Конспект урока по ОРКСЭ
Модуль «Светская этика» 4 класс
Учитель: Кожевникова Л.Б.
Тема: Уметь понять и простить.
Цели: расширение представления о прощении как ценности.
Задачи: - раскрывать значение понятия «прощение»;
- развивать способность понимать и умение прощать;
- воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
-положительное отношение к изучению человека, к родителям;
-способность к самооценке;
-знание основных правил поведения в семье и обществе и ориентация на их выполнение.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
Познавательные УУД:
-находить необходимую информацию в учебнике;
-понимать информацию , представленную в виде текста, таблицы.
делать обобщения
Коммуникативные УУД:
-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку.
Ход урока:
Оргмомент
Мотивация учебной деятельности
1)Просмотр видео «Притча «Будь счастлив».
2)Обсуждение – осмысление.
Ребята, вы очень внимательно смотрели и слушали. У меня есть к вам вопросы.
? Оцените поступок всадника.
( Злой, плохой, несправедливый…)
? Почему нищий ему ответил: «Будь счастлив»?
( Пожалел всадника или простил, это был мудрец).
? Что можете сказать о нищем?
(Мудрый, добрый, странный, блаженный…)
? Как, возможно, этот человек обнищал?
В те времена нищими становились не из-за лени, а из-за несправедливости богатых людей. Да, у этого человека нет дома, нет одежды, нет еды, но у него есть важное человеческое качество. Какое? (Умеет понять и простить).
Постановка цели и задач урока.
? Какова тема урока?
? Какие задачи мы можем себе поставить?
(Будем разбираться, когда нужно прощать, всегда ли нужно прощать. Обсудим ситуации более современные, касающиеся нашей жизни)
Актуализация знаний.
Чтение и обсуждение ситуаций из учебника, страницы 111-112.
Нина с Катей были подругами. Кате очень нравилась Аня, и она предложила Нине дружить всем вместе. Нина обиделась и сказала, что Катя предательница и она никогда с ней больше дружить не будет. Как поступить Кате?
Лена плакала и просила купить ей новое платье на праздник. Мама объясняла, что сейчас это невозможно. Лена выскочила и убежала, хлопнув дверью. Что посоветовать Лене?
Витя заигрался у товарища в гостях и в положенное время не пришёл домой, как обещал. Что чувствовала мама? Как реагировать Вите на её чувства?
? Какой вывод мы можем сделать?
(Поставить себя на место другого человека, понять, искренне попросить прощения. Просит прощения сильный духом человек. Надо уметь мириться. На маму невозможно обижаться, она поступает как можно лучше для ребёнка.)
Первичное усвоение новых знаний.
Величайший гуманист, простивший даже своего убийцу, Махатма Ганди писал:
"Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают».
« Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям». Разговор о маме. Самостоятельная работа по учебнику стр.112-113
Первичное закрепление
Послушайте стихотворение о мальчике, который переживал обиду.
Агния Барто «Обида»
Моей сестренке двадцать дней,
Hо все твердят о ней, о ней:
Она всех лучше, всех умней.
И слышно в доме по утрам:
– Она прибавила сто грамм!
Hу, девочка, ну, умница!
Она водички попила –
За это снова похвала:
– Hу, девочка, ну, умница!
А мама шепчет: – Прелесть!
В восторге от Аленки.
– Смотрите, разоделись
Мы в новые пеленки.
– Смотрите, мы зеваем,
Мы ротик разеваем! –
Кричит довольный папа,
И он неузнаваем:
Он всю цветную пленку
Истратил на Аленку.
Я гвоздь в сарае забивал,
И то не слышал я похвал!
Обиду трудно мне скрывать,
Я больше не могу.
И вот я тоже лег в кровать
И стал кричать: – Агу!
Взглянул мой папа на меня:
– Ты что вопишь средь бела дня?
Тогда я лег лицом к стене,
И ждал я нахлобучки.
Вдруг мама бросилась ко мне:
– Давай возьму на ручки?
А я в ответ: – Я не грудной!
Ты просто так побудь со мной...
Чему радовались родители?
Что чувствовал сын, когда родители чаще обращали внимание на малышку, чем на него?
Как бы вы поступили на месте мальчика?
Нужно ли обиду держать в себе? Почему?
Трудно ли прощать?∙
На листочках зафиксируйте свои намерения:
Постараюсь по отношению к маме…
Обещаю себе не забывать по отношению к маме…
Чтение стихотворения по строфам.
Как научиться уходить от обиды?
Упражнение « Мусорное ведро» .Раздать листочки , на которых они пишут обиды и выбросить.
Итог урока:
Наедине с собой.
Учитель просит детей удобно сесть, расслабиться и вспомнить ситуацию, когда они обижались на кого-то.
– А теперь представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.
Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились от обиды. Вам стало легко и весело.
Дети делают вывод о том, что обиды надо прощать и забывать!
Можно обиды мысленно «отпускать» на ветер или «пускать» по воде, представлять, как они исчезают, растворяясь как соль или сахар в воде. Каждый может этому научиться.