Предмет: Окружающий мир 2 класс.
УМК: Перспектива
Тема: Весенние изменения в неживой природе.
Цель урока: Формировать знания признаков весны в неживой природе в
сравнении с зимними признаками; установить причину наступления весенних
изменений в неживой природе
Тип урока: Урок открытия нового знания
Представление о результатах:
Предметные результаты: знают о весенних изменениях в неживой природе;
умеют устанавливать взаимосвязи между объектами неживой природы; имеют
представление о природном явлении: половодье.
Познавательные УУД:
- умеют формулировать тему урока с помощью учителя, планировать свою работу;
- учатся искать информацию в учебнике, справочной литературе, словарях;
- учатся анализировать объекты и явления неживой природы с целью выделения
существенных и несущественных признаков;
- устанавливают причинно-следственные связи между объектами и явлениями
неживой природы;
- учатся высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую
этапу обучения;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками
результат своих действий;
- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами и группами;
- понимать задаваемые вопросы;
- выражать свою точку зрения;
- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Личностные УУД:
- уважают мнение одноклассников, формулируют собственное мнение и позицию,
отстаивают свою точку зрения в корректной форме;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Оборудование: УМК «Перспектива» по окружающему миру 2 класс, проектор,
компьютер.
1. Организационный этап.
- Ребята, проверьте готовность к уроку, настройтесь на активную работу. Сегодня солнышко радует нас теплом, надеюсь, что также тепло будет и в нашем классе. Желаю каждому успеха.
2. Мотивация к учебной деятельности.
(Входит девочка - весна.)
Пришла, улыбнулась
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Весна:
- Травы, деревья,
Цветы, просыпайтесь!
Птицы из дальних краев возвращайтесь!
Бабочки, пчелки, жуки- вылетайте!
Фею весеннюю вместе встречайте!
-Догадались , кто она?
Это девица... (Весна)
- Почему к нам на урок пришла весна? СЛАЙД 1: ВЕСНА
3. Проверка домашнего задания.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Давайте вспомним, какие старинные названия весенних месяцев знаете?
( таблички постепенно появляются на доске, дети объясняют значение названий)
Март | Апрель | Май |
Зимобор протальник | первоцвет снегогон | травень соловьиный месяц |
грачевник | солнечник | ранопашец |
-Да, наступила уже календарная весна.
- Верно ли, что существует весенний новый год?
В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта.
- Какой праздник по церковному календарю приходится на 14 марта?
(День святой Евдокии) ИКОНА ?
- Какие народные приметы связаны с этим днем?
ПРИМЕТЫ:
1. Капель с крыш – к теплому лету.
2. Метель 14 марта сулит затяжную весну и неурожай.
3. Если курочка из лужицы напьётся, весна будет ранняя.
- Поднимите солнышко те, кто не ошибается в названии весенних месяцев, тучку поднимут те, кто еще сомневается в своих знаниях.
3. Постановка цели и задач урока.
- Посмотрите на доску (на доске картинки солнца, облаков, капли воды, озеро, почва, дерево).
- Какая картинка лишняя? Почему? (дерево, т.к. является объектом живой природы)
- Что отличает живую природу от неживой? (Дышит, растет, питается, размножается)
- Кто догадался, какую природу будем изучать сегодня? СЛАЙД 1: НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
- Сформулируем тему урока. Весна в неживой природе.
- На какие вопросы будем отвечать сегодня? ( Что в неживой природе можно наблюдать весной? Почему происходят эти явления?).
-А еще должны научиться видеть эти явления в природе.
Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы объединимся в группы, чтобы найти ответ на эти вопросы.
УЧЕНЫЕ. ХУДОЖНИКИ. ЛИТЕРАТОРЫ.
Вспомните правила работы в группе: Слайд 2
1. Каждый работает на общий результат.
2.Один говорит, остальные слушают.
3. Несогласие высказываем вежливо.
Работа в парах. КАРТОЧКИ
- Обведите явления, которые относятся к весенним изменениям в природе.
Карточки для работы: Солнце светит ярче, увеличение светового дня, таяние снега, иней, дожди, почва оттаивает, ледостав, позёмка, вьюга, гололедица, уменьшение светового дня, ледоход, половодье, потепление.
После обсуждения в парах, предлагаю:
-Давайте обменяемся мнениями: каждая пара называет явление, названное явление не повторяем.
СЛАЙД 3:
Солнце светит ярче, увеличение светового дня, таяние снега, дожди, почва оттаивает, ледоход, половодье, потепление.
- Какие слова вызывали затруднение?
- Ваши предположения, что это?
- Как можем проверить? (посмотреть в учебнике, справочнике, словаре, книге)
Работа со словарем ( ледоход и половодье). УЧЕНЫЕ.
- Найдите в тексте учебника и зачитайте что такое ледоход? половодье? СТР. 63
Мы объяснили значение новых слов. Вернемся к перечню весенних изменений в неживой природе.
- Какова причина всех этих явлений? (Солнце светит ярче, т.к. Земля поменяла свое положение относительно Солнца)
- Что является следствием этого? (увеличение светового дня; потепление)
- К чему приводит потепление? (таяние снега, дожди, почва оттаивает, ледоход, половодье).
Организую фронтальную проверку. СЛАЙД 4
- Поднимите солнышко те, кто хорошо разобрался в причинах весенних изменений в неживой природе, тучку поднимут те, кто еще сомневается в своих знаниях. Что можно сделать для того, чтобы ошибок больше не было?
5. Физкультминутка. Вальс цветов. Ф. Шопен.Весна.
- Какое настроение после прослушивания произведения? (радостное, возвышенное)
- Какие звуки весны вы услышали? (капель, журчание ручьев).
6. Первичная проверка понимания
Организую работу в группах.
- Итак, мы ответили на вопрос какие изменения и почему происходят весной в природе.
- Теперь нам осталось научиться видеть эти явления в природе.
Каждая группа получает свое задание, после вашей работы мы поделимся результатами.
Задания для групп
Группа ученых.
- Задание для вашей группы. Знаете ли вы чем интересен день 21 марта? карточка (Энциклопедия) СЛАЙД 5
- Как раньше встречали весну в день весеннего равноденствия? ( Стр. 66-67).
Группа художников. Куинджи. Ранняя весна. распечатать СЛАЙД 6
- Попробуйте дать название картине, используя названия весенних явлений. (Таяние снега.) карточка.
- Какие весенние явления неживой природы вы видите на картине? ( Солнце светит ярче, небо голубое, таяние снега, почва оттаивает, ледоход).
- Как художнику удалось передать настроение? (С помощью цвета) класс
Группа литераторов. СЛАЙД 7
Е.А. Баратынский (стихотворение читает ребенок) распечатать.
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Прочитайте стихотворение.
- Какое настроение вызывает стихотворение? ( Радуется, восхищается) класс
-Какие весенние явления неживой природы описаны? ( Солнце слепит, небо лазурное, летают легкие облака, ручьи, ледоход) карточка.
Заслушиваются выступления от групп. Оценка.
- А сейчас посмотрим видеофрагмент. Ваша задача определить, что за явление происходит на видео.
ВИДЕОФРАГМЕНТ. Ледоход.
- Как происходит ледоход? ВОССТАНОВИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. Слайд 8
ЛЕД ПОДТАИВАЕТ У БЕРЕГОВ
ЛЕД С ТРЕСКОМ ЛОМАЕТСЯ
ЛЬДИНЫ ПЛЫВУТ ПО РЕКЕ
ПОЛОВОДЬЕ
(ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ)
- Как называется река в нашем городе?
- Она покрывается льдом зимой?
- Будет ли на ней ледоход?
Совсем скоро каникулы. У вас будет много свободного времени. Вы будете гулять и как раз понаблюдаете за ледоходом на реке Цна.
- Почему я показываю эту иллюстрацию. ( Ледоход - опасно!)
- Чем опасен ледоход? СЛАЙД 9.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА . ПЕРФОКАРТЫ.
Птицы прилетают с юга.
Появляются проталины.
Растаял снег.
Позёмка.
Листопад
Солнце светит чаще.
Земля покрылась снегом.
Почва становится мягче.
Появляется трава.
Становится теплее.
Птицы улетели на юг.
Реки выходят из берегов.
7.Итог урока.
- Перечислите весенние изменения происходящие в неживой природе?
8. Рефлексия. Слайд 10.
Мы закончили работу в группах. Оцените совместно работу своей группы.
- Если вы считаете, что вы работали дружно, выслушивали мнение всех участников, ответили на все вопросы – поднимите солнышко.
- Если вам было иногда трудно договариваться, некоторые ответы остались без ответа – поднимите тучку.
10. Домашнее задание.
Работа с текстом стр. 62-64.
Вопрос: почему снег в городе тает раньше, чем за городом?
Карточки .