Этапы урока | Дидактические задачи этапа | Содержание материала урока (деятельность учителя, предполагаемые ответы учеников) | Методы и приёмы по каждому этапу и виду деятельности учащихся |
Мотивирование к учебной деятельности (1 минута) | психологически настроить детей на урок создать доброжелательную обстановку на уроке создать у школьников направленность на учебную работу | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. (Слайд №2) -Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. Вспомним, что вам необходимо на уроке окружающего мира? (Учебник по окружающему миру, рабочая тетрадь по окружающему миру и пенал с письменными принадлежностями). | Методы: словесный Приёмы: фронтальный ответ с места Деятельность учащихся: учащиеся приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (3 минуты) | осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение; определить границы знания и незнания; актуализировать опорные знания и изученные способы действий; подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания». | (Слайд №3) -На прошлом уроке вы начали путешествие по территории России. Мы продолжим путешествие. Каждый путешественник должен уметь ориентироваться с помощью карты. Покажем наши знания карты. Вспомним, моря каких океанов омывают берега нашей страны? (Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый) Какие моря относятся к Тихому океану? Покажите на карте. (Японское море, Берингово море, Охотское море) Что вы можете сказать о морях Тихого океана? (Моря Тихого океана довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.) Какие моря относятся к Атлантическому океану? (Балтийское море, Черное море, Аральское море) Что вы можете сказать о морях Атлантического океана? (Они особенно глубоко вдаются в сушу. Черное море теплое. Большая его часть никогда не замерзает. Это место отдыха. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются). Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана. (Белое море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Баренцево море, Восточно-Сибирское море) Что вы можете сказать о морях Северного Ледовитого океана? (Очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом). Сколько же морей омывают российские берега? (12 морей) | Методы: работа с картой, демонстрация карты Приёмы: фронтальный ответ учеников с места Деятельность учащихся: учащиеся отвечают на вопросы учителя при помощи карты |
Выявление места и причины затруднения (1 минута) | выявить место и причины затруднения учащихся; подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач; определить и сформулировать проблему; разработать план учебных действий. | (Слайд №4) -Посмотрите внимательно на слайд, на нём изображена Арктика - это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся арктические пустыни. Как вы думаете? Может ли в таком холодном и пустом месте быть жизнь? (Мнения разделяются) | Методы: беседа Приёмы: фронтальный ответ учеников с места, проблемная ситуация Деятельность учащихся: учащиеся смотрят на изображение на слайде и пытаются ответить на вопрос учителя |
Построение проекта выхода из затруднения (2 минуты) | | -Сегодня мы с вами об этом и узнаем. Тема нашего сегодняшнего урока «Зона арктических пустынь». Как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой? (Познакомиться с особенностями зоны арктических пустынь) (Слайд №5) -Верно, а для того, чтобы нам было проще достичь этой цели, я предлагаю вам составить план урока (для перехода на сайт, необходимо нажать на значок плана на слайде, либо на ссылку ниже) https://learningapps.org/display?v=p9nwpsien21 | Методы: беседа Приёмы: ответ учеников с места Деятельность учащихся: учащиеся составляют план урока в соответствии с целью урока |
Реализация построенного проекта (25 минут) | организовать деятельность учащихся по открытию нового знания; организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию. | (Слайд №6) (Кликнув мышкой, можно убрать лишнюю одежду) - Мы знаем, что отправляемся в царство холода и льда. Какую одежду мы выберем для экспедиции? (Дети выбирают из предложенных картинок: меховые костюмы, тёплые ботинки, меховые шапки, варежки) (Слайд 7-8) (Названия групп появляются при клике мышкой) -Чтобы успеть за урок изучить арктическую зону по всем пунктам плана, предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в группах. У каждой группы будет своё задание. Вам надо будет решить ряд проблем и вопросов: Географы будут работать с картой и найдут месторасположение зоны; Синоптики будут изучать климат; Зоологи расскажут нам о животных Крайнего Севера; Ботаники будут искать информацию о растительном мире. -Итак, в путь. На парте у вас всё самое необходимое для работы. У каждой подгруппы есть карточка с заданием. Ваша задача – ответить на все вопросы из карточки, а затем представить их перед классом. На выполнение этой работы я даю вам 5-7 минут. (Ответы детей) Географы: Арктика – это район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. На карте Арктика обозначена белым цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: Земля Франца - Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля. Арктика расположена к северу от нашего края. Синоптики: Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус шестидесяти градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Ботаники: На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой ль дом, большое количество планктонов, растений, водорослей. Зоологи: Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Основная пища птиц и животных - это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу. -Молодцы! Вы проделали огромную работу и помогли друг другу узнать много интересного об Арктике. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь, так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники. (Слайд №9) (просмотр видео) Вопросы к видео В честь кого был назван заповедник? Расскажите о климате на этом острове. Когда и кем была создана первая полярная станция? Какие животные обитают в этом заповеднике? | Методы: беседа, работа с раздаточным материалом, демонстрация видеосюжета (Заповедник «Остров Врангеля») Приёмы: выполнение задания в малой группе, ответ учащихся у доски, фронтальный ответ учеников с места Деятельность учащихся: учащиеся разделяются на 4 группы (географы, синоптики, ботаники и зоологи), работают с раздаточными материалами, а затем представляют свои результаты перед классом |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (2 минуты) | организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий по теме; установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; повторить и закрепить ранее изученное на уроке. | -Сейчас мы проведём небольшую викторину, вы остаётесь в тех же командах. Команда, которая хочет ответить на вопрос, поднимает флажок. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов. https://learningapps.org/display?v=pvqbwg85a21 Ответы: Вопрос №1: 3 Вопрос №2: 1 Вопрос №3: 2 Вопрос №4: 1 Вопрос №5: 3 Вопрос №6: 3 Вопрос №7: 2 | Методы: викторина Приёмы: фронтальный ответ учеников в малой группе Деятельность учащихся: учащиеся проходят викторину |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 минуты) | организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий по теме; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; оценить уровень усвоения материала, определить затруднения. | (Слайд №11) Демонстрироваться не будет! -Далее вы самостоятельно выполните задание 3 в рабочей тетради. Если вы внимательно слушали своих товарищей-зоологов, то с легкостью выполните это задание. (Слайд №12) Проверка | Методы: упражнение Приёмы: выполнение упражнения учениками Деятельность учащихся: учащиеся в выполняют задание |
Включение в систему знаний и повторение (5 минут) | тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным; повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий; выявить причины ошибок и наметить пути коррекции. | И последнее задание на сегодня – кроссворд. На ваших партах лежат сами кроссворды, я буду читать вопрос, а вы будете вписывать ответы в нужные ячейки. Вопросы: По горизонтали 2. На каком острове создан заповедник? 3. Море Северного Ледовитого океана. 10. Как называется территория со сходными условиями жизни? 11. Какое растение приспособилось к жизни в зоне Арктических пустынь? По вертикали 1. Какая часть острова освобождается летом от снега 4. Многочисленные подводные растения. 5. Какая рыба водится в океане? 6. Какое явление можно увидеть зимой в ледяной зоне? 7. Арктикой называют земли лежащие под созвездием … 8. Опасный хищник зоны арктических пустынь. 9. Морское животное Арктики. Ответ: (Слайд №13) | Методы: беседа Приёмы: фронтальный ответ учеников с места Деятельность учащихся: учащиеся решают кроссворд |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (3 минуты) | установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; организовать рефлексию и самооценку учащихся; проанализировать и оценить успешность достижения цели. | (Слайд №14) -Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, как звучала тема нашего сегодняшнего урока? (Зона арктических пустынь) -Верно, а какую цель мы сегодня поставили перед собой? (Познакомиться с особенностями зоны арктических пустынь) -Что вы можете сказать о географическом положении арктических пустынь, их климате, растительном и животном мире? (Ответы учащихся) (Слайд №15) Демонстрироваться не будет! -Отлично! Я вижу, что вы хорошо усвоили эту тему. Далее я предлагаю вам оценить свою работу с помощью листов самооценки. -На дом я задаю вам нарисовать Арктику, как вы её себе представляете. (Слайд №16) Спасибо за урок, вы все были очень старательными и внимательными. До новых встреч! | Методы: беседа Приёмы: фронтальный ответ учеников с места, анализ, самоанализ Деятельность учащихся: учащиеся отвечают на обобщающие вопросы учителя и оценивают свою деятельность с помощью листов самооценки. |