План - конспект урока по ОРКСЭ. Тема: «Заповеди»
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
.
- Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня мы снова с вами отправимся в мир православной культуры.
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, давайте вспомним, о чем разговаривали на прошлом уроке? (О совести и раскаянии)
- Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы детей)
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
-Ребята, а как вы думаете, люди в обществе живут по правилам или просто так? (Люди живут по правилам.)
-Эти правила называются - законы.
- Какие законы и правила жизни человека вы знаете? (Правила для учащихся, правила этикета, законы страны.)
- Как должны люди относиться друг к другу? (Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу и т.п.)
-Ребята, а почему нельзя жить без правил, просто так, как каждому нравится? (Без законов был бы беспорядок среди людей.)
-Правильно. Каждое общество живёт по правилам, т.е. по законам. Это нужно для того, чтобы люди жили мирно и меньше было различных преступлений.
-А как назывались законы в Христианстве, мы узнаем, выполнив задание.
III. Организация познавательной деятельности.
1. Целеполагание. Работа в паре.
-Попробуйте в парах из карточек сложить слово.( «ЗА», «ПО», «ВЕ», «ДИ»).
-Какое слово у вас получилось? (Заповеди). – Божьи законы.
- А каким образом люди узнали об этих заповедях мы узнаем, посмотрев мультфильм.
Просмотр мультфильма «Моисей. Дарование Закона. Православные мультфильмы» https://www.youtube.com/watch?v=GbY2hI2OvcM
2. Открытие нового знания.
В Православии все гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нарушать нельзя, это приведет к большому ущербу и даже к катастрофе. Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям.
(Слайд 3, 4)
- Заповеди были даны Моисею в виде двух каменных плит —скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу.
(Слайд 5 - 9)
1 заповедь. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2 заповедь. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3 заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
4 заповедь. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
- А на второй скрижале — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним.
Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.
5 заповедь. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 6 заповедь. Не убивай.
7 заповедь. Не прелюбодействуй.
8 заповедь. Не кради.
9 заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10 заповедь. Не завидуй.
- Далее я предлагаю вам поработать в группах и подготовить мини – сообщения, каждое из которых является частью нашей общей темы.
- Темы указаны на карточках, которые находятся на ваших столах. Вы можете пользоваться учебником, дополнительной литературой. Время на выполнение 10 минут.
Задание для каждой группы:
1. Проработайте материал на предложенную тему и ответьте на вопрос: Как вы понимаете эту заповедь?
2. Приведите обоснования, от чего предостерегает заповедь и как требует поступать?
Физминутка.
- Встаньте, выйдите из –за парт, присядьте, закройте глаза. А теперь начинаем просыпаться с моими словами:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел!
- А теперь посмотрите на экран, поводите глазками за летающими бабочками! https://www.youtube.com/watch?v=CVgPA_1bays
4. Первичное закрепление
-Продолжаем слушать выступление групп.
- Что нового вы узнаете из текста? (Выступление групп)
Группа №1.
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Почитай отца твоего и матерь твою | Предполагаемый ответ учащихся: от неуважения к родителям и вообще к старшим людям в обществе | Предполагаемый ответ учащихся: слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости |
Группа №2.
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не убивай | Предполагаемый ответ учащихся: От неуважительного отношения к жизни человека и других живых существ, от опасности стать убийцей | Предполагаемый ответ учащихся: Не прерывать жизнь при любой возможности, сохранять жизнь, которую всю создал Бог |
Группа №3.
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не кради | Предполагаемый ответ учащихся: От воровства, незаконного присвоения имущества других людей, государственного имущества. | Предполагаемый ответ учащихся: Не брать без разрешения чужую вещь; всегда возвращать чужое. |
Группа №4.
Заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не прелюбодействуй | Предполагаемый ответ учащихся: Храни верность тому, кто тебя любит и любим тобою. Залог сохранения семьи. | Предполагаемый ответ учащихся: Сохранять тёплые отношения в семье. |
Заповедь восьмая:
Группа №5.
Заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не лги | Предполагаемый ответ учащихся: от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека. | Предполагаемый ответ учащихся: Не говорить никому неправды, не обманывать, не вводить человека в заблуждение в своих интересах. |
Группа №6
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не завидуй | Предполагаемый ответ учащихся: От недоброго чувства к людям, которые имеют вещи, качества, способности, которых нет у тебя. | Предполагаемый ответ учащихся: уметь радоваться чужому доброму событию; не хвастаться, делиться с другими людьми своей радостью. |
5. Итог.
- Выполнение какой заповеди требует не только уважения, покорности и послушания, но также любви, нежности, заботы о родителях? (заповедь 5 «Почитай отца твоего и мать твою»)
- Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления? (заповедь 6 «Не убивай»)
- Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам? (заповедь 8 «Не кради»)
- Верность какой заповеди - залог сохранения семьи? (заповедь 7 «Не прелюбодействуй»)
- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»? (заповедь 9 «Не лги»)
- Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью? (заповедь 10 «Не завидуй»)
V. Рефлексия учебной деятельности.
- А теперь я прошу оценить свою работу на уроке. У каждой группы на столе цветок и набор бабочек. Посадите, пожалуйста на цветок пеструю бабочку, если вы удовлетворены своей работой на уроке. Если вы не удовлетворены своей работой, посадите на цветок коричневую бабочку. А если вы считаете свою работу на уроке хорошей, но не совсем продуктивной, выберите белую бабочку.
- Меня радует, что ваши столы запестрели яркими бабочками. Это значит, что вы все старались.
VI. Домашнее задание. Разноуровневое задание по выбору.
1. Прочитать текст на стр.40 -41; ответить на вопросы.
2. Записать заповеди в рабочую тетрадь.
3. Подобрать и записать пословицы к 5 и 8 заповедям*