Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя школа №3»
Конспект урока ОРКСЭ
учебный модуль «Основы православной культуры»
4 класс
по теме:
Долг и ответственность.
Автор:
МБОУ СОШ № 3
Грек Т. В.
Нижний Уфалей
2022 г.
Тема урока: Долг и ответственность.
Цель урока: создание условия для формирования у обучающихся понятий долга и ответственности.
Задачи урока:
знакомство с понятиями долга, ответственности в православной культуре;
раскрытие обучающимися ключевых понятий урока;
размышление о роли долга, ответственности в жизни.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
узнать, как представители православной культуры относятся к долгу, свободе, ответственности, труду;
познакомиться с ключевыми понятиями урока для дальнейшего использования в собственной устной и письменной речи.
Метапредметные:
проводить анализ по заданным критериям, выделять в тексте главное;
выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом.
Личностные:
совершенствовать умения в процессе коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связных высказываний
развивать умение работать в группах.
Ресурсы: Учебник «Основы православной культуры» 4 класс, автор: А.В. Бородина Москва « Русское слово» 2013г. Толковые словари С.И. Ожегова, авторская презентация к уроку.
Ход урока
I этап. Вводный (мотивационно-организационный).
1. Организация деятельности учащихся. - 2(слайд)
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
- Прошлое занятие было посвящено теме «Отношение к труду»». Какие вопросы мы рассматривали на прошлом уроке?
(Ответы детей:
- Мы узнали, как в библии говорится о Божественном замысле сотворения человека.
- Кому подобным должен стать человек.
-Как христианин должен относиться к труду.
-Какой труд является образцом для православного христианина.
- А есть ли у вас в вашей семье обязанности? Какие? (Ответы детей).
II этап. Основной (информационно-аналитический).
- Чему будет посвящен наш урок? (Варианты ответов детей). Давайте откроем учебник на уроке №12 на с. 68.
- Итак, на этом уроке мы будем говорить об очень важных, но непростых понятиях, таких, как долг и ответственность. Узнаем, как эти понятия рассматриваются в православной культуре.
Учитель делит класс на 2 группы. (У каждой группы толковый словарь)
Ученики работают со словарями.
Задание: каждая группа должна найти в толковом словаре С.И. Ожегова данные слова и рассказать другим учащимся их значение.
1 группа – долг
2 группа – ответственность
Долг – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
-Приведите свои примеры, как вы понимаете слово «долг»? (Ответы детей с их примерами: родительский долг, профессиональный долг, моральный долг, денежный долг…) (слайды 3,4,5,6)
Обязанности человека делятся на четыре рода:
на обязанности перед самим собой;
перед семьёй,
перед государством и
пред другими людьми вообще.
Г. Гегель
Работа с притчей.
Однажды к Мудрому старцу пришёл человек, и пожаловался.
- Помоги мне, уважаемый, не знаю, как поступить.
Совсем мои родители стали старые, всё время что-то бормочут, плачутся, из ума совсем выжили. Совсем я с ними покой потерял, невыносимо стало жить!
Не пришло ли время отправить родителей в приют для стариков?
Мудрец покачал головой.
- Очень хорошо тебя понимаю, со старыми людьми жить совсем непросто. Но, вспомни себя: ведь тогда, когда ты ещё был совсем маленькой крохой, не хныкал ли ты дни, а, порой, и ночи напролёт? А чуть позже, не досаждал ли ты родителям своей глупой болтовнёй?
Но ведь отец с матерью терпеливо сносили все твои глупости, утешали тебя во время плача, брали на руки, нежно и с любовью ласкали. Они быстрее бы согласились расстаться с жизнью, чем с тобой. Так чем же ты теперь собираешься им отплатить?
- Как вы поняли основную мысль этой притче? О чем она? О каком долге в ней говорится? (Ответы детей)
- А как каждая православная культура рассматривает долг?
Христианство сохраняет этику долга. Чувство долга - это голос внутреннего закона, который говорит, что нужно делать, или наоборот, что делать нельзя, это голос самого Бога, призывающего к исполнению заповедей.
Люби страну свою, потому что таков долг праведного. Долг человека перед Богом, Родиной, семьей, работой, обществом.
Долг воздержания от поступков, способных разрушить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной пищи, наркотиков или вредных привычек.
Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. (7 слайд)
- Приведите свои примеры. (Ответы детей).
- Родители несут ответственность за детей, а дети – за порученные им дела. Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу.
-Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
- За что вы уже сейчас можете нести ответственность? (Ответы детей).
- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.
Писание утверждает, что каждый несет ответственность перед Богом. Мы обретаем свободу лишь относясь ответственно к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному пути.
Ответственность каждого по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться, уповая на милость Спасителя.
В своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность. Каждая личность – это «светильник в самом себе», который стремится спасти самого себя самостоятельно. Можно делать и говорить все, что не наносит вреда другим, в случае, если это наносит вред, должны быть веские основания, и вы – ответственны.
Работа с материалом учебника. Чтение текста учебника. с.68 - 72
– Согласен ли ты с тем, что за безответственность и ошибки человека неизбежно страдает весь мир?
- Что ты знаешь о всемирном потопе? (слайд 8)
- Каково происхождение и значение слова «талант»?
-Как понимаете пословицу «Жить – богу служить»
III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный).
- Почему нужно поступать ответственно? (Ответы детей)
- Какую строчку выбрали бы вы, говоря о своей ответственности и почему? ( слайд 9 )
1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.
- Как вы думаете, у всех ли людей есть долг? А у вас какой долг? (Ответы детей)
- Что мы можем сказать о человеке на земле, используя понятия, рассмотренные сегодня на уроке? (Человек внутренне свободен, но у него есть обязанности, ответственность и долг. Труд – основной долг.)
- Что самое интересное вам запомнилось из материалов урока? О чем вы расскажете родителям?
Задание на дом: Предлагается детям выбрать и выполнить одно из заданий:
Вспомнить произведения детской литературы, где говорится об ответственности, и подготовить аннотацию (краткий пересказ).
Подобрать три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объяснить значение этих пословиц.