СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по основам православной культуры во 2 классе. Любовь к детям. Христос и дети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О любви в полном смысле этого слова с привлечением личного опыта детей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по основам православной культуры во 2 классе. Любовь к детям. Христос и дети.»

7



УРОК №18. ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ. ХРИСТОС И ДЕТИ

Цель: создание условий (духовно-обогащенной среды) для обретения начал духовного опыта: понимание светлой чистой любви (детской), Божией любви, родительской любви; обращение к собственному жизненному опыту.

Задачи:

Образовательные:

1) познакомить учащихся с фактами новозаветной истории: Христос и дети, воскрешение дочери Иаира, воскрешение сына вдовы;

2) показать, что любовь Бога всепрощающая: каждый человек, совершивший ошибку, плохой поступок, обратившийся к Господу со словами покаяния (прощения) и за помощью к исправлению, непременно получит от Него прощение и помощь.

3) раскрыть понятие «детская светлая чистая любовь».

Развивающие:

1) формирование у учащихся умения получать информацию из различных источников: книг, репродукции картин;

2) обогащение словарного запаса: благословение

Воспитательные:

1) помочь детям понять, что и они сами должны прощать обиды людям.


Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные:

  • понимание и принятие учащимися главной православной добродетели: любовь к Богу, любовь к ближнему;

  • обретение элементарного духовного опыта: понимание, как важно прислушиваться к советам родных людей, быть благодарным родителям.

Метапредметные:

  • готовность излагать своё мнение по конкретной ситуации;

  • осознанное построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения в рамках изучаемого материала;

Предметные:

  • уметь рассказать о сюжетах новозаветной истории, пересказать содержание картин В. Поленова.

Советы учителю:

Известно, что при переходе из дошкольного в школьный период в жизни ребенка происходят радикальные изменения и прежде всего в укладе его жизни. Адаптация к новым обязанностям, к школьной обстановке, а так же сложности принятия иного стиля отношения между педагогом и младшим подростком. Меняются и отношения родителей к своему ребенку: вместо ласковых уговоров, открытого проявления любви с их стороны появляются более строгое и сдержанное отношение. По исследованиям психологов, дети младшего подросткового возраста испытывают дефицит любви со стороны родителей. Педагогам, родителям следует понимать, что дети не могут жить и развиваться без любви. Поэтому ребенок часто задает вопрос взрослым, любят ли они его. Результаты опроса 1000 школьников младших классов свидетельствуют о том, что этот вопрос является одним из главных в их жизни.

Главная идея урока – продолжить разговор о различных проявлениях любви взрослых к детям, детей к родителям, о Любви Бога и к Богу. Важно показать, что любовь Бога Всепрощающая: каждый человек, совершивший ошибку, плохой поступок, обратившийся к Господу со словами покаяния (прощения) и за помощью к исправлению, непременно получит от Него прощение и помощь.

Любовь родителей тоже всепрощающая. Какой бы поступок не совершил ребенок, родители стараются понять и простить его.

Раскрывая смысл понятия «светлая чистая (детская любовь)», у детей формируется понимание истинной любви. К этому понятию в дальнейшем неоднократно дети будут возвращаться при изучении литературы, житейских ситуаций.


Содержание урока.

Пробуждение интереса, мотивации к изучению материала урока.

Вопрос сверстника:

«Когда началась на Земле любовь?» (Катя, 2 кл.)

Как только Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, Он подарил людям светлую, радостную любовь к Богу, друг к другу, к природе. Когда люди нарушили заповедь Божию, то любовь стала искажаться. И только дети сохранили чистую любовь. Вот почему Господь сказал своим ученикам: «Будьте как дети и наследуете Царство Божие». Он любит детей, и заботится о них.

Вопросы:

Бог подарил людям светлую, радостную, чистую любовь. Как вы думаете, какая она, в чем проявляется такая любовь?

(Выслушать ответы детей)

Посмотрите фрагмент видеозаписи «Христос и дети» и послушайте, как на этот вопрос отвечает священник Олег Чебанов (дети смотрят видеофрагмент из детской православной программы «Купелька» телеканала «Союз» 02:49 – 03.29 мин.)

На доске (слайде по щелчку) появляется запись:

Детская любовь

добрая, отзывчивая, приветливая, не замечает недостатков других,

не осуждает, не завидует, не превозносится, не гордится.

Вы обратили внимание, что в видеозарисовке показаны дети–младенцы. Когда вы были маленькие, у вас тоже была светлая чистая любовь к родителям, родным, ко всему что было вокруг вас.

Прошло время. И вы уже не малыши, а младшие подростки. Вы можете оценивать свои поступки, свои чувства и мысли. Вглядитесь в себя, подумайте и ответьте на вопрос: сохранилась ли в вас чистая и светлая любовь? Всегда ли по отношению к другим людям вы добры, отзывчивы, приветливы, не замечаете недостатков и т.д.? (сравнение с характеристиками светлой и чистой любви, данными на слайде)

Предлагаю вам вместе найти ответ на этот вопрос.

Нарисуйте (напишите или выберете из различных вариантов), пожалуйста, любимые предметы, которым вы посвящаете большую часть свободного времени.

На экране появляется телевизор. Мы любим смотреть телевизионные программы. Какие ваши любимые программы? (вопросы и выводы о фильмах, комментарии в зависимости от ответа детей)

На доске (слайде по щелчку) появляются записи: агрессивность, забота о себе, лень, …

На экране появляются компьютер, планшеты (вопросы и выводы о фильмах, комментарии в зависимости от ответа детей)

На доске (слайде по щелчку) появляются записи: усталость, раздражение, грубость, непослушание.

Вывод о потере чистоты любви: Ребята, оказывается, взрослея, мы меняемся не всегда и не во всем в лучшую сторону и способны уже не только на добрые и светлые чувства, но на противоположные им.

Как же сохранить детскую светлую любовь?

Вывод: (после высказывания детей)

В начале урока мы слушали ответ на вопрос вашей сверстницы, в котором прозвучали следующие слова: «Господь сказал своим ученикам: «Будьте как дети и наследуете Царство Божие». Он любит детей, и заботится о них».

Задание на рассмотрение репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Детей привели». Расскажите, что вы видите на картине?

(после ответов детей)

Вы рассказали об увиденном вами на картине. Давайте прочитаем, как об этом написано в Новом Завете. Очень приятно, что вы смогли увидеть и рассказать о встрече Христа с детьми.

Вопросы:

Зачем взрослые привели детей к Иисусу Христу?

Как вы понимаете, что значит слово «благословение»

Словарная работа:

Вы услышали (прочитали), что Господь благословил детей, а что это значит? (Предположения детей).

Разобрать слово: благо-слов-ил – сказал благое слово, т.е. доброе.

Каким образом благословил Иисус Христос ребенка? (Возложил руки на его голову).

Благословение – осенение крестом, иконой, словом молитвы ( слайд).

Обсудить состав слова: благо-слов-ение – сказать благое, т.е. доброе, радостное слово.

А кто еще может благословить детей, например, когда они уходят в школу? (Дети отвечают, что это их родители).

- Конечно, ребята! Это ваши родители (бабушки и дедушки). Они таким образом желают вам доброго дня, благословляют на добрые дела, заботятся о вас. Всегда ли мы, ребята, понимаем, что родители заботятся о нас? А когда наказывают нас, это забота? Мы с благодарностью принимаем это?

(Детей нужно подвести к мысли, что, несмотря на чувство обиды, кажущейся несправедливости наказания, приходит понимание, что действия родителей оправданы. Самый простой, распространенный пример для второклассника - реакция родителей на плохую отметку, замечание в дневнике или нежелание ребенка выполнять домашнее задание. Родитель требователен, строг. Дети, как правило, ждут понимания и сочувствия, критика родителей их разочаровывает, обижает. В процессе обсуждения подводим детей к выводу, что родителем движет любовь, забота о будущем ребенка.

А как заботится Бог и защищает детей?

(ответы детей)

Каждому-каждому Он помогает расти и правильно развиваться, набираться сил. Как Он делает это? Посылает нам нужных людей, которые помогают нам открывать в себе хорошее и доброе; посылает нам мысли, которые помогают нам понять наше призвание и, конечно, каждому из нас. Он посылает Ангела Хранителя, который подсказывает нам, как правильно поступить в трудные минуты нашей жизни. Нам только нужно научиться слышать его голос и доверять ему.

Послушайте историю одного мальчика, вашего сверстника. Артур написал письмо Владыке.

Я хочу рассказать Вам об одной истории. Однажды я был на выставке. Мне захотелось, очень захотелось взять одну красивую вещь. Кто-то внутри меня шепчет: «Возьми, возьми», а мой Ангел сказал: «Это чужая вещь». Мне трудно было отойти от неё, но я не взял. Зато потом  мне стало на душе так легко, легко. И я понял, что Ангел - это Хранитель от всякого зла.

Вопросы:

Скажите, ребята, от чего стало легко мальчику?

Кто ему помог принять правильное решение?

Мальчик поборол в себе дурные мысли, порадовал он этим Бога?

(ответы детей)

Задание: Около тысячи ваших сверстников написали письмо Богу, в котором излагали свои просьбы о помощи, высказывали Ему свои пожелания.

Давайте и мы с вами напишем письмо Богу (что вы попросили бы у Бога? Что пожелали бы Богу).


Завершение урока

Сколько в ваших глазках тепла и света,

Сколько в ваших ласках чистого привета.

Дети, вам желаю вырасти большими,

Но душой остаться навсегда такими!