СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ на тему" Семейные традиции"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему " Семейные традиции", проведенный в рамках РМО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ на тему" Семейные традиции"»

МКОУ « Васильевская СОШ»

















Конспект урока

по ОРКСЭ

на тему:

«Семейные традиции»









Подготовила:

учитель начальных классов

Быкова О. Е.



январь 2021 год





Цель: Изучить семейные традиции и их роль, значение в формировании позитивных семейных отношений.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Познакомить детей с понятием традиция.

  • Изучить семейные традиции на основе жизненного опыта детей.

Развивающая:

  • Развивать читательскую грамотность учеников.

  • Развивать коммуникативные способности учащихся.

  • Пополнить словарный запас учащихся.

Воспитательная:

  • Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье;

  • Воспитывать уважительное отношение к традициям православной и исламской религии;

  • Воспитывать межличностные отношения, умение работать в группе;

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Осознать ценность и необходимость семейных традиций – как основу прочности семьи.

  • Проявлять самостоятельность в различных видах деятельности;

  • Выражать свое мнение;

  • Учитывать мнение других.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • Уметь формулировать тему урока с помощью учителя, планировать свою работу;

  • Искать и выделять необходимую информацию в учебнике;    

Регулятивные:

  • самостоятельно отвечать на вопросы и выполнять задания, опираясь на свой жизненный опыт и имеющиеся знания;

  • контролировать свою деятельность, уметь выполнять действия по инструкции.

Коммуникативные:

  • Уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Предметные результаты:

  • Знать что такое « традиция», « семейные традиции».

  • Приводить примеры семейных традиций.

Тип урока – Урок открытия новых знаний с применением ИКТ

Формы работ на уроке: фронтальная, коллективная, участие в учебном диалоге.

Используемые методы – словесные, наглядные.

Способ проверки знаний и оценивания: устный опрос.

Оборудование:

  • Учебное пособие М.Т. Студеникин. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики . 4 класс.

  • Раздаточный материал (схемы, карточки, рисунки)

  • Демонстрационный материал: плакаты, рисунки, презентация, видеоролик.

  • Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

У нас сегодня необычный урок. У нас на уроке присутствуют учителя м методисты Конышевского района.

В природе есть солнце. Оно светит и всех одинаково любит и греет. Пусть же сегодня каждый его лучик проберется к нам в класс и принесет не только свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе и в своих знаниях.

2.Актуализация знаний учащихся

Ребята,  сегодняшний    урок  я хочу начать с  загадок. Отгадайте их и скажите о ком они.

1.Кто  в  семье  со  всеми  дружен?

Кто  всегда  нам  очень  нужен?

Кто  готовит,  шьет,  стирает

И  почти  не  отдыхает?

Кто  заботится  о  нас

Каждый  день  и  каждый  час? (Мама)


2.Детям  он  решит  задачу,

Отвезет  семью  на  дачу

Починить  готов  утюг,

Если  тот  сломался  вдруг

Сильный,  ловкий  и  отважный,

После  мамы  -  самый  важный (Папа)


3.Он  стар,  но  это  ничего,

Его  добрее  нет

Он  папа  папы  моего

А  для  меня  он… (Дедушка)


4.Радость  в  глазах,  в  глазах  удивленье,

В  семье  у  нас  нынче  еще  прибавленье!

В  доме  у  нас  появилась  девчонка!

Теперь  я  ей  брат,  а  она  мне… (Сестренка)


5.Она  совсем  не  старая,

Хотя  совсем  седая,

Я  сяду  с  нею  рядышком:

Расскажи  мне сказку… (Бабушка)


6.Она  все  на  свете  помнит  и  знает,

И  бабушка  мамой  ее  называет

И  часто  приходят  к  ней  в  дом  доктора,

Она  же  мне  пра…, (Прабабушка)

- О ком эти загадки?

- Правильно, о членах семьи, о семье.

- А что такое семья?

Семья - это группа людей, живущих вместе, ведущих общее хозяйство, связанные браком или родством (это определение размещено на доска)

- В каждой семье существуют свои привычки, уклад, традиции, обычаи.

- Дети, посмотрите на доску. На доске у нас нарисован букет из ромашек. Я не случайно выбрала букет из ромашек. В 2008 году в России был утвержден  праздник - День семьи, любви и верности. А символом этого праздника является ромашка.

На их лепестках написаны согласные буквы (ТРДЦ). Вам надо вписать гласные буквы ( А ИИЯ) и расшифровать слово, которое уже прозвучало в моей речи.

- Какое слово получилось? (Традиция).

3.Постановка темы, цели урока.( 2 мин)

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке? ( Слайд1)

- Правильно, тема нашего урока « Семейные традиции».

- А какую цель мы можем поставить перед собой на данном уроке?

- Изучить семейные традиции и их роль, значение в формировании позитивных семейных отношений.

4. Изучение нового материала ( открытие новых знаний)

- Дети, а что такое « Традиция»?

( возможные ответы детей. )

1) Традиции – это то, что было давно.

2) Традиции – это то, что появилось давно и существует до сих пор.

3) Традиции нужно уважать потому, что их уважают старшие.

4) Традиции нужны, потому что, они делают семью дружной.

5) Традиции нужны для того, чтобы вся семья собиралась вместе.

Работа по учебнику. С.105.


-Хорошо, а сейчас откройте учебник на странице 105прочитайте определение понятия традиция, которое дает автор учебника.

- Как вы думаете, ваши суждения схожи? (ваши представления оказались очень схожи с определением автора)

- Итак, мы уже знаем, что такое традиция, а кто может сказать, что такое семейные традиции?

- Семейные традиция - это  принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. ( Слайд 2)

- На латинском языке tradition означает передача, то есть передача правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.

- Какие традиции существуют в ваших семьях? ( празднование дня рождения, домашняя уборка, посещение родственников, семейное увлечение ( хобби), рыбалка, совместные прогулки, семейный ужин, завтрак, обед и тд)

- Прочитайте второй абзац на ст. 105 и найдите ответ на вопрос: Для чего нужны традиции? ( Семейные традиции помогают узнать историю семьи, понять, где ее истоки).

- Традиции в семье сближают всех родных, делают семью крепкой, дружной). Традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознать связь с предками.

Работа по слайдам презентации

Семейные традиции складываются на основе праздников: религиозных (церковных), государственных, народных, профессиональных, семейных.

( Слайд 3)

Основа семейных традиций


 

Религиозные Государственные народные профессиональные семейные

праздники праздники праздники праздники праздники



-Дети, у каждого из вас на парте лежит схема, которая включат виды праздников. Вы будете дополнять ее названиями праздников.

- Под первой стрелочкой у нас обозначены религиозные праздники.

У нас в классе присутствуют дети разных национальностей: русские и таджики, которые исповедую разные религии: православие и ислам.

- В православии существует 12 самых значимых праздников - это 12 особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника – великого события Пасхи. В исламе также существуют особо почитаемые праздники.

- Обратите внимание на доску.

( на доске находится плакат с главными праздниками православной и исламской религии)

Православные праздники Мусульманские праздники

Пасха Курбан-байрам ( День жертвоприношения)

Рождество Христово Ураза-байрам  ( Праздник разговения)

Богоявление ( Крещение Господне) Мирадж ( В память путешествия пророка Мухаммеда)

Сретение Господне Ашура ( День скорби)

Благовещение Лейлят аль- кадр

Вербное воскресенье Пятница ( Деннь отдыха)

Вознесение Рамазан ( месяц поста)

Троица Мавлид ( День рождения пророка Муххамеда)

Преображение Господне

Успение Пресвятой Богородицы

Воздвижение Креста Господня

Рождество Богородицы

Введение во храм Богородицы

- Дети, не все люди исповедуют религии. Но если человек образованный, он знает существующие в мире религии и уважительно к ним относится. А вы у меня дети образованные.

-Давайте вспомним некоторые религиозные праздники. Посмотрите на слайд, назовите праздник . При ответе, вы можете пользоваться плакатом.

1. « Рождество» (7 января) ( Слайд4)



- Как вы думаете, о каком празднике идет речь? ( Рождество Христово)

-Правильно. Запишите название праздника в схему.


2.Курбан-байрам (день жертвоприношения). ( Слайд 5)

3.Крещение» (19 января) ( Слайд 6)

4 Мавлид ( День рождения пророка Мухаммеда- основателя ислама) ( Слайд 7)

5.«Пасха» ( Слайд 8)

6.Рамозан. ( слайд 9)

7. « Масленица» (

(Слайд 10)

- Вы уже многое знаете о традициях каждого праздника. - Государственные праздники устанавливаются указом президента ФР, народные - отмечаются всеми людьми, независимо от национальной принадлежности и религии, профессиональные - отмечаются людьми всех профессий. Но четких границ эти праздники не имеют. Один и тот же праздник можно отнести и к государственным, и к народным, и к профессиональным праздникам.

Карточка.

Задание: разделите праздники на государственные, народные, профессиональные и впишите в схему.

День России ( гос.), День учителя(проф)., День Защитника Отечества ( ), Международный женский день ( ), День ,День полиции ( проф) День Победы ( гос), Старый Новый год ( народ)


- Конечно, в каждой семье отмечаются и семейные праздники. Назовите их (день рождения, юбилей, празднование Нового года, годовщин супружества т.д.).

Инсценировка

( стук в двери)

Учитель:– Входите ( Входит девочка с подносом, подходит приглашенному учителю кланяется и предлагает хлеб с солью)

- Дети, как вы думаете какую традицию отражает данная инсценировка? ( традиция встречи гостя).

Просмотр видео о традиции гостеприимства на Руси.

- Традиция встречи гостя хлебом и солью используется на разных уровнях: на государственном, региональном , муниципальном.

Работа по учебнику.

-Давайте познакомимся с еще одной семейной традицией. Откройте учебник на стр.106, 3 абзац. ( ученики читают текст по цепочке). Возьмите в руки простые карандаши. Если при чтении вы встретите незнакомые, непонятные слова подчеркните их.

- Какие слова вы подчеркнули?

Словарная работа.

( слайд 11)

- Я предполагала, что эти слова вам будут непонятны.

Домочадцы – люди, которые живут в чьей-нибудь семье на правах её членов

Комод- предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков.

Крахмалить – мочить белье в крахмальной воде для придания жесткости. ( Толковый словарь Ожегова)

- Когда значение слова нам непонятно, мы обращаемся к толковому словарю .( показать словарь)

- О какой семейной традиции мы прочитали? ( о традиции семейного застолья)

- С помощь чего бабушка подчеркивала торжественность семейного застолья? ( с помощью белой скатерти).

- К чему приучала бабушка внуков с помощью этой традиции? (к аккуратности во время еды?)

Так происходит передача опыта, знаний, умений от одного поколения другому.

- Давайте еще раз обратимся к определению традиция. Закройте учебник и скажите определение по памяти.

5. Физминутка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминки. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши.

- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

- Кто помогает дома близким, топните.

- У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх.

- Кто похож на папу? Присядьте.
- Кто похож на маму? Повернитесь вокруг себя.
- Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко.

- А кто богат родственниками, у кого их много, помашите рукой, чтобы все видели какие вы богатые.

Сообщение- рассказ.

- У вас было домашнее задание подготовить сообщение- рассказ о ваших семейных увлечениях, о том, как в ваших семьях традиционно отмечаются праздники. Зачитайте ваши сообщения.

Степанов Алексей.

Одним из любимейших увлечений нашей семьи является рыбалка.  И не важно, сколько на рыбалке наловишь рыбы - много или мало. На берегу реки мы хорошо проводим время: купаемся, загарам, играем, можем развести костер и приготовить уху. Счастливые мгновения, минуты, часы, проведенные на рыбалке - лучший отдых.

Косимова Нозия

В нашей семье принято праздновать дни рождения. К этим праздникам мы готовимся заранее. Стараемся преподносить не забываемые подарки, чтоб они напоминали о празднике. Не один день рождения не проходит без фирменного пирога моей мамы. Рецепт этого пирога хранится и передается от бабушки к маме.

Акбарзода Абдуразок.

В нашей семье принято ежедневно молиться. Перед молитвой (намазом) мы совершается ритуал омовения рук. Молимся мы, стоя на коленях на специальных ковриках. Мужчины и женщины молятся в разных комнатах. Молитва ограждает нас от плохих поступков.


6.Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Творческая деятельность

Групповая работа.

- Дети подойдите к столу. На столе вы видите конверт с набором картинок, отражающие разные традиции. Вам нужно разделить картинки на три группы, так, чтобы каждая группа отражала традицию.

- Разделили? А теперь каждую группу картинок наклейте на ватман в широкую строчку.

- В узкой строке напишите название традиции.

( Ватман вывешивается на доску, дети садятся за парты)

- Леша, какую традицию отражают карточки первой группы?

- Назия, назови вторую традицию. Абдуразок – третью.

- Вот вы расшифровали традиции. А как их в общем назвать?( семейные традиции)

Картинки для группой работы.

  1. Совместный отдых на природе.



  1. День рождения

3.Семейное чаепитие.



7. Рефлексия.

-Давайте еще раз вернемся к цели нашего урока. Вспомнит кто-то как она звучала?

- Цель нашего урока - изучить семейные традиции и их роль, значение в формировании позитивных семейных отношений.

- Как вы считаете, цель урока достигнута? (да)

- Цель урока достигнута благодаря совместной работе на уроке.

( слайд 12)

- А сейчас, ребята, мне бы хотелось узнать, материал, проработанный на уроке, пригодится вам во взрослой жизни?

Красный кружок – пригодится

Синий кружок - не пригодится

Зеленый кружок я еще не понял.



- Хорошо, я ваше мнение увидела.

8.Домашнее задание. ( Слайд 13)

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Теоретической материал с. 105-108.

Творческое задание, написать мини- сочинение на тему « Какие традиции будут в моей семье»

9. Оценивание.

-Ребята, вы сегодня плодотворно поработали, но особо я хотела оценить вашу работу по подготовке сообщений о ваших семейных традициях.

- Семья – самое главное для человека. Она нам опора в радости и в трудную минуту! Об это и поется в песне, которую исполняет детский ансамбль « Непоседы».


















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!