- Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи. На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга. Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый. (Проверка на слайде) Слайд 11 С кем приходилось сражаться богатырям? (ответы детей) - Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями. - Какие слова не понятны? Давайте объясним их? - Как вы поняли последнее предложение? - Что значит «правила честного поединка» - Какое слово здесь самое важное? - Какие слова не понятны? Давайте объясним их? В чём заключались «правила честного поединка»? - Послушайте отрывки из былин. Подумайте, о каком правиле честного поединка идёт в отрывке речь? «Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.» (Сила применялась для защиты слабых) «Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному- Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися … …Ай тут старыя казак да Илья Муромец Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, Во свои берет во белы он во ручушки. Он тетивочку шелковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повез его по славну по чисту полю,Мимо гнездышка повез да соловьиного.» (Сила применялась только против сильных.) - Какие слова не понятны? Давайте объясним их? - Что вы ещё узнали про богатырей? - Какая победа прославляла богатырей? - Прочитайте пословицы. - Как вы их понимаете? - Какие из них можно отнести к богатырям? «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» «Не родом богатырь славен, а подвигом» «Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать» «Любишь кататься, люби и саночки возить» «В русском сердце честь да любовь» «Бой отвагу любит» слайд 12 - Прочитайте название картины. - Кто такой Александр Невский? - Почему эту картину поместили в учебнике? - Докажите, что его тоже можно назвать богатырём? - Был он великим князем, полководцем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день. слайд 13, 14 - Какие чувства вызвало у вас это произведение? - Какой она показалась вам по настроению? - О каких событиях идет речь? Почему вы так решили? - Подберите прилагательные, которые могли бы описать настроение этой темы? (уверенная, суровая, сильная, раздольная, размашистая, строгая, побеждающая и т.д.) - Это произведение вы услышали в исполнении симфонического оркестра. - Как бы вы назвали это произведение? Поищите название в себе. Как вы чувствуете? - Почему произведение одно, а названия у вас получились разные? Отчего так? Правильно, потому что мы все разные. - Я рада, что вы так тонко почувствовали музыку, поняли, о чем хотел нам с вами рассказать композитор. Эту симфонию он назвал “Богатырская”. - А кого ещё можно назвать богатырями? Почему? - Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт. Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран. - Вспомните всё, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы дополнить предложения. Работайте парами быстро, дружно. Я думаю, что вам поможет музыка М.П. Мусоргского. Одно из своих произведений он назвал «Богатырские Ворота». 1 вариант Богатырь обладает невиданной …… , безграничной ………, особым умением (метко стрелять из лука, ………………… ) . 2вариант Богатырь ………, …………, ………… человек, преданный ………, служащий ………. Заслушивание получившихся выводов. (слайд 21, 22, 23) - Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают? - Кто они? - Кого называют героем? Обратимся к словарю. - ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Посмотрите на фотографии в учебнике на странице 51. Прочитайте подписи к ним. - Почему именно их разместили в учебнике? - Чьи бы фотографии вы ещё поместили на страницы учебника? - Докажите, что на фотографиях (на слайде) тоже изображены богатыри. Слайды 15, 16, 17, 18, 19 Синквейн Слайд 20 Богатырь доблестный, храбрый сражается, защищает, спасает Богатырь – отважный и честный человек. мужество |