Предмет: окружающий мир
Тема урока: Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, узнают о составе почвы и значении перегноя, научатся выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений, работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), бережное отношение к национальному достоянию – почве.
Технологическая карта урока
Класс | 3 класс |
Автор УМК | А.А. Плешаков |
Тема урока | Урок – исследование «Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов» |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель урока | Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве, её составе, значении для живых организмов. Обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов. |
Задачи | Образовательные: формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли; выявить основные свойства почвы; установить состав почвы; Развивающие: выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой; делать выводы на основе проведённых опытов; развивать познавательный интерес, речь учащихся, мышление, наблюдательность; умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов. Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность; воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю. |
Формируемые УУД | Формировать УУД: Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать. |
Планируемые результаты | Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия. |
Оборудование | Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, чек-листы, компьютер. |
Ход урока
Этапы урока
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности
1мин
Актуализация знаний обучающихся.
Целеполагание.
4 мин
-По какому разделу мы продолжаем работу? (Эта удивительная природа)
-Полученные знания на предыдущих уроках нам помогут разгадать тему урока. Для этого возьмём телефоны зайдём на страницу «Онлайн тест- пад» на последнюю ссылку. Решаем кроссворд, определяем тему урока.
Применяют полученные знания при решение кроссворда.
Почва
Мы узнаем, что такое почва.
Узнаем ее состав.
Интересные факты о почве?
Кто живет в почве?
| | п | а | р | |
| в | о | д | а | |
| ч | а | с | т | и | ц | а |
к | р | у | г | о | в | о | р | о | т | | |
| и | с | п | а | р | е | н | и | е |
Состояние воды. (Пар.)
Одно из самых главных богатств на Земле. (Вода.)
То, из чего состоят тела. (Частица.)
Беспрерывный процесс в природе. (Круговорот.)
Что происходит с водой под действием солнечных лучей? (испарение)
-Какое слово у нас вышло? (почва)
Работа по теме уро
-Перед вами чек-лист (в нём указаны пошаговые действия на уроке).
1. Найди в учебнике на с.69 значение слова «почва».
-Как вы понимаете «плодородный слой земли»?
2. Выскажите гипотезу (предположение) и запишите в чек-лист.
Гипотеза: Почва является плодородной.
3. Изучите материал учебника с.68-70.
4. Выполните задание 1, 2 в РТ на с.36
5. Выполните Практическую работу «Исследуем состав почвы»
РТ с.37
Учебник с.69
Сделайте вывод.
Закрепите свои знания:
6. Выполните задание 1, 2 в РТ на с.36
7. Выполните задание 4 в РТ на с.38. Выполните взаимопроверку.
8. Выполните задание 5 в РТ на с.38. Выполните взаимопроверку.
9. Выполните тест на станице «Онлайн тест-пад»
Верхний плодородный слой земли.
Ответы учеников.
Воздух, вода, питательные вещества — соли
Итог урока
Результаты теста.
ДЗ
С.71 приготовить подробный пересказ о В,В.Докучаеве;
С.71 задания для домашней работы (на выбор)
Чек-лист
Тема «Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов»
Найди в учебнике на с.69 значение слова «почва».
Выскажите гипотезу (предположение) и запишите в чек-лист.
Гипотеза_(предположение)__________________________________________________________________________________
Изучите материал учебника с.68-70.
Выполните задание 1, 2 в РТ на с.36
Выполните Практическую работу «Исследуем состав почвы»
РТ с.37
Учебник с.69
Сделайте вывод __________________________________________________________________________________________________________
Закрепите свои знания:
Выполните задание 1, 2 в РТ на с.36
Выполните задание 4 в РТ на с.38. Выполните взаимопроверку.
Выполните задание 5 в РТ на с.38. Выполните взаимопроверку.
Выполните тест на станице «Онлайн тест-пад»
3