Урок по ОРКСЭ
Н.Ф. Виноградова
«Основы светской этики» 4 класс
Тип урока: Открытие нового знания
Тема урока: Семейные ценности
Цель: формировать у учащихся отношения к семье как к высшей человеческой ценности, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и ценностей.
Задачи урока:
Актуализировать понятие «семья» как социальный институт, какую роль она играет в жизни каждого человека
Создать условия для создания модели семейных ценностей (общение, уважение, чувство значимости для своей семьи, прощение, понимание, традиции, любовь, поддержка)
Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям
Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать группе
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Или на доске или на слайде запись мудреца Низами: «Мал мой дом, как дом улитки, все же - он мой дом».
-Как вы понимаете данное выражение?
2. Актуализация опорных знаний.
На доске - слово «семья». Дети записывают и произносят слова, отражающие ассоциации с этим словом (мама, папа, обед, телевизор и т.д.).
Далее в соответствии с возрастом учащихся предлагаются для обсуждения следующие вопросы (на выбор учителя):
-Что для вас означает слово «семья»?
На слайде разные определения семьи.
- Запишите, понравившееся определение.
-Сохраняются ли в вашей семье семейные предания, рассказы, легенды?
-Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиями ваших родителей и других родственников, о вашем детстве, детстве ваших родителей?
-Есть ли в вашем доме семейный альбом, какие фотографии в нем хранятся, какие особенно дороги?
-Как в вашей семье обращаются друг к другу, напутствуют, приветствуют?
-Есть ли в вашей семье шутливые прозвища? Как они появились?
-Чью любовь и заботу вы ощущаете на себе больше всего?
-Какие игры любят в вашей семье? С кем и во что вы играете?
- Посмотрите на семью дяди Федора. Почему в его семье возникали конфликты? Чего им не хватает? Каких ценностей? А что такое ценности и сколько их вообще?
3.Выявление и причина затруднения
Ученики: не знаем что значит семейные ценности/какие они и сколько их)
- Назовите тему нашего урока. (семейные ценности)
- Какую цель мы поставим перед собой сегодня? (узнать какие существуют семейные ценности)
4. Открытие нового знания
- Что такое ценность?
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.
Ценность - это все то, что способно удовлетворять потребности человека.
- Для того, чтобы достигнуть нашей цели, мы с вами создадим «Дерево семейных Ценностей».
Работа в группах (по рядам).
- Сейчас вы будете работать по группам. Вам нужно проанализировать ситуацию и определить, чего же не хватает каждой семье, каких ценностей. Ценности вы должны написать на яблочках.
1 карточка. (понимание)
Мама: Почему у тебя одежда мокрая?
Дима: Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.
Мама: не слушая сына : «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.
Мама: Пойдёшь в мокром.
Дима замолчал и стал неохотно одеваться.
2 карточка. (доверие)
Лена: Бабушка, я тебе помогу помыть посуду, можно?
Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Леночка, ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.
3 карточка. (честность)
Миша со своей семьей отдыхал летом у бабушки в деревне. Там он сдружился со своим сверстником Витей. Днем мальчишки играли во дворе в футбол, и Мина случайно попал мячом в уличный фонарь и разбил лампочку. Папа вышел на громкий звук и спросил сына: «Миша, это ты разбил лампочку?». Миша сказал: «Нет, это не я».
Просмотр ролика о семье.
- Посмотрите внимательно ролик и определите, какие же еще существуют семейные ценности.
Семейные ценности: помощь, поддержка, любовь, уважение, прощение, общение, традиции, доброта, забота.
Оформление Дерева семейных ценностей.
- Можно ли продолжить этот список ценностей? Сколько их всего?
5. Включение в систему знаний и повторение.
В своем доме и | стены помогают |
В семье разлад, | так и дому не рад |
В семье, где нет согласия, | добра не бывает |
Везде хорошо, но | дома лучше |
Согласье в семье- | богатство |
Вся семья вместе, | так и душа на месте |
Семья сильна, когда | над ней крыша одна |
В семье согласно, | так идет дело прекрасно |
Дерево держится корнями, | человек семьей |
Не будет добра | коли в семье вражда |
Семье, где помогают друг другу | беды не страшны |
Человек без семьи, что | дерево без плодов |
каждой группе предлагается по четыре пословице. Ученикам нужно соединить начало пословицы с ее концом ( т.е. у каждой группы по четыре пословицы/начало и двенадцать концовок из представленных пословиц.
6. Рефлексия.
-Какую цель мы ставили сегодня перед собой?
- Добились ли мы ее? Каким образом?
- Назовите семейные ценности, которые мы с вами сегодня раскрыли.
- Что для вас семья?
7. Домашнее задание.
Оформить информационный лист по теме «Мои семейные традиции» или «Древо моей семьи».