СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Система дыхания и кровообращения» (Программа Школа России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Система дыхания и кровообращения» (Программа Школа России)»



Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Система дыхания и кровообращения»

(Программа Школа России)


Цель урока: познакомить детей с особенностями строения и функционирования дыхательной и кровеносной системами человека


Планируемый результат:


Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем человека.

Знать о роли крови в организме человека, научиться измерять пульс.


Задачи урока:


1.Образовательные:

  • Сформировать представление об устройстве и функционировании дыхательной и кровеносной  систем их значении для организма человека.

  •  Учить вести наблюдения, делать выводы, анализировать и обобщать.

2.Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес изучению дыхательной и кровеносной систем организма человека

  • Продолжить формирование умений самостоятельной работы, самооценки

  • Развивать умение сравнивать и делать выводы.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать бережноеотношения к своему здоровью.

  • Продолжить формирование умений работать в коллективе и находить согласованные решения, умения высказывать собственное мнение и выслушать мнение других.


Тип урока: комбинированный


Оборудование: таблицы дыхательной и кровеносной систем человека, учебник для общеобразовательных учреждений  А.А. Плешакова Окружающий мир  3 класс, с приложением на электронном носителе «Просвещение»,  Москва, 2012., детская энциклопедия «Человеческое тело».


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Индивидуальные задания ( по карточкам)

Карточка 1

Подпиши органы пищеварительной системы человека, допиши на рисунке недостающий орган.

Карточка 2

В какой последовательности пища проходит по органам пищеварения? Пронумеруй.

Пищевод

Глотка

Кишечник

Ротовая полость

Желудок


Фронтальный опрос

- Какие питательные вещества человек получает с пищей?

-Из каких органов состоит пищеварительная система?

-Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?

-Расскажите о правилах рационального питания.


3. Самоопределение к деятельности

-Из чего состоит воздух?

-Какой газ необходим при дыхании?

- Закройте рот, зажмите нос, перестаньте дышать. Что вы почувствовали? (Недостаток кислорода, кислород перестал поступать к клеткам). Кто знает, что помогает разносить кислород по органам? (кровь).

-Определите тему урока. (Ответы детей).

-Сегодня мы будем говорить о дыхании и кровообращении.


4.Изучение нового материала

Беседа

Всю свою жизнь человек дышит — вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носо­вую полость, трахею и бронхи поступает в лёг­кие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислоро­дом и помогает удалять из организма углекислый газ. Как же это происходит?

(По таблице «Органы дыхания» учитель показывает носовую полость, трахею,бронхи, легкие, ученики делают подписи на рисунке в тетради)

-Посмотрите на таблицу, скажите, с какого органа начинается путь воздуха в организм?( с носовой полости)

Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством мелких ресничек. К ресничкам при дыхании из воздуха прилипают пылинки. Благодаря кровеносным сосудам в носовой полости жарко, как в духовке . Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло, которое по другому называется гортань. Гортань переходит в трахею. Трахея разветвляется на два бронха. Внутри они тоже покрыты крохотными ресничками. Эти влажные реснички захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. В лёгкие должен поступать только чистый воздух, вот бронхи и выполняют роль фильтра. Бронхи ведут в лёгкие.

Лёгкие представляют собой две большие губки. Они состоят из бесчисленного множества крохотных лёгочных пузырьков – альвеол. Всего в лёгких взрослого человека почти 300 млн. пузырьков. Если удалось бы расправить их оболочки и соединить вместе, то получилась бы такая огромная плёнка, что могла бы закрыть целиком волейбольную площадку площадью 100 кв. м. лёгкие непрерывно выполняют огромную работу. Если бы лёгкие перекачивали не воздух, а воду , то за одну ночь подняли бы полтонны воды на высоту второго этажа.


Работа по учебнику.

- Прочитайте в учебнике текст «О дыхании» с. 144-145.

- Как устроена и работает дыхательная система?

-Как выглядят трахея и бронхи?

- Из чего состоят лёгкие?

- Какова роль лёгочных пузырьков? (Забирают частицы кислорода и отдают частицы углекислого газа).

Движение крови

Легкие обогащают кровь кислородом. Дальше кровь несет этот кислород ко всем клеткам организма. (Кровь, богатая кислородом, красная, а кровь, богатая углекислым газом - синяя.) Сердце проталкивает кровь, отдыхает, опять протолкнет и опять отдыхает. Иначе не выдержать ему круглосуточной работы (показывают на слайде).

Сердце человека невелико. Это плотный мускульный мешочек размером немного больше кулака. Сожмите кулак - вот такое сердце бьётся у вас в груди. Ежедневно сердце прокачивает примерно 10 т крови, то есть целую цистерну, равную массе двух огромных слонов. Сердце имеет очень сложное строение, оно четырёхкамерное, т.е. состоит из четырёх отделов – двух желудочков и двух предсердий. Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы» - клапаны, которые открываются только в одну сторону.


 Практическая работа

- Рассмотрите рисунок в учебнике с. 146.

- Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца.

(Когда все ученики нащупают у себя пульс, учитель предлагает сосчитать количество ударов за 15 сек. Затем полученное число ударов умножают на четыре и получают результат за минуту).

- Результаты запишите в тетрадь

(Учитель предлагает присесть 10-15 раз, попрыгать, сделать наклоны, а затем снова посчитать пульс.) Результаты снова записывают в тетрадь

- Какой вывод можно сделать?

5. Закрепление изученного

- Допиши предложения.

- Трахея разделяется на ….(бронхи).

- При попадании крошек в дыхательные пути возникает …. (кашель).

- Главный орган кровеносной системы - ….. (сердце).

- Кровь ко всем органам приносит - …. (кислород и питательные вещества).


6. Рефлексия.

- Что было особенно интересным на уроке?

Оцените теперь свои знания в конце урока на полоске.

7. Подведение итогов.

- Назовите органы дыхательной системы.

- Назовите органы кровеносной системы.

- Чем снабжает организм дыхательная система?

- Чем обеспечивает организм кровеносная система?

- Почему необходимо соблюдать гигиену органов дыхания и  органов кровеносной системы?

8. Домашнее задание.

Прочитать текст на странице 144 – 146, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на странице 146.

9. Отметки.