СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме "Совесть"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКиСЭ по теме "Совесть"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕИЕ

ПАЛЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БАГАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ






Урок по ОРКСЭ

по теме «Совесть»





















Составитель:

Капитурова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

2019 г




Тема: Совесть

Цель: воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку и их самоконтроль в повседневном поведении обучающихся

  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты.

Ожидаемые результаты:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.


Ход урока

І. Орг. момент. Мотивация


Слайд 1

-Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на очередном занятии курса «Основы религиозных культур и светской этики». Я знаю, что вы всегда с нетерпением ожидаете нашей встречи. Надеюсь, что сегодня наша работа будет познавательной и увлекательной.


Пусть этот день несет нам

Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.


Учитель: Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с тем, что такое честь и достоинство, вина и стыд. Давайте вспомним определения этих качеств.


Стыд- тяжёлое душевное состояние, которое появляется после осуждения его его поведения окружающими.


Вина- переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим сабой.


Честь- достойное уважение, незапятнанная репутация.


Достоинство- осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.


Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним очень важным качеством человека. Что это за качество, вы узнаете внимательно послушав мой рассказ. 
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше».
«Прошло много лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало покоя»
 
«И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. 
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек. 
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой».


Учитель: Какие чувства испытывал мужчина? 
Учитель: Ребята, о каких осколках говорил слепой?
Что «сидело» внутри мужчины?
(Обучающиеся: внутри мужчины сидела совесть) 
Учитель: Какая главная идея этого текста? (ЧТОБ НЕ МУЧАЛА СОВЕСТЬ НУЖНО ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ДОБРЫЕ ДЕЛА)
Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен наш урок? Назовите тему урока.
(Обучающиеся: тема нашего урока СОВЕСТЬ)

Слайд 2

ІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Дети:

-(Что такое совесть?

-Нужна ли она человеку?

-Что значит поступать по совести? )


- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.


СЛАЙД 3

Работа с таблицей.

Возьмите таблички, которые лежат у вас на столах, и

-поставьте знаки «+» в колонке «Знаю» внимательно прочитав вопросы, и что хотите узнать в колонке «Хочу знать».

Таблица

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?




2. Нужна ли человеку совесть?




3. Что значит поступать по совести?




4. Какая совесть бывает чиста?










III. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.


Учитель: Совесть…У кого-то она есть. Кто-то ее потерял. Кому-то она не дает спокойно жить ... Кто она вообще такая, эта совесть? Нужна ли она современному человеку? Вопрос не из легких. Прежде всего, надо разобраться, что такое совесть.


Учитель: Ребята, как вы считаете, стыд и совесть - это одно и то же? 
Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? 
Обучающиеся: для этого нужно знать определение слова « стыд» и "совесть"
Учитель: Откройте 48-ю страницу учебника, прочитайте первые два абзаца. Найдите определение слова совесть и найдите общие и различные черты между стыдом и совестью.

СЛАЙД 4


Учитель: И так в чём же сходство между стыдом и совестью?

(Это ПЕРЕЖИВАНИЕ, чувство вины))


СЛАЙД 5

Учитель: А чём же различие между стыдом и совестью)

((Стыд – тяжелое переживание позора перед другими людьми за своё поведение.

Совесть – стыд перед самим собой)

Учитель: Слово совесть является церковно-славянским словом. Дословно совесть переводится как «святая весть», то есть соотнесение с тем, что свято, истинно, не подлежит никакой редакции.
Само слово «совесть» несёт в себе очень много информации. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова, только так, чтобы каждая буква использовалась в слове только один раз.


Учитель: Ребята, давайте проверим, какие слова вы составили.
Учитель: Каждое из составленных вами слов имеет своё значение. Давайте узнаем, что они значат.



















Учитель: Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.

4. Этап первичной проверки понимания изученного

Учитель: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, люди упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом? 
Нужно заставлять совесть постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами других людей. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. 
Давайте рассмотрим ситуацию. Как поступить по совести? Постараемся услышать голос совести.

СЛАЙД 6
Давайте разберём с вами ситуацию:
Ситуация первая.
На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести? 
(Очень важный момент! Необходимо свести разговор к тому, чтобы совестливый человек активно помогал другим поступить по совести, а не "ябедничал Друг должен убедить друга быть смелым и ответить за свой поступок). 

А сейчас давайте с вами проведём Тренинг «Минута раскаяния»,

У-! Давайте вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-нибудь. Поступки, за которые вам сегодня стыдно и в которых вы глубоко раскаиваетесь. Вспомните свои ощущения, которые испытывали тогда и сейчас.


-Кому это удалось:


Слайд№14 (2) - «Минута нашего раскаяния» - позади. Мы исправили свой поступок, и успокоили свою совесть. Если кто- то еще не сделал этого – спешите, потому, что каждый день каждый из нас пишет одну страницу в своей Книге Жизни. И только от нас зависит, какая получится история.

Слайд№15 Пепел А если, человек не в ладу с самим собой, он вспыхивает от гнева. И от его страницы остается лишь малюсенькая горстка пепла.

Слайд№16 Книга Желаю вам, чтобы на ваших страницах всегда оставались только добрые дела, а это значит - доброе имя, добрая память.

–А сейчас напишите пожалуйста на листочках, которые лежат у вас на столах, качества которые должны быть в человеке с чистой совестью.?

Ответы детей на листочках фломастерами: Добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, добродетель, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

Построение символа совести.

Теперь я предлагаю вам построить наш символ совести на доске из полосок с личностными качествами, которые записали вы.

(Дети берут полоски со словами строят из них символ (дом, сердечко, дерево..

У вас на парте две ручки (красная и синяя) и листочек, цветочек от дерева. Синей пастой напишите, какими качествами ты хотел бы обладать, а красной – от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться.
На доске нарисовано дерево. Слайд№16.

Дети по очереди подходят и приклеивают цветочки и листочки на дерево.

Учитель. Посмотрите, человек силой своего характера, целеустремленностью даже сухое дерево может превратить в цветущее.

Учитель. В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно.

Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.

Памятка.

Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

  • Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.

  • Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.

  • Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.

  • Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.

  • Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

  • Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

  • Не берите чужого без разрешения.

  • Не желайте никому зла

  • Не допускайте грубости

  • Во всём помогайте ближним

  • Будьте добрым человеком


Учитель: Ребята, давайте снова вернёмся к карточкам, с которых мы начали урок. Посмотрите в последний столбик и отметьте галочкой те пункты, которые вы узнали на уроке, и поставьте знак «?», если для вас что-то осталось непонятным.

- У кого заполнены все строчки? Я рада тему вы усвоили и в жизни будете поступать по –совести.

VІ. Рефлексия

1. Наедине с собой. Звучит спокойная музыка Э. Григ «Утро»

-Закройте глаза. Положите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. Прислушайтесь. Помолчите и подумайте: «В моем сердце живет честность, искренность, любовь. Только человек с добрым, открытым сердцем может быть отзывчивым, чутким». Совесть всегда идет рука об руку с добротой и честностью. Прислушайтесь к ней, это ваш бесценный помощник, который в любую минуту готов прийти вам на помощь, чтобы сделать вас сильной, честной, духовно развитой личностью с хорошей душой. И будьте всегда в ладу со своей совестью!

Откройте глаза.

Учитель. Заканчивая наш урок , я хочу пожелать:

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы!

Всё в Ваших руках.


Спасибо всем за урок, мне было приятно с вами работать!


На уроке сегодня хорошо работали ___, ___, ___, а вот ___ - нужно быть поувереннее, ____ тоже старался. 















Рабочая тетрадь

ученика(цы)







2019 г.

Домашнее задание

1.Расспросите родителей о значении совести в их жизни.

2. Подобрать стихотворение любого поэта или сочинить самому на тему: «Совесть».

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.Найти 5 пословиц и поговорок о совести.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Написать эссе « Моя совесть»

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5..Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр.48-49.









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!