СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по письму и развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

обучающие:

- совершенствовать умение устанавливать связь имён прилагательных с существительными;

 

          - на основе выполнения практических упражнений учить определять род и число   имён  прилагательных;

 

- расширять словарный запас учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по письму и развитию речи»

СОГОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»





Конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе

Тема: «Согласование имён прилагательных с существительными»












Учитель: Беляева Л.Л.





Духовщина


Цели урока:

обучающие:

- совершенствовать умение устанавливать связь имён прилагательных с существительными;


- на основе выполнения практических упражнений учить определять род и число имён прилагательных;


- расширять словарный запас учащихся;

развивающие:

- развитие психических качеств учащихся: мышления, памяти, внимания;

- развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, работу в парах;

- развитие речи учащихся на основе речевых упражнений, при ответах на вопросы;


воспитательные:

- воспитывать сотрудничество и чувство взаимопомощи при работе в парах;

- воспитывать положительную мотивацию к урокам русского языка;


здоровьесберегающие:


- осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм и методов работы;

- создание психологического комфорта на уроке.



Оборудование:

словарное слово "сосед", предметные картинки, карточки с заданием для работы в парах, карточки с именами прилагательными, записи на доске, мешочек с предметами, учебник «Русский язык 6 класс». Авторы: Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.





Ход урока.


1. Орг. момент.


Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

У вас на партах - карточки, на которых написаны положительные качества, помогающие ученикам хорошо учиться.



усидчивость, аккуратность, сообразительность, внимательность, ответственность, активность, прилежание, старательность.


(Дети читают эти слова и образовывают однокоренные имена прилагательные)

- Каждый из вас обладает теми или иными качествами, и пусть они помогут вам сегодня на уроке.

- А что ещё общего между всеми этими словами, которые вы прочитали?

(Это имена прилагательные)


- Откройте тетради и запишите число, классная работа.


2. Словарная работа.

- Сегодня к нам в гости пришло новое словарное слово, а что это за слово, вы узнаете, если правильно составите его из данных букв.

(учитель показывает карточку содес)

(- Это слово сосед)

- Правильно. (вывешивается карточка сосед)

- Скажите, а кто такой сосед?

(это человек, который живёт рядом)

- Запишите это слово в словарик, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- К какой части речи относится это слово?

(имя существительное)

- Дайте характеристику этого имени существительного.

( это сущ-е м.р., ед. ч., 2 скл., нариц., одуш.)


- Подберите к данному слову однокоренные слова и запишите их тетрадь.

(сосед, соседка, соседский, соседняя…)


- Выделите корень в этих словах.

(корень сосед)


- А теперь, давайте подберём имена прилагательные к существительному сосед и запишем полученные словосочетания.

(хороший сосед, старый сосед, добрый сосед….)


Гимнастика для глаз

Жмуримся. Крепко-крепко зажмуриваем глазки на 4-5 секунд, затем открываем.

Изображаем крылья бабочки. Моргаем глазами, как бабочка машет крыльями. Движения должны быть без напряжения, быстро, легко и непринужденно.

Играем в светофор. Знаете, как мигает светофор на перекрестке? Давайте его изображать: закрываем поочередно то правый, то левый глазик.

«Тик-так». Глазами изображаем часики, смотрим вправо-влево, как тикает маятник.

Вверх-вниз. Голову держим прямо, смотрим глазками вверх, а потом вниз.

«Гляделки». Играем по парам в гляделки, кто кого пересмотрит? Глядим на соседа и не моргаем как можно дольше. Когда моргнул – закрываем глазки и отдыхаем несколько секунд, притворяемся, что спим.

Часики. Рисуем большой круг глазами по часовой стрелочке, а затем – против.

3. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.


(На одной половине доски запись:

красив….

красив…

красив…

красив…)

- У меня записаны слова с пропущенными окончаниями. Какие это могут быть слова? К какой части речи они относятся?

(к именам прилагательным)


- Что необходимо сделать, чтобы дописать нужное окончание?

(подобрать имя существительное)


(Появляется запись на другой половине доски:


Цветок

Природа

Лицо

Картины )


- Как проверить окончание имени прилагательного?

(надо поставить вопрос от имени существительного)


- Поставьте вопрос от сущ-го цветок.

Цветок (какой?) красивый.


- Какое окончание надо дописать?

(окончание –ый)


(учитель записывает на доске)


- Определите род и число имени прил-го.

(м. р., ед. ч.)

(Аналогично разбираются остальные имена прилагательные).


- Какой можно сделать вывод?

( Род и число имени прилаг-го зависят от рода и числа имени сущ-го)


Пальчиковая гимнастика



ДОМ

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.


4. Закрепление материала.


1) Работа с текстом.


На доске записан текст


Этот --------------зверёк живёт в лесу. У него -------------уши, ---------хвост. Передние лапы - ------------------, а задние - -------- и --------.

Шубка у зверька летом - ----------, а зимой - -----------.



-Прочитайте текст. О ком идёт речь в данном тексте?

(о зайце)

- Как можно озаглавить этот маленький рассказ?

( Зайчишка)

- Запишите название рассказа в тетрадь.

- Кто может сформулировать задание к данному тексту.

(нужно вставить подходящие имена прилагательные)


- Эти имена прилагательные записаны на карточках:


Пушистый

Короткий

Длинные

Белая

Сильные

Серая

Маленькие

Большие


- К какому имени сущ-му нужно подобрать имя прил-е в 1-м предложении?

( К сущ-му зверёк подбираем прил-е пушистый)


Дети записывают текст, вставляют имена прил-е, определяют род и число.


Физ. минутка.

- А теперь мы немного отдохнём и поиграем в игру «Волшебный мешочек».

У меня в мешочке лежат различные предметы. Ваша задача - на ощупь определить, что это за предмет.

(конфета, монета, карандаш, точилка, ножницы, теннисный шарик, ластик, кольцо)

Дети по очереди подходят, определяют предметы и подбирают к ним имена прилаг-е.



2. Работа в парах.

- Перед вами карточки с двумя столбиками слов. В одном столбике записаны имена прил-е, в другом – имена сущ-е. Надо образовать словосочетания и определить род и число имён прилагательных.


1)поздняя листья 2)тёмные солнышко

холодный осень свежий погода

ароматное дождь плохая тучи

жёлтые яблоко яркое ветер


3)капустный настроение 4)пасмурный птицы

отличное белка перелётные гнездо сочные пирог птичья день шустрая груши воронье стайка

(Дети выполняют задание в тетради, после чего идёт проверка)

Упражнение на релаксацию «Воздушные шарики»


Закройте глаза. Дышим ровно и спокойно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя…. Прислушайтесь к вашему дыханию…. Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть…. Послушайте, что я вам хочу рассказать» – (настрой для релаксации)


Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится легким, невесомым. Ваши ручки и ножки стали легкими, легкими. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше.


Дует теплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик. Обдувает шарик, (имя ребенка), ласкает шарик (имя ребенка). Вам легко, спокойно, вы летите туда, куда дует ласковый ветерок.


Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в классе. Потянитесь и на счет три откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.


5. Итог урока.

- Чем мы занимались на уроке?

- От чего зависит род и число прилагательных?

- Что вам понравилось на уроке?

Игра «Узнай предмет»

Выбирается водящий, который становится спиной к учителю. Учитель показывает остальным ученикам картинку с изображённым предметом. Дети описывают этот предмет, называя имена прилагательные. Водящий должен угадать предмет.


- В начале урока мы назвали качества, которые помогают ученику хорошо учиться.

(Учитель анализирует работу детей и проявление данных качеств и выставляет оценки).


6. Дом. задание. Стр. 137, упр. 223


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!