– Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей.) - А зачем люди путешествуют? ( ответы детей) Самоопределение к деятельности - Ребята, что я держу в руках? (кольцо) - Форму чего оно имеет ? ( окружности) - На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики) - Окружность – это что… ( Геометрическая фигура) - А что такое кольцо? (Украшение, символ единства, сближения) - Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…) - Золотое кольцо! В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом) - А когда употребляем это слово в переносном значении? ( ответы детей) - Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу) -- Ребята, а как называется наша страна? (Россия) - Значит, где находится Золотое кольцо о котором мы с вами говорим ? (В России) - Назовите тему урока. Открыв по очереди карточки на доске (слайд 1) Золотое кольцо России - Какова цель нашего урока? (Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства) - Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам. Откройте учебник на стр.84-85 и давайте прочитаем, и проверим, о чём же мы с вами будем говорить на уроках.(Читаем) - Ребята, послушайте стихотворение ( читает стихотворение наизусть подготовленный ученик) - Слушаем и на рабочих листах, которые лежат у вас на партах каждой группы, выполняем задание № 1, в таблице в первой колонке ставим (+) около названия города, если услышите его в стихотворении ( Приложение 1 ) Катись, катись, колечко, По краешку Земли, От Северного моря И голубой тайги, По рощам и долинам До волжских берегов, Где древняя Россия В названьях городов.. Владимир, тихий Углич, Залесский Переславль, Жемчужина России – Нарядный Ярославль. Ростов Великий, Суздаль И Сергиев Посад… Их имена как песня Народная звучат. Колечко золотое Скрепило города. Здесь матушка Россия, Здесь русский дух всегда! - Название каких городов встретились в стихотворении? -Мы совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию по знаменитому на весь мир туристическому маршруту по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры России». - Обратите внимание, что необходимо в любом путешествии - карта. ( на доске карта) Изучение нового материала. - Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов. Готовы? (Заранее подготовленные экскурсоводы - ученики по очереди отвечают.) - В путешествие мы отправимся из главного города нашей страны. Как он называется? (Москва) Покажите на карте столицу нашей Родины. ( на доске ) Москва (слайд 2) - Что мы знаем о Москве? Москва́ — столица Российской Федерации. Москва находится в центре России. Основан князем Юрием Долгоруким. Достопримечательности: Красная Площадь, Кремль, Храм Христа Спасителя, МГУ. (Слайды 3, 4) - О чем говорит эта дата - 1147 г.? ( учитель показывает на карточке 1147 г.) - Мы покидаем столицу нашей Родины – Москву и отправляемся дальше. -Следующий на нашем пути – Сергиев Посад. (Далее логические переходы между городами делает учитель.) Сергиев Посад (Слайд 5,6 ) Выступление учащегося (дети выходят к доске и открывают на доске листочки с названием города о котором будут рассказывать) - Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице – Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России «Музей игрушки», в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Учитель дополняет ответы детей и вместе подводят итог: - Сергиев Посад назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, основавшего крупнейший в России монастырь Троице-Сергиеву лавру. - Что означает слово «лавра»? ( ответы детей) - В рабочих листах выполняем задание № 2, записываем название города, в котором мы побывали и так делаем по каждому городу Золотого кольца России. - Из Сергиева – Посада мы попадаем в Переславль – Залесский. Переславль-Залесский (Слайды 7,8 ,9 ) Выступление учащегося Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо – Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Учитель дополняет ответы детей и вместе подводят итог: - Основан в 1152 г. на пересечении торговых путей князем Юрием Долгоруким. На Плещеевом озере проходили военные учения под руководством самого Петра I, основателя военного флота России. - На берегу какого озера расположен город Переславль-Залесский? ( ответы детей) - Затем наш путь лежит в Ростов Великий. - Кто подготовил информацию об этом городе? Ростов Великий (Слайды 10,11,12) Выступление учащегося Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова. Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. Учитель дополняет ответы детей и вместе подводят итог: - Один из древнейших русских городов. Известен с 862 года. ,своими колокольными перезвонами, также финифтью. - Что называют ростовской финифтью? ( ответы детей) - Следующая остановка – город Углич. - Кто познакомит нас этим городом? Углич ( слайд 13,14,15 ) Выступление учащегося Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы «Чайка». Вот чем славен этот город. Счастливой дороги! Учитель дополняет ответы детей и вместе подводят итог: - От какого слова произошло название города? ( ответы детей ) -Из Углича мы отправляемся в Ярославль Ярославль (16,17,18) Выступление учащегося – Это самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота. Учитель дополняет ответы детей и вместе подводят итог: - Кем основан город Ярославль? ( ответы детей) -Сейчас мы остановимся в городе – Кострома. Кострома (Слайд 19,20) Выступление учащегося Если посмотреть на план города Кострома, то можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский и Анастасиин монастыри. Учитель дополняет ответы детей и вместе подводят итог: - Основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году как крепость для защиты. - Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс. Плёс (слайд 24,25 ) Выступление учащегося Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник – Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И. И. Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. ( Показ репродукций И.Левитана). - Что привлекало художников в этом городе? - Мы отправляемся в Суздаль Суздаль (Слайд 26,27) Выступление учащегося – Суздаль - всемирно известный город – музей под открытым небом. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений. Учитель дополняет ответы детей и вместе подводят итог: -Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году и определил целый период в развитии русской национальной государственности и культуры. - Чем известен город Суздаль? ( ответы детей) - От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Владимир (Слайд 28,29,30) Выступление учащегося Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений Учитель дополняет ответы детей и вместе подводят итог: - В честь кого назван город Владимир? (ответы детей) - Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. - Ребята, ответьте на вопрос: -Почему кольцо? ( Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.) - Почему Золотое? ( ответы детей) Теперь проверим, как вы запомнили то, о чём мы говорили на уроке. 1. Игра Узнай город» (Слайды 31-35) Учитель показывает слайды с достопримечательностями городов. Дети называют город по его особенностям. 2. Работа в рабочих листах (Приложение1 - Задание № 3) - Напишите, какой город имеет такие достопримечательности 3. Составляем синквейн - что такое синквейн? (нерифмованное стихотворение , состоящее из 5 строк) Синквейн всегда состоит из пяти строк : Записывается существительное, отражающая основную мысль темы, сегодня , ребята мы нарушим традиционный синквейн и запишем словосочетание вместо существительного – золотое кольцо Записываем два прилагательных , которые выражают основную идею Записываем три глагола, которые обозначают действия внутри темы Записываем главную смысловую фразу темы Записываем существительное , которое служит заключением. Итог урока. - Наше путешествие подошло к концу. Все хорошо поработали, молодцы. - Ребята, предлагаю выбрать лучших по окружающему миру в каждой группе.( медальоны) Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске: Сегодня я узнал … Я научился … Мне захотелось … -подготовить сообщения о других городах, входящих в Золотое кольцо России, не изученных на уроке- город Иваново |