет назад английский студент-медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее устройство человека, вскрывать трупы. В те времена трогать умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался, угрожала казнь: его сжигали на костре как колдуна. Гарвею тайно приходилось вырывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома.

Вот так, рискуя собственными жизнями, люди изучали свой организм.

– Как вы думаете, изменился ли ваш рост и вес с момента рождения?

– А почему вы выросли? (Потому что наш организм состоит из клеток.)

2. О б ъ я в л е н и е т е м ы у р о к а.

– Тема сегодняшнего урока «Клетка – основа строения и роста живых организмов».

– Как вы считаете, что будет главным на уроке? (Изучение клетки.)

– Все наши органы составлены из бесчисленного множества мельчайших живых частиц – клеток.

III. Практика под руководством учителя

1. Д е м о н с т р а ц и я под микроскопом препарата «Кожица лука».

– Что вы видите под микроскопом? (Клетки так малы, что невооруженным глазом их не разглядишь.)

– Впервые клетку живого организма увидел в XVII веке ученый Антони ван Левенгук, который стал изобретателем первого микроскопа.

– Каково же строение клетки? Посмотрите схему в учебнике на с. 20.

– Из каких основных частей состоит клетка? (Ядро, цитоплазма, оболочка.)

2. Р а б о т а в г р у п п а х.

З а д а н и е: прочитать текст в учебнике, с. 20–23, и найти ответы на вопросы.

Учитель раздаёт карточки по группам с заданиями:

1-я г р у п п а: Все ли клетки имеют очень маленькие размеры? Если нет, докажите свой ответ примерами.

2-я г р у п п а: Докажите, что клетка – живой организм.

3-я г р у п п а. Как вы думаете, что такое куриное яйцо?

4-я г р у п п а. Все ли клетки одинаковы?

5-я г р у п п а. В среднем человек живёт 70 лет, верно ли утверждение, что и возраст клетки такой же, как у человека?

6-я г р у п п а. Почему необходимо вести подвижный образ жизни, занимаясь физическими упражнениями?

П р о в е р к а.

IV. Итог урока

Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.

– Что было главным на уроке?

– Выполнили мы поставленные учебные задачи?

– Какие открытия вы сегодня для себя сделали?

– О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?

Домашнее задание

Задания в рабочей тетради.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Клетки – основа организмов

Все живые организмы состоят из клеток. Только вирусы – возбудители некоторых инфекционных болезней (например, гриппа, кори, оспы) – не являются сами клетками и не состоят из клеток. Но размножаться они могут лишь в живой клетке.

Клетка впервые была открыта английским физиком Р. Гуком в 1665 г. Гук конструировал микроскопы, которые давали увеличение в 140 раз. Однажды при исследовании тонких срезов пробки он увидел, что вся пробка состоит из ячеек. Это и были клетки. Но в описаниях Гука не было даже намека на представление о клетке как об основной структурной единице любого живого организма.

Только почти через 200 лет, в 1834 г., русским учёным П. Ф. Горяниновым была выдвинута идея о всеобщей закономерности строения и развития растений и животных, о клетке как основной структурной единице любого живого организма.

Скопления клеток составляют ткани, которые в ходе роста и развития могут изменяться. Эта идея нашла свое подтверждение в трудах немецких ученых XIX в. – ботаника М. Шлейдена и зоолога Т. Шванна, которые, собрав уже накопившийся к тому времени большой фактический материал, сформулировали клеточную теорию строения растений и животных.

Клеточная теория – важнейшее открытие в истории науки.

Изучая различные живые ткани, ученые убеждались, что все живое состоит из клеток. В последние годы с помощью электронных микроскопов, дающих увеличение в сто тысяч раз, стало возможным изучение внутреннего строения клетки. Хотя клетка и считается простейшей структурной единицей живого существа, сама по себе она представляет очень сложную систему. В клетке происходит обмен веществ, превращение энергии, биосинтез; она обладает способностью к размножению, раздражимостью, то есть может реагировать на изменение условий среды.

В организме человека есть самые различные клетки, отличающиеся друг от друга структурой и функцией. Например, клетки, из которых состоят мышцы, удлиненные, в них есть особые нити (фибриллы), способные сокращаться. Клетки кожи (эпителиальная ткань) напоминают удлиненные кубики. Жировые клетки круглые, они содержат капли жира.

Все клетки растительного и животного мира, несмотря на их различия, имеют сходное строение. У них всегда есть более плотный наружный слой – плазматическая мембрана, или оболочка, цитоплазма, где происходят химические процессы, и ядро.