СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Разоблачение чиновничества.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Разоблачение чиновничества.»

Тема: «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь).


Цели:

раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие;

развивать умение подбирать цитаты, навыки анализа драматического произведения;

развивать критическое и творческое мышление, коммуникативную компетенцию учащихся;

воспитывать положительного отношения к учению и интерес к русской литературе;

воспитывать вдумчивого зрителя, читателя;


Планируемые результаты

Предметные: показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического.

Метапредметные: развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности, речевую активность; развивать самостоятельность и организованность учащихся;

Личностные: формировать устойчивую нравственную позицию, эстетическое восприятие средствами литературы.


Средства обучения: учебник, иллюстрации


Тип урока: урок усвоения новых знаний


«Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России…,

все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях,

где больше всего требуется от человека справедливости,

и за одним разом посмеяться над всем.

Но сквозь смех читатель услышал грусть»

Н.В. Гоголь

Ход урока

1) Организационный этап.


2) Актуализация знаний.

1. Вступительное слово учителя

На прошлых занятия мы с вами познакомились с биографией Н.В.Гоголя и с историей создания его комедии «Ревизор». Для того чтобы возобновить в памяти некоторые моменты, я предлагаю вам сейчас решить кроссворд.

Кроссворд

1. Первое слово в названии первой книги Гоголя? («Вечера на хуторе…»)

2. Кто подсказал Гоголю мысль о «Ревизоре»? (Пушкин)

3. В каком театре состоялось первое представление «Ревизора»? (Александровский)

4. Кому принадлежат слова: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне − более всех» (Николай І)

5. В какой области родился Гоголь? (Полтавская)

6. Каким словом герои пьесы называют ревизора? (инкогнито).

7. Какой известный критик приветствовал в «Ревизоре» «истинно художественное произведение»? (Белинский)

8. Жанр «Ревизора»? (комедия)


3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Какое слово у нас получилось? (Чиновник)

Как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? В тетрадях запишите тему урока.

Давайте обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова и выясним, что означает каждое слово в теме.

ЧИНОВНИК - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание.

ПОРОК - тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство.

РАЗОБЛАЧАТЬ - раскрыть чьи-нибудь тайные замыслы, ложь, злоупотребления.

- Какими же будут цель и задачи нашего урока?

Рефлексия: насколько актуальна проблема пьесы в наше время?


4) Первичное усвоение новых знаний.

Анализ положения дел в городе Н

Учащимся предлагается рассказать о городе, его жителях и порядках в форме экскурсии:

- описание города (забор, сгоревшая церковь, лужа и т.д.)

- здание суда, работа судьи

- богоугодные заведения

- порядки в гимназиях

- работа на почте


5) Первичная проверка понимания

Ребята, какие впечатления у вас оставил город N?

- Как вы думаете, почему Н.Гоголь не дает название своему городу?


Работа с таблицей (учащиеся заполняют, работая в паре)

Почему чиновникам жилось так хорошо?

они живут по принципу максимальной выгоды для своего личного кармана, нисколько не думая о выполнении своих истинных обязанностей – заботе о благоустройстве города и горожан

Какой выход из сложившейся ситуации видит городничий?

Что советует чиновникам?

На что направлены его действия?

изменить внешнюю сторону, скрыть недостатки, пустить пыль в глаз; цель чиновников – предохранить своё ведомство от настоящей ревизии и обезопасить себя

С какой целью писатель показал в комедии «всё дурное в России»?

Это ещё раз подтверждает, что уездный город в пьесе Гоголя – лишь часть общества, где обман, произвол, взяточничество, казнокрадство и т.п. в порядке вещей, это те самые «несправедливости» в России, о которых говорил драматург, приступая к комедии

- Почему разоблачить нравственные пороки чиновничества было очень важно для автора комедии?


6) Первичное закрепление.

Назовите черты, характерные для чиновников.

  • взяточничество

  • казнокрадство

  • низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством

  • скотская грубость перед низшими

  • самоуправство

  • произвол

  • безнаказанность

  • мошенничество

  • подобострастие и т.д.

Заполните графу таблицы о чиновниках.


Можно ли образы героев комедии рассматривать как точное воспроизведение характеров действительно живших людей?

Какую роль сыграл художественный вымысел в изображении действующих лиц пьесы?


Чиновники города – люди «бывалые», то есть могут легко провести кого угодно, но почему же они боятся очень ревизора?

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

Николай 1 заявил после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль, а городничий в Ростове-на-Дону грозил упрятать актёров в тюрьму. Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведённое ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня…» Почему возмущались и чего так испугались царь, чиновники и купцы?


7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Творческое: Досье на каждого чиновника в форме таблицы.

Ф И О

Занимаемая должность

Должностные обязанности

Положение дел по факту

Цитатная характеристика







8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • Почему «сквозь смех читатель услышал грусть»?

  • Что высмеял в своей комедии Н.В. Гоголь и почему?

  • Могут ли такие пороки вызывать смех? Почему?

  • Я много раз слышала и встречала в критической литературе выражение “бессмертная комедия” в отношении этой пьесы. Почему? Можно ли с этим согласиться?

  • Что дает комедия современному читателю и зрителю?