СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ "Библия и Евангелие"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока общеметодолгической направленности для 4 класса в соответствии с ФГОС по теме "Библия и Евангелие"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Библия и Евангелие"»

ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Тема урока: Библия и Евангелие.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

  • развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

  • воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

Задачи:

  • актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

  • рассмотреть роль Библии в жизни христианина.


Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

  • познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.


Оборудование: компьютер, иллюстрации по теме, учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураева.


Тип урока: урок общеметодологической направленности


Ход урока:

  1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Послушайте отрывок из стихотворения Константина Бальмонта:
В тиши полуразрушенной гробницы
Нам истина является на миг.
Передо мной заветные страницы,
То Библия, святая книга книг.
Людьми забытый, сладостный родник,
Текущий близ покинутой станицы.
В раздумьи вкруг него, склонив свой лик,
Былых веков столпились вереницы.

2. Проверка усвоения материала прошлого урока

– О чем шла речь на прошлом уроке? ( О православной молитве)

– Что такое молитва (Обращение людей к Богу)

– Объясните, что такое «молитва-просьба», «молитва-благодарение», «молитва-славословие».

– Что даёт молитва православному человеку? (Молящийся человек прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется)

– Верно, молитва – это обращение людей к Богу, но и Бог общается с людьми. Именно об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.

3. Введение в тему, создание проблемной ситуации.

– В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но существует такая книга, которая стала важной частью человеческой культуры, изучение которой очень важно для христиан всего мира и, конечно, для православных христиан. Вы уже догадались, о какой книге идёт речь? (О Библии)

– Правильно. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к этому памятнику культуры, к этой священной «Книге книг». Вместе с вами попробуем ответить на вопросы: О чем рассказывает Библия людям? Из каких частей она состоит? Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

4. Объяснение нового материала: работа с учебником, беседа.

4.1. Выразительное чтение 1-4 абзацы, с. 16

4.2. Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы:

– Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Иисуса Христа)

– Почему Библия важна для христиан, о чём она рассказывает людям? (В ней рассказывается, как люди ждали рождения Христа, как он родился, жил и чему учил людей)

– Что означает слово «Библия» в переводе с древнегреческого языка и почему? (Слово «Библия» означает «книги», потому что эта священная для христиан книга состоит из 77 книг)

4.3. Сообщение учителя.

Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет. Первая, наиболее древняя часть Библии состоит из 50 книг, написанных на древнееврейском языке, и называется Священное Писание Ветхого Завета. Попробуем разобраться в значении этого названия. Слово ЗАВЕТ означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Нужен ли людям такой союз? Да, чтобы встречать невзгоды и испытания с уверенностью в Божией помощи.

Кто же написал книги Ветхого Завета? Это были ПРОРОКИ – люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Почему Завет Бога с пророками называется Ветхим? Первоначальное значение слова «ветхий» - «древний», «старый». Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. С его приходом появляется Новый Завет.

4.4. Заполнение схемы.


Священное Писание Нового Завета написано АПОСТОЛАМИ – первыми учениками Иисуса Христа. Они свидетельствовали о жизни, словах и делах Христа, поэтому части Нового Завета, посвящённые Иисусу Христу, называются Евангелие. В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «добрая весть».


5. Динамическая пауза.

Да – нет (да – хлопаем в ладоши, нет – топаем ногами)

Библия – в буквальном переводе – означает «книги». (да)

Библия была написана в течение 100 лет. (нет)

Апостолы – это слуги Иисуса Христа. (нет)

Евангелие означает «добрая весть». (да)

Ветхий Завет написали летописцы. (нет)

Ветхий Завет написали пророки. (да)

Новый завет состоит из 50 книг. (нет)

Библия – это священная книга христиан. (да)


6. Работа с иллюстрациями учебника, беседа, чтение.

– Среди множества прекрасных и полезных книг Библия для христианина – особая книга. Её читают и в храме, и дома. Её внимательно изучают, переводят на разные языки. Священные тексты звучат во время службы в храме. Особая роль отводится Евангелию. На фотографиях в учебнике изображено богато иллюстрированное Евангелие в драгоценном окладе (рис. с. 16). Такое почтительное отношение к Священной книге сложилось на Руси в древнейшие времена. Первые Евангелия на древнерусском языке были рукописными, на их создание уходило несколько лет труда, не случайно, во время пожаров люди выносили из жилищ и храмов самое дорогое – книги. Но мы должны помнить, что богатое убранство книги – это всего лишь знак почтения к её главному достоинству – содержанию.

Мудрость веков, глубинный смысл, Божественное откровение несёт в себе Библия. Обратите внимание на иллюстрацию «Христос Вседержитель» В. Васнецова (рис. с. 17). В центре изображена фигура Иисуса Христа: правая рука поднята в благословении, а в левой – Священная книга. Особого внимания заслуживают четыре фигуры по углам изображения. Для чего они здесь? О чём говорят зрителю? Каждая деталь на иконе или фреске не случайна и обладает символическим смыслом. Чтобы понять его, обратимся к статье учебника. (Чтение статьи «Это интересно» с. 17). Итак, кого символизируют фигуры тельца, орла, человека и льва? (Они напоминают о четырёх апостолах – учениках Иисуса Христа и авторах Евангелия: Луке, Иоанне, Матфее и Марке).

Чтение Библии – это несуетная, внутренняя работа ума и души. В этой книге много притчей. Притча – это бытовая, житейская история, в которой нужно найти очень важный для человека нравственный урок. Прочитайте притчу «Суд царя Соломона». (Чтение статьи «Это интересно» с. 18). Попробуйте разобраться, чему учит эта история. (Чтение, обсуждение, в результате которого ученики должны прийти к выводу: эта притча осуждает жестокость и себялюбие, она учит жертвенной, сострадательной любви – истинная мать готова отказаться от своего ребёнка, ради спасения его жизни).

– Вы убедились, что в Библии заключены очень важные для человека нравственные уроки. В её текстах есть даже прямое обращение Бога к людям, то есть ОТКРОВЕНИЕ. Откровение – это такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Именно таким откровением Божиим у христиан считается Библия. Повествование в ней разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества (то есть предсказания) конца мира. Самые важные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.


7. Закрепление изученного материала.

– Почему Библию называют Книгой книг? Из каких частей она состоит?

– Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?

– О чем рассказывает Библия людям?

8. Подведение итогов, домашнее задание.

Урок 5 прочитать с родителями, по желанию – пересказ библейского сюжета

9. Рефлексия. (красный, жёлтый, зелёный).


Самоанализ урока ОРКСЭ в 4 классе

в соответствии с требованиями ФГОС НОО


Урок ОРКСЭ в 4 классе был проведён 03.10.2018 согласно календарно-тематическому планированию, тема урока: Библия и Евангелие, раздел «Основы православной культуры».

Цели урока:

  • познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

  • развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

  • воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

Задачи:

  • актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

  • рассмотреть роль Библии в жизни христианина.


Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

  • познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.


Это урок общеметодологической направленности с использованием проблемно-диалогической технологии.  В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, иллюстрации по теме, учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Структура урока соответствует требованиям ФГОС: 

1.Ориентация на новые образовательные результаты. 

2.Нацеленная деятельность на формирование УУД. 
Планируемые результаты: 

Предметные: понимание смысла основных понятий православной культуры: христианин, Библия, Евангелие.

Метапредметные: Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм.

3.Использование современных образовательных технологий – проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (физкультминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Учитель: Парыгина Татьяна Анатольевна



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!