1. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о явлениях в неживой природе. -Ребята, какая главная примета весны? Ответы детей: Потепление. - Назовите весенние явления в неживой природе. Ответы детей: Таяние снега, ледоход, половодье. - Что происходит с рекой, когда вода её переполняет? Таяние снега может вызывать не только половодье, но и большие наводнения, когда затапливаются и сносятся быстро несущейся водой целые селения и даже небольшие города. Особенно часто наводнения бывают на реках Сибири, так как они текут с юга на север. На юге начался ледоход, а севернее река не вскрылась, поэтому талая вода начинает идти поверх льда и затапливать всё вокруг. 2. Работа в группах. Сейчас мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Выберите лидера, который будет отвечать за работу в группе - Внимательно прочитайте задание. -Ваш источник информации - тетрадь. Что нужно сделать группе № 2? Составим алгоритм. (1.Прочитать вопросы. 2.Составить текст (повторы исключить).3.Заинтересовать рассказом. Вопросы при ответе читать не нужно.) Какова задача группы № 3? (Пользуясь учебником на странице 63-64, найти ответы на вопросы.) -Проверяем внимание класса. -Каким источником информации будут пользоваться ребята? -Значение, каких слов они будут объяснять? (Ледоход, половодье, наводнение. ) А у вас, ребята, группа № 4 проблемный вопрос. Источником будут иллюстрации и собственный опыт. (Читать задание, выполнять, работу используя учебник и свой жизненный опыт.) Начинайте работу. Вам дается 7 минут. 3. Проверка работы групп. 1 группа: Ответь на вопросы, пользуясь тетрадью (стр.34,№1): 1.Какая главная примета весны? 2. От чего зависит потепление? -Посмотрите, как меняется положение Солнца над линией горизонта. Ответы детей: Главная примета весны - потепление. Потепление зависит от наклона оси вращения Земли и положения Солнца над линией горизонта. Мы выбрали вторую иллюстрацию. - А, скажите, одинаково ли солнце светит во все весенние месяцы? Какой месяц весны самый холодный, а какой самый теплый? (на доске рисую солнышки под названием месяцев) Ответы детей: В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае теплее. - А какое небо весной? Ответы детей: Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака. - А какие осадки выпадают весной? Ответы детей: В марте – снег, в апреле – снег и дождь, в мае – дождь. - А бывают ли весной грозы? Когда? Ответы детей: Первая гроза бывает в мае. Вы отлично поработали! В награду - фрагмент картины (солнце). 2 группа: Составьте рассказ, давая полные ответы на вопросы: 1. Какая река протекает в нашей деревне? 2. Что происходит с рекой весной? главная примета весны; температура воздуха. Ответы детей: В нашей деревне протекает река Ошторминка. Главная примета весны - потепление, температура воздуха поднимается выше 00. На реке начинается таяние снега и движение льда. Это явление называется ледоход. 3. Как называется это природное явление? 4. Вы наблюдали это явление в природе? 5. Какое впечатление оно на Вас произвело? -Ребята, будьте осторожны во время ледохода. (Рассматривают картину ледохода в учебнике на ст. 64) Вы отлично поработали! В награду - фрагмент картины (облако). 3 группа: Пользуясь учебником на странице 63-64, найди ответы на вопросы: Что такое ледоход? Что такое половодье? Что такое наводнение? - А что происходит весной с почвой. Ответы детей: От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем. Ледоход – весной лёд на реке трескается, раскалывается на большие и маленькие льдины, которые быстро плывут по течению. Наводнение - когда затапливаются и сносятся быстро несущейся водой целые селения и даже небольшие города. Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной. Награда - фрагмент картины (сугроб). 4 группа: Подумай, почему снег раньше тает в городе, чем за городом? Ответы детей: Снег в городе тает раньше, потому, что он грязный, а черное нагревается быстрее, чем белое. В городе дороги посыпают солью и теплее, потому что под землей проходят трубы теплотрассы. Награда - фрагмент картины (подснежник). - А теперь мы подведем итог этой важной работы. - Ребята, чему мы учились на этом этапе? Ответы детей: Мы учились работать в группе: слушать и понимать других членов группы, оформлять свои мысли в устной форме. |