СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») (4 класс) Тема урока « Православный храм"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») (4 класс) Тема урока « Православный храм"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3»





Тема: «Православный Храм»



Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

(модуль «Основы православной культуры»)

Урок – экскурсия

в храм во имя иконы Казанской Божией Матери









Подготовила и провела:

учитель ОРКСЭ (учитель начальных классов)

Грек Татьяна Васильевна













п. Нижний Уфалей

2023г

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».

  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

  3. Узнать, что означают слова «неф», «алтарь», «апсида», «притвор», «паперть».

  4. Узнать, что такое часовня.

  5. Познакомить с устройством иконостаса.

  6. Формировать представление ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

  7. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

  8. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Тип урока: экскурсия

I. Организационный момент.

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим экскурсию в наш небольшой местный храм п. Нижний Уфалей.

II. Актуализация усвоения знаний учащихся.

(проверка домашнего задания, повторение пройденного материала)

Учитель:- Когда православие пришло на Русь, когда православие было государственной религией в нашей стране?

Ответы детей: - Официальной датой Крещения Руси считается 988год. Православие было государственной религией в России до 1918 года.

Учитель – В настоящее время в России нет государственной религии, но Православие непрерывно связано с историей и культурой нашего народа.

- Ребята, отправляясь на экскурсию, давайте вспомним правила дорожного движения. ( идти по левой стороне дороги, навстречу транспорту, быть внимательными, не разговаривать громко, переходить дорогу по пешеходному перпеходу.

III. Выявление восприятия, мотивация. Определение темы и целей урока.

Учитель (читает стихотворение):

-В храм иду сегодня днем, 

У меня свиданье в нем. 

Прямо за его порогом 

Встречусь я не с кем-то — С Богом! 

Нету службы? Не беда: 

В каждом храме Бог всегда!

Учитель:

- О чем идет речь в данном стихотворении? (О храме)

- Кто из вас был в этом храме? (почти все) А вы знаете как устроен православный храм и что люди делают в храмах?

- О чем мы будем сегодня говорить на этом уроке?

(Ответы: - Будем говорить о православном храме и о том, как он устроен)

- Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Православные храмы имеют устроение, сложившееся в глубокой древности.

IV. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

- Попробуйте дать определение слову «храм».

Ответы ребят: Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

-В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

-В храме много икон учитель:

- Зачем люди посещают храмы?

Ответы детей: В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

- Все ваши ответы абсолютно правильные.

Но Храм – это не только красивый общий дом, где собираются люди для молитвы. Храм – это образ вселенной, управляемой Богом.

На этом уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».

Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

1.Беседа с учащимися.

- На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви.

-Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

-Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

Дети – Храм отличается куполами, крестами.

Учитель:

-Завершаются храмы куполами. Их покрывают чаще всего золотом, но бывают и резные, разноцветные купола. Их называют и по-другому – главами или главками. Главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет горение сердец верующих и воинской защиты. Купол устраивается на основании, которое называется барабаном. Крест удерживается на куполе специальным креплением – державой.

-Ребята, хочу вам напомнить, что каждая деталь храма имеет смысл и значение. Купола с крестами связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Издревле наши предки даже в самые тяжелые времена старались золотить кресты и купола храмов.

Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом. При этом, если ставится 1 глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы - два естества в Христе (божественное и человеческое), если 3 - три лица троицы, если 5 - Христа и четыре евангелиста, если 7 - семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если 9 - девять чинов ангельских, если 13 - Христос и двенадцать апостолов.

Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды).

-Мы сегодня на уроке совершим экскурсию по храму.

Каждый храм посвящён какому-либо святому или событию.

Наш храм назван в честь Казанской Божьей Матери,

и над входом находится икона.

- Что вы знаете о Божьей Матери? (ответы детей)

- Вход в храм находится чаще всего в его западной части. Перед тем как войти, мы попадаем на паперть. Паперть — место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в храм.

 - Каждый из вас перед входом в храм обязательно должны повторить “Как вести себя в храме”.

(Дети рассказывают о правилах поведения в храме).

- Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест. Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть. Девочки в храме должны быть в платочке, а мальчики без головного убора.

Давайте войдем в храм.

-Войдя в храм, человек попадает сначала в притвор.

Православный храм разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь.  В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению.

Здесь прихожане пишут записочки для поминания о здравии себя и близких людей во время богослужения, а также для поминания умерших о упокоении их душ. Здесь можно приобрести свечи, церковные книги и предметы духовного назначения.

-Вторая, самая большая часть храма – место для прихожан, собравшихся на церковную службу. Средняя часть храма называется «неф», что означает «корабль». Эта часть храма, как спасительный корабль, принимает на борт всех верующих.

-В восточной части храма находится алтарь. Слово «алтарь» в переводе с латинского означает «возвышенное место, возвышение». Алтарь находится за иконостасом.

Иконостас - самая объемная и заметная часть храма, это алтарная перегородка, которая представляет собой сплошную стену, составленную из икон, и обладает множеством функций и смыслов.

На иконостасе помещаются иконы Христа, Божией Матери, апостолов, пророков, двунадесятых праздников (это самые главные праздники Православной Церкви), а также того святого или праздника, которому посвящен храм. Обычно иконостас богато украшен, поэтому часто это еще и самая красивая часть храма.

Слово «Иконостас» происходит от слова «икона» и греческого слова «stasis», что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы».

В центре местного ряда мы видим Царские врата.

Подойдя к Царским вратам, мы увидим на них небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Над Царскими вратами находится "Тайная вечеря" — символ таинства Евхаристии.

Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. . На северных (слева) и южных вратах (справа) — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы).

Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. 

V.Закрепление изученного материала.

Итак, мы с вами совершили экскурсию, где провели исследование классического православного иконостаса.

Работа в парах.

Работая в парах , заполните пропуски. (Детям даны листочки, в которых необходимо вставить пропущенные слова)

Над храмом возвышается к****, изображающий небо. На куполе ставится к**** во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм строится к********* – башня с колоколами. Колокольный звон созывает верующих на богослужение.

Зайдя в храм, мы сначала попадаем в притвор, затем в сам храм или среднюю часть храма, где стоят молящиеся. И видим перед собой иконостас – перегородку, за которой находится главная часть храма – а*****.

В алтаре молятся священнослужители. Подсказка (купол, крест, колокольня, алтарь)

VI. Рефлексия

Ребята, как вы думаете, мы с вами сумели решить те цели, которые выдвигали в начале урока.

А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что_______

Я хочу рассказать родителям______





Список литературы:

А.В. Бородина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – ООО «Русское слово – учебник», 2021.


http://www.svetoch-opk.ru/load/hram/pravoslavnyj_khram_i_ego_ustrojstvo/2

http://v-podgornii.cerkov.ru/?page_id=1098

http://www.liveinternet.ru/tags