Конспект урока
по окружающему миру в 3 классе
Тема «Общее знакомство с организмом человека. Клетка – основа строения и роста живых организмов»
Учитель начальных классов СП «Супершкола» ИП Шипарева К.В.
Леонтьева Ирина Ивановна
Цели: установить взаимосвязь и взаимообусловленность форм и функций органов; познакомить с клеткой – основой строения и роста живых организмов – и видами клеток.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, личностно-ориентированные технологии.
Формируемые УУД:
познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций;
коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;
личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.
Оборудование: презентация «Организм человека», микроскоп, препарат «кожица лука», карточки с заданием для работы в группах.
Ход урока
I. Актуализация знаний
– Дома вы заполняли таблицу в рабочей тетради. Как отличались средства передвижения древнего человека от средств передвижения современного человека? Почему?
– О каких изобретениях вы подготовили сообщения дополнительно? (Выслушиваются сообщения детей.)
И т о г.
– Какое, на ваш взгляд, изобретение самое важное? (Рассуждения детей, подвести к выводу о том, что изобретения важны для жизни человека, но изобретение колеса считается самым значительным изобретением человечества.)
II. Освоение новых знаний
1. В в е д е н и е в т е м у у р о к а.
– Человек живёт в окружающем его мире. Он – часть этого мира. Можно ли человека считать частью природы? Докажите.
– Являясь частью самой природы, человек создаёт для себя условия, в которых он себя чувствует комфортно, к примеру, изобретает, для того чтобы облегчить свой труд. Человек стремится совершенствовать мир вокруг себя и самого себя в этом мире.
Человек всегда стремился познать себя и свой организм.
– Как вы думаете, для чего? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
– Какие органы человека вы знаете? (Рассматривают плакат «Организм человека» и разгадывают кроссворд, начерченный на доске.)
Учитель показывает на плакате органы, дети заполняют кроссворд.
Загадки
Сердце |
День и ночь стучит оно Словно заведено Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук | У меня в груди, вот тут, Слышишь, часики идут! Звук их радостен и тих. Только кто заводит их? |
Легкие |
Два воздушных шарика у тебя внутри. Ты, наверно, знаешь их. Быстро назови. | |
Головной мозг |
Ни на меру, ни на вес, но у всех людей он есть. | Что на свете всего быстрее? (мысль) |
Желудок |
Этот орган нам необходим для переваривания пищи. Он похож на мешочек. В нем пища переваривается, а питательные вещества попадают из него в кровь. | Висит мешочек небольшой – То полный, то пустой. В него вагончики бегут, Пищу, жидкости везут. Кипит работа целый день, Нам помогать ему не лень. Готовит пищу, нас питает, А что не нужно – выгоняет. |
Печень |
Чудо фабрика у нас, Очищает кровь и газ. Яды все она съедает К сердцу их не отпускает | |
Почки |
Две фасолины висят, Ненужные вещества пропускают И удалять их помогают. | |
| |
Желудок. 2. Сердце. 3. Лёгкие. 4. Глаз. 5. Печень. 6. Почки. 7. Зубы. 8. Мозг.
К л ю ч е в о е с л о в о – ОРГАНИЗМ.
– Как вы понимаете, что такое организм человека?
В ходе рассуждений детей приходим к выводу: организм – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое – тело человека.
– Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник». (Рабочая тетрадь.)
Люди с древнейших времён пытались изучать свой организм. В истории науки есть такой пример. Триста шестьдесят лет назад английский студент-медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее устройство человека, вскрывать трупы. В те времена трогать умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался, угрожала казнь: его сжигали на костре как колдуна. Гарвею тайно приходилось вырывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома.
Вот так, рискуя собственными жизнями, люди изучали свой организм.
– Как вы думаете, изменился ли ваш рост и вес с момента рождения?
– А почему вы выросли? (Потому что наш организм состоит из клеток.)
2. О б ъ я в л е н и е т е м ы у р о к а.
– Тема сегодняшнего урока «Клетка – основа строения и роста живых организмов».
– Как вы считаете, что будет главным на уроке? (Изучение клетки.)
– Все наши органы составлены из бесчисленного множества мельчайших живых частиц – клеток.
III. Практика под руководством учителя
1. Д е м о н с т р а ц и я под микроскопом препарата «Кожица лука».
– Что вы видите под микроскопом? (Клетки так малы, что невооруженным глазом их не разглядишь.)
– Впервые клетку живого организма увидел в XVII веке ученый Антони ван Левенгук, который стал изобретателем первого микроскопа.
– Каково же строение клетки? Посмотрите схему в учебнике на с. 20.
– Из каких основных частей состоит клетка? (Ядро, цитоплазма, оболочка.)
2. Р а б о т а в г р у п п а х.
З а д а н и е: прочитать текст в учебнике, с. 20–23, и найти ответы на вопросы.
Учитель раздаёт карточки по группам с заданиями:
1-я г р у п п а: Все ли клетки имеют очень маленькие размеры? Если нет, докажите свой ответ примерами.
2-я г р у п п а: Докажите, что клетка – живой организм.
3-я г р у п п а. Как вы думаете, что такое куриное яйцо?
4-я г р у п п а. Все ли клетки одинаковы?
5-я г р у п п а. В среднем человек живёт 70 лет, верно ли утверждение, что и возраст клетки такой же, как у человека?
6-я г р у п п а. Почему необходимо вести подвижный образ жизни, занимаясь физическими упражнениями?
П р о в е р к а.
IV. Итог урока
Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.
– Что было главным на уроке?
– Выполнили мы поставленные учебные задачи?
– Какие открытия вы сегодня для себя сделали?
– О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?
Домашнее задание
Задания в рабочей тетради.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Клетки – основа организмов
Все живые организмы состоят из клеток. Только вирусы – возбудители некоторых инфекционных болезней (например, гриппа, кори, оспы) – не являются сами клетками и не состоят из клеток. Но размножаться они могут лишь в живой клетке.
Клетка впервые была открыта английским физиком Р. Гуком в 1665 г. Гук конструировал микроскопы, которые давали увеличение в 140 раз. Однажды при исследовании тонких срезов пробки он увидел, что вся пробка состоит из ячеек. Это и были клетки. Но в описаниях Гука не было даже намека на представление о клетке как об основной структурной единице любого живого организма.
Только почти через 200 лет, в 1834 г., русским учёным П. Ф. Горяниновым была выдвинута идея о всеобщей закономерности строения и развития растений и животных, о клетке как основной структурной единице любого живого организма.
Скопления клеток составляют ткани, которые в ходе роста и развития могут изменяться. Эта идея нашла свое подтверждение в трудах немецких ученых XIX в. – ботаника М. Шлейдена и зоолога Т. Шванна, которые, собрав уже накопившийся к тому времени большой фактический материал, сформулировали клеточную теорию строения растений и животных.
Клеточная теория – важнейшее открытие в истории науки.
Изучая различные живые ткани, ученые убеждались, что все живое состоит из клеток. В последние годы с помощью электронных микроскопов, дающих увеличение в сто тысяч раз, стало возможным изучение внутреннего строения клетки. Хотя клетка и считается простейшей структурной единицей живого существа, сама по себе она представляет очень сложную систему. В клетке происходит обмен веществ, превращение энергии, биосинтез; она обладает способностью к размножению, раздражимостью, то есть может реагировать на изменение условий среды.
В организме человека есть самые различные клетки, отличающиеся друг от друга структурой и функцией. Например, клетки, из которых состоят мышцы, удлиненные, в них есть особые нити (фибриллы), способные сокращаться. Клетки кожи (эпителиальная ткань) напоминают удлиненные кубики. Жировые клетки круглые, они содержат капли жира.
Все клетки растительного и животного мира, несмотря на их различия, имеют сходное строение. У них всегда есть более плотный наружный слой – плазматическая мембрана, или оболочка, цитоплазма, где происходят химические процессы, и ядро.