мУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «сПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕЦИОННАЯ) ШКОЛА»
Урок по письму и развитию речи
Тема:
«Родственные слова. Выделение корня в родственных словах».
пРОВЕЛА шАШКИНА о.и.
бИРОБИДЖАН, 2018 ГОД
КОНСПЕКТ УРОКА по письму и развитию речи в 4 КЛАССе по теме: «Родственные слова. Выделение корня в родственных словах».
Тип урока: урок – формирование и закрепление знаний.
Цель урока: формирование умения учащихся определять родственные слова.
Задачи:
Обучающие: развивать умение анализировать слова сходные по написанию; учить выделять корень в родственных словах; совершенствовать навыки письма.
Коррекционные: развитие устной и письменной речи; развивать мыслительные операции.
Воспитательные: воспитывать дружеские отношения учащихся в процессе учебной деятельности; любовь к предмету.
Методы: проблемный; объяснительно-иллюстрационный; словесный.
Деятельность учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Мультимедийный проектор для презентации; карточки со словами по теме урока; предметные картинки; карточки с дополнительными заданиями; жетоны.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Подарим всем улыбки и настроение на работу. В нашей работе мы будем творить «добрые дела» и порадуем знаниями по письму и развитию речи. За правильные ответы вы будете получать жетоны «умница» и «умник».
II. Пальчиковая гимнастика.
(имитируют движения в зависимости от слов)
Две сестрички, две руки, рубят, строят, роют
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют
Месят тесто две руки- левая и правая,
Воду моря и реки загребают, плавая.
- Вспомним наше правило при работе на уроке письма:
Если ручкой я пишу, не верчусь и не спешу
Букву к букве аккуратно по линейке вывожу.
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Отгадайте загадку:
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц….. (март)
-Проверим правила посадки
- Какое сегодня число?
Запишите число и классная работа (подчеркнуть опасности).
-Работать мы будем как обычно по плану урока.
-С чего начинается работа в тетрадях?
III. Чистописание.
- Допиши элементы до образа букв.
- Какое слово образовалось? (корень)
- А что такое корень? ( Корень – общая часть родственных cлов).
- Сегодня на уроке мы будем учиться …….. (продолжите мысль)
Обобщение ответов учащихся, постановка цели урока:
- Будем тренироваться в подборе и образовании родственных слов и обозначать в них корень.
IV. Словарная работа.
Эта работа пройдет в парах. У вас на партах лежат картинки – карточки.
-Посмотрев на них, что вы можете сказать о них? (Это словарные слова).
- Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? Почему?
- Запишите верно, выделяя опасные места, поставь знак ударения. (1 уч-ся на обратной стороне доски для проверки).
Слабым учащимся карточки словарных слов с пропущенными гласными:
…громный, п…ртрет, кв…ртира, …оссия, м…нута.
- Проверка: (обмен тетрадями и проверка с доской).
V. Физминутка.
Презентация (для глаз «Весна» на Smart Board).
Над словами поработали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
VI. Актуализация опорных знаний.
1) – Каких животных изобразил художник?
- Какое лишнее, почему?
Отправляемся в гости к белке, но не просто так.
К слову БЕЛКА нужно подобрать из стихотворений, которые у вас на партах родственные слова.
- Что такое родственные слова?
-Что у них общего?
(учащиеся, читая свои стихотворения по очереди выходят к доске и записываю слова, объясняя, какой корень в слове и почему).
- Почему вы посчитали, что они родственные слова?
-А что такое общая часть в родственных словах?
-А может ли изменяться хоть одна буква в корне?
2) Мини выступление о белке (1 ученик).
- Прослушав выступление, вам задание: составить предложение по данной схеме.
3) Запись предложения по памяти.
-Что обозначает 1 слово? (признак)
-Что обозначает 2 слово? (предмет)
-Что обозначает 3 слово? (действие)
-Что обозначает схема 4 слова? (словарное слово)
Составление, проговаривание хором, правила написания, предупреждение ошибок (образец). Серая белка грызёт орехи.
4) – Белка принесла орехи с заданиями:
- Найди лишнее слово и докажи, запиши только родственные, выдели корень.
Лось, лоскут, лосёнок.
Лист, лиса, лисёнок. и др.
VII. Итог. Рефлексия.
-Что мы делали сегодня на уроке? (учились подбирать родственные слова и обозначать в них корень).
- Что такое родственные слова?
- Что такое корень в родственных словах?
Подсчет жетонов. Оценки за урок.
VIII. Домашнее задание стр. 170, упр. 5 (1,2).
Повторить правило.