СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Семья. Семейные ценности" разработан для учащихся 4 классов.

Материал можно использовать для проведения классного часа. Цели урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина; выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ»

Влияние семьи на формирование личности ребенка на уроках ОРКСЭ

и внеурочной деятельности

Будущее общества в немалой степени зависит от воспитания подрастающего поколения. Среди различных социальных институтов решающее влияние на становление человека оказывает семья: здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и материальным ценностям.

Семья, по признанию учёных, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культура не обошлась без семьи. В её позитивном развитии и сохранении заинтересовано общество, государство. В прочной надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического укладов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает изменения. Продолжает нарастать разрушение семьи в традиционном понимании, и как следствие этого неудовлетворительное воспитание детей в семье.

Уважительное отношение к близким людям, в число которых входят не только родители, - важное свойство нравственно совершенной личности. В семье ребенок учиться учитывать интересы окружающих людей, проявлять заботу о них. Воспитание у детей уважительного отношения к родителям в значительной мере зависит от организации труда. Также под руководством родителей дети усваивают основные правила и нормы поведения. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно.

Особое значение приобретает вопрос влияния семьи на становление личности. Необходимость рассмотрения этого вопроса обусловлена тем, что за годы изменился не только численный состав семьи и её структура.

В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведения развивающийся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.



Конспект урока по теме «Семья. Семейные ценности.»

Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина; выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

Задачи урока:

  • формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях;

  • формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;

  • способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;

  • воспитывать чувства ответственности, любви к своим ближним.


Результаты:

Учащиеся:

  • смогут дать определения понятиям: семья, семейные ценности;

  • на основе полученных знаний смогут сделать вывод о роли семьи в жизни каждого человека.



На уроке формируются и развиваются личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные:

  • ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • целостное мировоззрение;

  • ценностные ориентиры, заинтересованность не только в личном успехе;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности;

  • познавательный интерес к предмету.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение выполнять познавательные и практические задания;

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками.

Предметные:

  • умение определять тему урока и ставить задачи;

  • умение логически мыслить; определять цель урока, умение давать определение терминам: семья, семейные ценности

  • умение логически мыслить, находить нужную информацию в различных источниках, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения; работать в группе;

  • умение обобщать изученный материал, понимать роль семьи в жизни каждого человека.



Ход урока

1.Организационный момент

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.


- Подарим свои улыбки друг другу.

- Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.



2. Мотивационный этап

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась … (___________).


Учащиеся: - семья.

- Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

(Ответы учащ.)

- Давайте проверим правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарю.

Работа со словарем. (Ответы учащ.)



Вывод: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Назовите всех членов вашей семьи.

Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная, большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…)

3. Актуализация знаний учащихся.

О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья» 

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

- Какие это слова? На столе лежат у вас «лепестки», напишите слово, которое, по вашему мнению, является качеством дружной семьи. Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Составление «ромашки» семейных ценностей.

- Ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось?

- На чём держатся лепестки?

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку?

- Что же символизирует сердцевинка? (Ответ: Ценности, на которых основывается семья.)

На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье:

  • Уважайте мнение всех членов семьи.

  • Старайтесь понять каждого и если надо простить.

  • Никогда не смейтесь над кем-то.

  • Уважайте родственников.

  • Почитайте родителей, и т. д.

- Для чего человеку нужна семья?

- Посмотрите на фотографии, скажите, какой вы видите семью? (Ответы учащ.)

- Каждый ответит по-своему, на вопрос: «для чего человеку нужна семья», но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

- Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

- Определите тему нашего сегодняшнего урока. «Семья. Семейные ценности.»

Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки в стороны, пошире,

Развернули на четыре

Крепко их к плечам прижать – это пять

И за парты тихо сесть – это шесть.



4. Усвоение новых знаний.

- О чём мы с вами сегодня уже узнали на уроке?

- Как вы думаете, о чём ещё мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

- На доске записаны слова. Что это?

(Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм.) Это религии.

- Как вы считаете одинаково ли религии относятся к семье?

- Совпадают ли семейные ценности в разных религиозных культурах?

- Вы сейчас высказали свои предположения, которые нам нужно будет проверить и доказать.

- Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: как традиционные религии России относятся к семье?

Задание 1.

- Для того чтобы проверить ваши предположения и ответить на вопрос урока, вам сегодня предстоит побывать исследователями, которым нужно поработать с текстами учебника на стр. 74-75, дополнительной литературой и представить свою работу.

- Каждая группа, по завершении работы, представляет религиозную культуру (в рабочих листах вы должны будите записать семейные ценности религии, с которой работает ваша группа).

Христианство

«Христианская культура»: почитать родителей,

заботиться о пожилых родителях, слушаться своих родителей, говорить о родителях уважительно.

- Как именуется семья в православии? (малой Церковью)

- Где устраивали свои храмы первые христиане? (в жилищах)

- Как должны жить люди в христианском браке? (В любви и верности)

Знакомство с повестью о Петре и Февронии.

Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день.

Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.

Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно. Краткий пересказ одним из учащихся.

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.

Иудаизм

 «Иудейская культура»: чтить отца и мать, заботиться о своих родителях, прислушиваться к мнению старших, благословлять и уважать родителей.

- Что является одной из главнейших заповедей в иудаизме? (брак и рождение детей)

- А что считалось огромным наказанием? (бездетность)

Ислам

«Исламская культура»: почитать и уважать родителей, молиться за родителей, слушаться своих родителей и выполнять их просьбы и поручения.

- Какая обязанность возлагается на взрослого мусульманина? (создать крепкую семью и воспитать потомство )

- Как дети должны относиться к родителям? (почитать своих родителей)

- Кому принадлежат слова «рай находится под ногами наших матерей»? (пророку Мухаммаду)

Буддизм 

«Буддийская культура»: поддерживать своих родителей, исполнять свои обязанности по отношению к родителям, поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции.

- На какие группы делятся все верующие в буддизме? (На мирян и монахов)

- Почему для мирян в буддизме семья является важнейшей частью их жизни? (Потому что брак должен заключаться не только для счастья двоих, но и ради интересов общества. Семья – это ответственность и забота о детях, родителях, о монахах)

- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили? (любовь, рождение детей, обязанность воспитать их, забота о детях и родителях)

- Есть ли расхождения в разных религиозных культурах?(Да. Но они незначительны.)

Задание 2.

- Сложите пословицы. Для каждой группы две пословицы. Какая пословица вам понравилась? Почему? Объяснить значение.

Пословицы для 1 группы

  • На что клад, когда в семье лад.

  • Согласье в дому – достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.

Пословицы для 2 группы

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

  • За общим семейным столом еда вкуснее.

Пословицы для 3 группы

  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

  • Дерево держится корнями, а человек семьей.

Пословицы для 4 группы

  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.

  • В родной семье и каша гуще.

5. Закрепление

- Как традиционные религии России относятся к семье?

- О семье рассуждали и говорили многие философы, мыслители, известные писатели (обращается внимание учащихся на высказывания великих людей о семье)

  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

Толстой Л. Н.

  • ...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...Э. Золя

  • В семейной жизни самый важный винт — это любовь.А. П.Чехов

  • Всякая семья составляет часть государства.  Аристотель

  • Законы воспитания – это первые законы, которые встречает человек в своей жизни. И так как законы эти подготавливают нас к тому, чтобы стать гражданами, то каждая семья должна управляться по образцу великой семьи, охватывающей все отдельные семьи. Ш.Монтескье

  • Любовь не цель, а средство для создания семейного очага. О.Бальзак

  • Семья начинается с детей.  А.И.Герцен

  • Семейная любовь – наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в семье влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное из всех добрых чувств человека. Н.Г.Чернышевский

  • Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семью.Л.Н.Толстой

  • Хороший брак покоится на таланте и дружбе. Ф.Ницше

  • Семья – один из шедевров природы. Д.Сантаяна

  • Лучшая семейная дипломатия – это дипломатия полного взаимного доверия и безграничной искренности. И.Шамякин


Что может быть семьи дороже?



Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!



Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.



Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.



Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле





Домашнее задание

Составьте рассказ о своей семье. Найдите пословицы и поговорки о семье.



6. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. У вас на парте лежат «сигналы» светофора: зеленый, желтый и красный. Поднимите тот «сигнал», который соответствует вашей активности на уроке.

Критерии оценки эффективности работы на уроке:

высокая активность – зеленый сигнал светофора

средняя активность – желтый сигнал светофора

пассивное слушание – красный сигнал светофора

Звучит музыка Гимн Семьи




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!